Технология диагностирования в системе методической работы
Содержание
Педагогическая диагностика в системе методической работы…………………………….. 2
Методы диагностики……………………………………………………………………………….. 2
Анкета «Каков ваш творческий потенциал»……………………………………………………. 3
Анкета «Совершенствование профессиональной деятельности педагогов»……………. 5
Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности………………………………………………………………………………………… 5
Опросник «Эмоциональное возгорание»………………………………………………………. 8
Методика выявления уровня педагогического мастерства…………………………………. 9
Анкета на наличие потребностей в изучении своей профессиональной деятельности и отношения к инновациям………………………………………………………………………….. 10
Анкета для самооценки знаний и умений учителя при переходе на обучение по новой педагогической технологии……………………………………………………………………….. 10
Диагностика личностных качеств учителя………………………………………………………12
Тест на выявление тенденций к стилям педагогического общения……………………….. 14
Самооценка эмпатических способностей……………………………………………………….16
Тест «Самоконтроль в общении»…………………………………………………………………17
Психологический портрет учителя………………………………………………………………. 18
Оценка удовлетворённости профессией учителя…………………………………………….. 23
Мотивация успеха и боязнь неудачи……………………………………………………………. 26
Анкета на наличие чувства юмора………………………………………………………………. 27
Тест «Мотивация успеха»………………………………………………………………………… 28
Анкета для выявления характера взаимоотношений в педагогическом коллективе…… 29
Карта образовательных запросов педагогов………………………………………………….. 29
Методика изучения качественных эмоциональных характеристик………………………... 30
Умеете ли вы контролировать себя?.....................................................................................32
Тест «Самоопределение уровня готовности педагога к воспитательной работе……… 32
Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей………………………………………………………… 36
Диагностика дидактико-методических умений учителя………………………………………38
Карта «Затруднения педагога»……………………………………………………………………39
Анкета для учителей по выявлению проблем и успешных аспектов педагогической деятельности при подготовке и проведении уроков…………………………………………..41
Анкета «Какой вы педагог»…………………………………………………………………………41
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Кто владеет информацией, тот владеет всем. Ли Якокка
Практика показала, что без диагностики нельзя оптимально управлять какими бы то ни было педагогическими процессами. Смысл диагностирования состоит в том, чтобы получить реальную и по возможности наглядную картину действительности.
Педагогический диагноз – это определение сущности явлений в сфере педагогической деятельности, процессов на основе их всестороннего изучения, наглядное отражение комплексного действия педагогических факторов. Назначение его – дать педагогу и руководителю оперативную и надежную информацию о том, как переплетаются во взаимодействии многие причины, какие из них в этот момент достигают критических значений. Диагностировать надо все компоненты образовательно-воспитательного процесса, используя при этом целый комплекс различных методик (наблюдение, анкетирование, тестирование и др.).
Исследования показывают, что педагоги-мастера отличают такие профессиональные качества личности, как потребность в самоанализе собственной деятельности, способность к диалогу с детьми и родителями, стремление к овладению новыми методами диагностики и самодиагностики, способность к адекватной самооценке.
Изучение деятельности и личности педагога – необходимая предпосылка повышения качества и эффективности методической работы. Методическая работа призвана помочь педагогу добиться высоких результатов в обучении детей. Выполнить эту задачу можно только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования, но и реальных возможностей каждого педагога. Диагностический подход позволяет:
– точно учесть потребности педагога по всем направлениям развития педагогического мастерства;
– объективно оценить промежуточные и конечные результаты;
– определить перспективы создания наиболее благоприятных условий для развития творческой деятельности;
– наметить программу роста педагогического мастерства каждого педагога путем совершенствования учебно-воспитательной работы всего коллектива;
– учесть при организации методической работы не только проблему взаимопомощи в овладении профессиональными знаниями, но и аспекты психологической совместимости в создании микрогрупп и школ передового опыта;
– обеспечить тесную взаимосвязь методической работы с учебой воспитателей, с повышением их общего культурного кругозора;
– обеспечить оптимальное планирование методической работы в детском саду, которое является функцией и составным элементом общей системы образовательного управления;
– систематизировать всю работу школьных учреждений.
Таким образом, диагностирование переворачивает управленческую пирамиду и во главу угла ставит личность педагога, его профессиональные запросы, потребности.
С целью их изучения и оказания помощи школьным учреждениям можно использовать различные диагностические методики
Технология диагностирования в системе методической работы
1. Определение целей и задач педагогического диагностированияв системе внутри (до)школьной методической работы.
