Педагогические закономерности и методы исследования педагогики
Закон – это необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещей.
Закономерность– проявление закона в конкретных условиях, выражающие его сущность.
Закономерности педагогики-устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса образования.
Все закономерности подразделяют на две группы: общие и частные (специфические) закономерности.
-Закономерность обусловленности
Педагогический процесс зависит от 1) потребностей общества и личности, 2) возможностей (экономических, материальных, психологических…), 3) условий протекания педагогического процесса (санитарно-гигиенических, морально-психологических, материально-технических…)
-Закономерность двусторонности педагогического процесса
Во-первых, это взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения. Если нет какой-либо стороны взаимодействия, то нет либо деятельности преподавания, либо деятельности учения, а следовательно, нет обучения. Двусторонность имеет и другой смысл, обоснованный И. Г. Песталоцци. В процессе обучения происходит не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и одновременное развитие интеллекта человека. Отсюда следует, что обучение ведет за собой развитие.
-Закономерность единства врожденного и приобретенного
У каждого есть задатки, способности, есть свое понимание окружающей действительности, те знания которые вы приобретаете, после вашего их осознания и принятия становятся вашими…
-Закономерность развития личности в педагогическом процессе
Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: 1) наследственности, 2) учебно-воспитательной и социальной среды, 3)включенности в учебно-познавательную деятельности, 4) от методов, форм, средств педагогического взаимодействия.
-Закономерность динамики педагогического процесса
Педагогический процесс имеет постепенный, ступенчатый, развивающийся характер
-Закономерность чувственного, логического и практики в педагогическом процессе
Принимаем знания, осознаем их, владеем, применяем.
-Закономерность единства внешней и внутренней деятельности
Эффективность педагогического процесса зависит от качества педагогической деятельности и качества собственной деятельности обучающихся.
-Закономерность стимулирования
Продуктивность педагогического процесса зависит от 1) действия внутренний стимулов (мотивов), 2) интенсивности и своевременности внешних стимулов
-Закономерность управления учебно-воспитательным процессом
Эффективность педагогического процесса зависит от: 1) интенсивности образовательных связей между педагогом и обучающимся, 2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий.
Закономерности обучения находят свое конкретное выражение в принципах педагогического процесса.
Закономерности, охватывающие своим действием всю образовательную систему, называются общими:
1. Закономерность цели обучения.Цель обучения зависит от: а) уровня и темпов развития общества; б) потребностей и возможностей общества; в) уровня развития и возможностей педагогической науки и практики.
2. Закономерность содержания обучения.Содержание обучения (образования) зависит от: а) общественных потребностей и целей обучения; б) темпов социального и научно-технического прогресса; в) возрастных возможностей школьников; г) уровня развития теории и практики обучения; д) материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
3. Закономерность качества обучения.Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от: а) продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов; б) характера и объема изучаемого материала; в) организационно-педагогического воздействия обучающих; г) обучаемости учащихся; д) времени обучения.
4. Закономерность методов обучения.Эффективность дидактических методов зависит от: а) знаний и навыков в применении методов; б) цели обучения; в) содержания обучения; г) возраста учащихся; д) учебных возможностей (обучаемости) учащихся; е) материально-технического обеспечения; ж) организации учебного процесса.
5. Закономерность управления обучением. Продуктивность обучения зависит от: а) интенсивности обратных связей в системе обучения; б) обоснованности корректирующих воздействий.
6. Закономерность стимулирования обучения. Продуктивность обучения зависит от: а) внутренних стимулов (мотивов) обучения; б) внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.
Частные, обуславливаются специфическими особенностями системы профессионального образования
Профессиональная подготовка понимается как социально-педагогическая система, включающая в себя: цели, содержание, педагогический и производственный процессы, процесс управления, подчиняющиеся законам производства и педагогики.
Исследование –процесс формирования новых знаний, вид познавательной деятельности.
Методы исследования — это приемы и средства, с помощью которых получают достоверную информацию о педагогических явлениях.
Методы педагогического исследования – это совокупность способов и приемов познания объективных закономерностей обучения , воспитания и развития.
В целом все методы педагогического исследования могут быть разделены эмпирические (практические) и на теоретические .
1. Эмпирические методыили метод изучения педагогического опыта — наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, изучение и анализ документов, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент.
Общие эмпирические методы педагогического исследования:
Изучение и обобщение передового педагогического опыта основано на изучении и теоретическом осмыслении практики работы лучших учебных заведений и педагогов.
Изучение учебной документациии результатов деятельности обучаемых позволяет провести анализ, сопоставить и сравнить их во времени.
Эксперимент– специально организованная проверка педагогической гипотезы или метода
Наблюдение– целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления
Частные эмпирические методы педагогического исследования:
Опрос– метод сбора первичной информации в форме постановки стандартизированной системы вопросов.
