Понятие о содержании образования. Современные концепции содержания образования
Содержание образования — специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Это тот конечный результат, к которому стремится учебное заведение, тот уровень и те достижения, которые выражаются в категориях знаний, умений, навыков, личностных качеств.
Элементы (особый вид) содержания образования:
1. Уже добытые обществом знания о природе, обществе, человеке.
2. Опыт осуществления известных способов деятельности (например теоремы).
3. Опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом.
4. Опыт эмоционально-ценностных отношений к миру.
Источники формирования содержания - культура или социальный опыт.
Содержание образования, то есть его конкретные параметры, зависит от ряда факторов и в первую очередь от цели.
Цель - это идеал, в качестве которого берется член будущего общества, целостный человек (личность).
Другие факторы, оказывающие влияние на содержание образования:
- уровень развития науки и техники;
- субъективный фактор: политика правящих классов;
- методологическая позиция ученых;
- традиции государства в области стратегии образования.
Принципы конструирования содержания образования:
- принцип соответствия содержания образования уровню современной науки, производства к основным требованиям развивающегося демократического образования;
- принцип учета содержательной и процессуальной стороны обучения. (Все виды творческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах);
- принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личного развития и становления школьника.
Основанием для отбора содержания образования служат принципы педагогического процесса и общедидактической системы критериев. Это следующие критерии:
- целостного отражения в содержании школьного образования задач формирования творческого самостоятельно мыслящего человека;
- высокой научной и практической значимости содержания образовательного материала, включаемого в каждый отдельный взятый учебный предмет и систему учебных дисциплин, изучаемых в школе;
- соответствия сложности содержания образовательного материала реальным возможностям школьников данного возраста;
- соответствия объема содержания имеющемуся времени на изучение данного предмета;
- учета международного опыта построения содержания общего среднего образования;
- соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе современной школы.
Концепция –это общие основные основы воспитания на базе которых разрабатываются программы воспитания исходя из конкретных возможностей и собственных социально – педагогических условий конкретного образовательного учреждения.
Концепция, разработанная коллективом под руководством Мальковой и Новиковой. В этой концепции воспитание понимается как педагогически рациональное управление процессом развития растущего человека как индивида и субъекта как личности и индивидуальности. Они разработали гуманистическую систему воспитания, в которую включили идеалы:
- личностный подход в воспитании;
- принципы природосообразности;
- принцип культуросообразности;
- гуманизация межличностных отношений;
- опора на сознание, поведение, чувства воспитанников;
- деятельностный подход, деференцированный подход, средовый подход в организации воспитательного процесса.
Концепция Олега Газмана. «Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя».
Цель – дать каждому школьнику базовое образование и базовую культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные условия и объективные возможности семьи, школы, общественности и государственной власти на месте.
Выделены приоритетные направления культуры:
- культура жизненного самоопределения;
- культура семейных отношений;
- экономическая культура и культура труда;
- политическая и правовая культура;
- культура интеллектуальная, нравственная, культура общения, эстетическая и физическая;
- экологическая культура.
Концепция Сазонова В.П. «Педагогическая система на основе потребностей человека». Путь к ребенку лежит через его самосознание. Воспитание есть духовное «питание» воспитанника и восхождение с ним на новый уровень отношений с миром и с самим собой. Тогда педагог сможет овладеть главным в педагогическом искусстве: «читать» мотивы поведения и побуждать ребенка к самовоспитанию.
Концепция Караковского В.А. «Технология воспитания на основе общечеловеческих ценностей». За основу педагогического процесса (учебно – воспитательного) взяты общечеловеческие ценности: земля, Отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек - т.е. это те ценности которые вырабатывались веками на протяжении всей истории человеческой цивилизации, при этом цель воспитания – максимальное развитие личности, а главное средство воспитания «разумно организуемое общество». Под которым педагоги понимают: школьное общество как содружество детей и взрослых связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни и гуманными отношениями.
Программа воспитания «Петербургская концепция» разработана научно-педагогическим коллективом под руководством Колесниковой И.А. Воспитание в этой концепции – взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в разных сферах современного бытия. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у воспитанников решать жизненные проблемы, находить способы построения нравственной жизни на сознательной основе. Цель воспитания ориентирована на формировании у личности рефлексивного творческого нравственного отношения к собственной жизни.
Концепция Прозументова Г.Н. г. Томск. «Школа совместной деятельности». Основная идея состоит в том, что развитие ребенка и педагога происходит через развитие их как субъектов совместной деятельности. В основе лежит теория и методика коммунарского воспитания. В основе идеи Шацкого, Макаренко, Сухомлинского.
12. Федеральный, национально-региональный и школьный компоненты базисного учебного плана. Особенности отбора содержания образования в разных типах учебных заведений.
Стандарт образования является федеральным нормативным документом, в обязательном порядке определяющим:
- минимум содержания основных образовательных программ;
- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;
- требования к уровню подготовки учеников.
Деление содержания образования на федеральный, региональный и школьный компоненты обеспечивает вариативность содержания образования в школах разного типа.
С 1993 года школы России в работе опираются на базисный учебный план, разработанный Министерством образования РФ.
Базисный учебный план - основной государственный нормативный документ, является составной частью Госстандарта. Служит основой для разработки региональных и рабочих учебных планов.
Региональный базисный учебный план разрабатывается региональными органами управления образованием на основе государственного базисного учебного плана, носит рекомендательный характер.
В структуре базисного учебного плана выделяются инвариантная (неизмененная) часть, предполагающая обязательные учебные предметы и вариативная (изменяющаяся) - включает учебные предметы, которые учитывают национальные, социальные особенности и традиции народов данного региона.
В учебном плане любого общеобразовательного учебного заведения выделяются два основных вида учебных занятий (обязательные занятия: составляющие базовое звено общего среднего образования и по выбору; факультативные занятия). Учебный план школы (общеобразовательных учреждений) разрабатывается на основе государственного Базисного и регионального. Отражает особенности конкретной школы, в зависимости от типа образовательного учреждения (гимназия, лицей и др.).
Учебный план - это государственный документ, определяющий перечень и объем изучаемых предметов по классам.
Принципы построения учебного плана:
- гармоническое сочетание естественно-математических и гуманитарных наук;
- параллельное изучение данных наук;
- не все науки введены, но даются их основы (космонавтика, языкознание, этнография и др.);
- целостность плана.