2. Планирование предстоящего диагностирования.
3. Выбор оптимальных диагностических средств (критериев, уровней, методов)
4. Сбор информации о диагностируемом объекте (соотношение реального состояния с оптимальным).
5. Обработка полученной в результате проведенной диагностики информации, ее анализ.
6. Синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство, на основе анализа достоверной информации.
7. Прогнозирование перспектив дальнейшего методического педагога.
8. Обоснование и оценка педагогического диагноза.
9. Практическое использование результатов педагогического диагноза в организации внутри (до)школьной методической работы.
10. Осуществление коррекции по управлению методическим процессом с целью профессионального развития педагогов.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ
Основы классификации | Методы | Содержание |
По степени «вмешательства» в поведение воспитателей: | 1. Наблюдение | Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения |
Пассивные | 2. Анкетирование | Метод социально-психологического исследования с помощью анкет |
3. Тестирование | Метод психологической диагностики, использующий стандартизированные воп- росы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Применяется для стандартизированного измерения индивидуальных различий | |
4. Интервьюирование 5. Сбор косвенных данных о воспитателе 6. Анализ документации | Метод получения информации с помощью устного опроса. Отзывы о воспитателе со стороны детей, родителей, коллег. Анализ содержания плана воспитательно-образовательной работы, карт индивидуального развития детей и др. | |
Активные | 1. Диагностический эксперимент 2. Создание ситуаций (например, ситуаций методического развития воспитателя): | Естественный эксперимент с постановкой диагностической дели |
а) «выбора приоритетов»; | В ходе проигрывания ситуации нос-питатель сопоставляет варианты решении, останавливается на главном | |
б) «профессионального диалога»; | Возможность посмотреть на одну ситуацию с разных сторон | |
в) «отказа от стереотипов» | Поиск творческих вариантов, неординарных выходов | |
3. АКС (анализ конкретных ситуаций) | Поиск оптимальных вариантов путем коллективной мыследеятельности |
Тест “Какой Ваш творческий потенциал?”
Выберите один из предложенных вариантов ответа.
1. Считаете ли Вы, что окружающий Вас мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорошо;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаете ли Вы, что сможете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаете ли Вы, что некоторые из Ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой Вы работаете:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаете ли Вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда Вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли Вы, что осуществите свое начинание:
а) да;
б) часто думаю, что смогу;
в) да, часто.
6. Испытываете ли Вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:
а) да, неизвестное меня привлекает;
б) неизвестное меня не интересует;
в) все зависит от характера этого дела.
7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли Вы желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяюсь тем, чего успел (а) добиться;
в) да, но только если мне это нравится.
8. Если дело, которое Вы не знаете, Вам нравится, хотите ли Вы знать о нем все:
а) да;
б) нет, хочу научиться только самому необходимому;
в) нет, хочу удовлетворить только свое любопытство.
9. Когда Вы терпите неудачу, то:
а) какое-то время упорствую вопреки здравому смыслу;
б) махну рукой на эту затею, так как понимаю, что она нереальна;
в) продолжаю делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. Профессию следует выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, нужной и профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, могли бы Вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
а) да;
б) нет, боюсь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после беседы сможете ли Вы вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не могу;
в) запомню только то, что меня интересует.
13. Когда Вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторю, по не совсем правильно.
14. В свободное время Вы предпочитаете:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться вкомпании;
в) безразлично, буду ли я один(одна) в компании.
15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется Вам отлично выполненным;
б) более-менее доволен (а);
в) не все удалось сделать.
16. Когда Вы одни (одна):
а) люблю мечтать о каких-то даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаюсь найти себе занятие;
в) иногда люблю помечтать, о вещах, которые связаны с моей работой.
17. Когда какая-то идея захватывает Вас, то Вы станете думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем нахожусь;
б) могу делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда Вы отстаиваете какую-то идею:
а) могу отказаться от нее, выслушав убедительные аргументы оппонентов;
б) останусь при своем мнении, какие бы аргументы пи выслушал (а):
в) изменю свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Подсчет очков: за ответ “а” – 3; “б” – 1; “в” – 2.
вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы Вашей любознательности;
вопросы 2, 3, 4, 5, – веру в себя;
вопросы 9 и 15 – постоянство;
вопрос 10 – амбициозность;
вопрос 12 и 13 – слуховую память;
вопрос 11 – зрительную память;
вопрос 14 – стремление быть независимым (ой);
вопрос 16, 17 – способность абстрагироваться;
вопрос 18 – степень сосредоточенности.
