Система дошкольного образования в постсоветский период
В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. В настоящее время функционирование образовательной системы в России осуществляется в соответствии с международным правом и законодательством Российской Федерации.[5. c .49]
Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. Дошкольное образование является первой ступенью в системе непрерывного образования, обеспечивая преемственность воспитания и обучения ребенка в условиях детского сада, семьи и школы.
В связи с реформированием системы образования на пороге 80–х–90х годов возникла «Концепция дошкольного воспитания» (авторы Василий Давыдов, В.А.Петровский). В ней обозначены четыре основных принципа, которые являются основополагающими для экспертных оценок дошкольного образования России:
– гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к семье, Родине, природе;
– развивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речи;
– дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения — развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностями;
– деидеологизация дошкольного образования — приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образовательных программ детского сада.
Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 2008 г. Согласно Типовому положению дошкольные учреждения призваны решать комплекс задач, как то:
– охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
– обеспечение познавательно–речевого, социально–личностного, художественно–эстетического и физического развития детей;
– воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
– осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
– взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
– оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.
Для современных дошкольных учреждений характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно–воспитательного процесса, использовании образовательных программ.
Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) предназначены для детей в возрасте от 2–х месяцев до 7 лет.[1. c .99]
В соответствии с типовым положением функционируют разные виды дошкольных учреждений.
К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:
– детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);
– детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);
– детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);
– детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно–гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);
– детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);
– детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);
– детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно–речевое, социально–личностное, художественно–эстетическое или физическое);
– центр развития ребенка — детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательно–речевое, социально–личностное, художественно–эстетическое и физическое).
В среднем по России различными формами дошкольного образования охвачены около 55% детей в возрасте от 1 года до 7 лет. [4. с .58]
Отечественная система дошкольного образования, по признанию специалистов всего мира, является уникальной. Как ни в одной другой стране, в российском детском саду ребенку обеспечивается не только уход, присмотр, воспитание и обучение, но и питание, медицинское обслуживание.
Заключение
Детский сад – образовательное учреждение для детей дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет), в Российской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения.
Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 8 до 18 часов пять раз в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе – на уровне первичных навыков чтения, письма и счета.
Дошкольное образование в России – обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.
Дошкольное образование осуществляется, как правило, в учреждениях дошкольного образования, учреждениях общего образования пред школа), учреждениях дополнительного образования детей (центры и объединения раннего развития ребенка), но может осуществляться и дома в семье.
Классификация детских садов:
детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением, например: физического, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания;
· центр развития ребенка – детский сад;
· детский сад комбинированного вида;
· детский сад компенсирующего вида.
Существует другая классификация, в которой детские сады делятся на четыре большие группы: муниципальные, ведомственные, частные (коммерческие) и домашние (семейные). В зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже, во многом, психологическая атмосфера.
В системе дошкольного образования можно выделить ряд проблем:
-нехватка мест (очереди в ДОУ)
-ветхие здания
-нехватка высококвалифицированных кадров
- недостаточное оснащение детских садов
- устаревание материально-технической базы
- невозможность обеспечить в некоторых дошкольных учреждениях достойный уровень учебно-методической базы,
- отсутствие компьютеров и подключения к Интернету в некоторых ДОУ.
Государство постепенно решает эти проблемы в следующих направлениях:
· Разрабатывается новый профессиональный и образовательный стандарт для работников системы дошкольного образования;
· Строятся новые здания под детские сады, предлагаются проекты по привлечению частных инвесторов с целью постройки и приобретения новых помещений и зданий, в которых будут располагаться ДОУ. Эта деятельность поможет решить проблемы дошкольного образования, связанные с нехваткой мест в детских садах;
· Рассматриваются новые проекты по финансированию детских садов. Объём планируемых средств, которые будут выделены на развитие дошкольного образования в 2013-15 гг. превышает 1 трлн. рублей;
· Создаются благоприятные условия для побуждения частных предпринимателей к открытию дошкольных образовательных учреждений на частной основе.