Анкетирование– метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
Тестирование– целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Инструментальные эмпирические методы педагогического исследования
Инструментальные методы — специальные эмпирические методы исследований явлений и процессов, недоступных непосредственному восприятию, с применением приборов, инструментов, аппаратов.
Хронометраж применяется в исследованиях, связанных с результативными показателями трудовых действий, в том числе в процессе их освоения.
Хронометраж — это замеры отрезков времени, требующегося для выполнения отдельных действий, с целью определения оптимальных сроков, норм, и режима труда, в том числе ученических на разных этапах производственного обучения, темпа работы, режима труда, а также для изучения временной структуры движений, оценки степени тренированности учащихся или рабочих и т.д. При хронометраже используются либо обычные часы, секундомер, специальные приборы с датчиками — электронные секундомеры, хроноскопы, хронографы.
Биомеханические методы — это изучение пространственных, временных и силовых параметров трудовых движений: определение степени их совершенства, силового взаимодействия работающего с инструментом, станком, кинематики движения инструмента и рук, позы работающего и т.д. (циклографический метод, фотографирование, видеосъемка)
Циклографический метод. Циклограмма представляет собой проекцию последовательных элементов движения. Для получения циклограммы к инструментам, рукам или ногам прикрепляются электрические лампочки. Рабочий процесс фотографируется фотоаппаратом с постоянно открытым затвором. На фотопластинке остаются изображения лампочек в виде светлых точек, дающих траекторию соответствующего движения. Анализ траектории позволяет определить скорость, ускорение, темп, ритм, направление и другие компоненты движения.
Психофизиологические методы применяются для изучения функционального состояния организма человека в процессе и в результате учебной и трудовой деятельности. Среди них наиболее часто используются следующие методы (электромиография, электрокардиография, электродермография)
Электромиография — запись электрических потенциалов работающих скелетных мышц. Работа любой мышцы происходит при ее возбуждении, передаваемом из головного мозга по двигательным нервам в виде электрических импульсов. Электрическая активность мышцы определяет силу ее сокращения, что позволяет определить энергетические затраты человека на тот или иной вид деятельности.
Электрокардиография— регистрация электрических потенциалов сердечной мышцы. В профессиональной педагогике электрокардиография используется для оценки работоспособности. Например, по частоте сердечных сокращений можно судить о степени утомления человека во время работы.
Электродермография — регистрация электрических потенциалов кожи. Работа потовых желез, расположенных в коже человека, также происходит под воздействием электрических сигналов мозга.
Конкретные инструментальные методы в большинстве своем узкоспециализированы. Поэтому эффективное их применение, как правило, возможно лишь в комплексном сочетании с общепедагогическими методами исследований.
2. Теоретические методы — анализ педагогических идей, литературы, архивных материалов, документов, моделирование, математические и статистические методы. С их помощью интерпретируются, анализируются и обобщаются теоретические положения и эмпирические данные.
Анализ— мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение отдельных признаков и качеств явления.
Синтез— мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое (абстрактное) целое. Однако синтез — это не просто суммирование, а смысловое соединение. Если просто соединить явления, между ними не возникает системы связей, образуется лишь хаотическое накопление отдельных спичей. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны между собой в любом научном исследовании.
Сравнение— установлении сходств и различия между рассматриваемыми явлениями. При сравнении прежде всего необходимо определить основу сравнения критерий. Для того чтобы сравнить между собой определенные явления, необходимо выделить в них известные признаки и установить, как они представлены и сравниваемых объектах. Несомненно, составной частью сравнения всегда является анализ, так как во время сравнения и явлениях следует вычленить измеряемые признаки. Поскольку сравнение — это установление определенных соотношении между признаками явлений, то ясно, что в ходе сравнения используется и синтез.
Абстрагирование— мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета от других его признаков, свойств, связей.
Конкретизация— мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций (но своей логической природе противоположен абстрагированию).
Обобщение— выделение в процессах и явлениях общих черт, ч. с. обобщение исследуемого. Сравнивая явления между собой, исследователь устанавливает общие признаки явлений и на основе последних объединяет явления в одну смысловую группу. Обобщение тем убедительнее, чем большее количество существенных признаков явлений подвергнуто сравнению.
Моделирование— исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.
Индукция и дедукция— логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный — от общего суждения к частному выводу.
3. Математические методы:
Регистрация – подсчет количества тех или иных фактов.
Ранжирование – расположение собранных данных в определенной последовательности
Шкалирование – введение цифровых показатлей в оценку отдельных сторон педагогических явлений.
Квалиметрия – перевод качественных показателей в количественные
4. Статические методы: определение средних величин полученных показателей: определение медианы – показание середины ряда; подсчет степени рассеивания величин – дисперсии, т.е. среднего квадратичного отклонения; подсчет коэффициента корреляции и др.