Эти способности составляют основные качества творческого потенциала.
49 и более очков. В Вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет Вам богатый выбор творческих возможностей.
От 24 до 48 очков. У Вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют Вам творить. Но у Вас есть проблемы, которые тормозят процесс творчества.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, невелик. Но, может быть, Вы просто недооцениваете себя, свои способности? Преодолейте отсутствие веры в себя, и Вы много сможете достичь.
АНКЕТА
«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА»
1. Ф. И. О.
2. Стаж работы. Ведущие профессиональные интересы, умения.
3. Не основные профессиональные знания и умения.
4. Дополнительные интересы (хобби).
5. Что мешает Вам работать (основные профессиональные проблемы).
6. Разделив лист на две части, слева запишите, что Вам, на Ваш взгляд, более всего удается в Вашей работе, справа – в чем Вы испытываете затруднения.
7. Где и когда Вы повышали свою квалификацию. Оцените по 10-балльной шкале пользу этого мероприятия (10 баллов – очень хорошо, 1 балл – очень плохо.)
8. В какой форме Вы занимаетесь самообразованием и чего Вам удалось достигнуть.
9. Запишите, каких достижений Вы добились в этом учебном году в преподавании своего предмета во внеклассной работе по предмету, в воспитательной деятельности, в общественно-педагогической деятельности.
10. Есть ли в Вашем коллективе коллеги, которые оказывают Вам профессиональную помощь, и есть ли педагоги, которым Вы оказываете помощь.
11. Сколько времени у Вас уходит на подготовку к одному уроку (в среднем).
12. Последнее время вы работаете над:
– составлением новой программы;
– разработкой новой методики;
– написанием статьи, учебного пособия, сценарием;
– разработкой средств наглядности;
– допишите недостающее.
13. Уроки кого из коллег Вы хотели бы посещать.
14. Где, чему и у кого Вы хотели бы учиться (на выезде).
15. Каких знаний Вам не хватает.
16. Какие темы в рамках школьного научно-методического семинара Вы предложили бы к обсуждению.
17. Какую экспериментальную работу Вы хотели бы выполнять совместно с учащимися.
Вопросник для анализа учителем особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова)
Инструкция. Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все). Подсчитав количество выбранных ответов «да» в каждой колонке, Вы сможете определить свой стиль работы.
№ | Вопросы | ЭИС | ЭМС | РИС | РМС |
1. | Вы составляете подробный план урока? | нет | да | нет | да |
2. | Вы планируете урок лишь в общих чертах? | да | нет | да | нет |
3. | Часто ли Вы откланяетесь от плана урока? | да | да | да | нет |
4. | Отклоняетесь ли Вы от плана урока, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? | нет | да | да | да |
5. | Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? | да | да | нет | нет |
6. | Вы постоянно следите за тем, как усваивается материал в процессе усвоения? | нет | да | да | да |
7. | Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? | нет | да | да | да |
8. | В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика? | нет | нет | да | да |
9. | Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? | нет | да | да | да |
10. | Вы всегда добиваетесь, чтобы ученик исправил свой ответ? | нет | нет | да | да |
11. | Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? | да | да | да | нет |
12. | Вы часто меняете виды работы на уроке? | да | да | нет | нет |
13. | Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? | да | нет | да | нет |
14. | Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? | да | нет | нет | нет |
15. | Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? | нет | да | нет | нет |
16. | Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? | да | да | нет | нет |
17. | Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? | да | да | нет | нет |
18. | Вы всегда укладываетесь в рамки урока? | нет | нет | да | да |
19. | Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? | нет | да | нет | да |
20. | Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? | нет | да | да | да |
21. | Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам? | да | нет | нет | нет |
22. | Часто ли Вы поощряете учащихся за хорошие ответы? | да | да | да | нет |
23. | Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы? | нет | да | нет | да |
24. | Часто ли Вы контролируете знания учащихся? | нет | да | нет | да |
25. | Часто ли вы повторяете пройденный материал? | нет | да | да | да |
26. | Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? | нет | да | нет | да |
27. | Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках? | да | да | да | нет |
28. | Как вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках? | да | да | да | нет |
29. | Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? | да | да | нет | нет |
30. | Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? | нет | да | нет | нет |
31. | Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? | нет | да | нет | да |
32. | Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? | нет | да | нет | да |
33. | Вы часто анализируйте свою деятельность на уроке? | нет | да | нет | да |
ПРИМЕЧАНИЕ: наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в колонке.
Интерпретация