Вклад в развитие дефектологии династии Рау
Ф.А.Рау и Н.А.Рау являются основоположниками династии российских сурдопедагогов и основателями московской научной сурдопедагогической школы. Им принадлежит разработка педагогической системы обучения детей с недостатками слуха, совершенствование ее, разработка новых положений отечественной системы обучения глухих и слабослышащих детей в различные периоды ее становления.
Проблема изучения детей с нарушениями слуха и речи неизбежно основывается на достижениях зарубежной сурдопедагогики, творческим проводником которой в России стал Ф.А.Рау. Он обобщил и систематизировал достижения сурдопедагогической науки в конце XIX -начале XX вв. и разработал проблемы специальных методов обучения глухонемых, опираясь на самые значимые и рациональные западные и российские педагогические системы. Исследование подтверждает первенство и новаторство членов династии Pay по проблемам дифференцированного обучения детей с нарушениями слуха, разработки методов обучения глухих устной речи и чтению с губ, создания учебно-методических пособий, подготовки научных и практических кадров.
Первые попытки создания дифференцированной системы обучения детей с нарушениями слуха принадлежат Ф.А.Рау. Он был проводником развертывания классов и школ для тугоухих (по современной классификации слабослышащих) в 20-30-е годы XX в.
Формирование логопедии как педагогической научной дисциплины является также одним из приоритетных направлений в научно-педагогической деятельности Ф.А.Рау, который разработал классификацию речевых нарушений, методику исправления речевой патологии, специальные средства для исправления нарушений речи, разработал систему учреждений логопедической помощи и первую школу по подготовке логопедов-педагогов.
Н.А.Рау - основоположник дошкольного обучения глухих в России, организатор первого в России и Европе детского сада для глухих (1900), создатель первого методического пособия по обучению глухих дошкольников (1947). На основе внедренных в практику научных данных Н.А.Рау доказала, что глухонемой ребенок дошкольного возраста в состоянии овладеть речью, как средством общения и познания, что можно расширить его кругозор, развить мышление и воспитать его нравственные чувства, начиная с раннего детства, так как этот возраст наиболее гибкий и чувствительный.
Н.А.Рау, не ограничиваясь развитием так называемой «сенсомоторной культуры» (Монтесори, Декроли), абсолютно исключающей занятия по развитию словесной речи, создала собственную методику общего и речевого развития глухих дошкольников. Учитывая возрастные возможности глухих детей Н.А.Рау разработала «материнский метод», сущность которого составляли специфические принципы и приемы работы над фонетической стороной речи путем использования всех сохранных анализаторов, в отличие от аналогичного метода сестер Гаррет (США), игнорировавших работу над произношением.
Н.А.Рау оказала огромную помощь оглохшим и позднооглохшим. Для них она создала методическое руководство «Чтение с губ», девиз которого «Подчини глухоту себе, но не подчиняйся ей сам».
Подготовка педагогических кадров и работа с родителями нашли отражение в ее педагогических трудах.
Вклад Н.А.Рау в сурдопедагогику заключается также в разработке программ обучения и учебников, методического пособия по дошкольному обучению и воспитанию глухих детей, методическом руководстве садами для глухих детей. В завещании своим детям и внукам она написала: "Продолжайте мое любимое дело - дошкольное воспитание глухонемых и моих несчастных страдальцев-позднооглохших! Не покидайте тех, кому я была особенно нужна".
Создание системы воспитания глухих детей раннего дошкольного возраста и внедрение ее в практику принадлежит Е.Ф.Рау. Научно-педагогическая деятельность Е.Ф.Рау особенно ярко проявилась в разработке путей формирования речи у глухих детей раннего дошкольного возраста на базе развития остаточной слуховой функции и построения музыкально-двигательной работы. Большой заслугой Е.Ф.Рау является стремление максимально приблизить процесс воспитания глухих и слабослышащих дошкольников к естественному пути развития нормально слышащего ребенка, используя компенсаторные возможности, связанные с опорой на сохранные анализаторы.
Неоценим вклад Е.Ф.Рау в логопедическую науку: ею созданы программы и учебно-методическое пособие по курсу логопедии, она разработала ряд методических пособий, посвященных исправлению речи заикающихся преддошкольного и школьного возраста, исправлению речи при различных видах гнусавости и др.
Е.Ф.Рау известна в сурдопедагогике как популяризатор методов обучения и воспитания детей с нарушениями слуха и речи; работы в журналах «Раннее детство», «Вопросы материнства и младенчества», «Советская женщина» и др.
Развитие научно-теоретических проблем сурдопедагогики связано с исследованиями Ф.Ф.Рау о функционировании устной речи у глухих в качестве средства общения, базы владения языком и речевого мышления. Важным является вывод о том, что обучение глухих должно строиться на полисенсорной основе с учетом возможностей сохранных анализаторов глухого ребенка и их кооперации в процессе обучения речи. Ему принадлежит создание системы обучения глухих детей устной речи, дальнейшее совершенствование которой проведено в условиях коммуникативно-деятельностной системы обучения языку и интенсивного развития остаточного слуха при использовании современной звукоусиливающей аппаратуры индивидуального и коллективного пользования.
Одним из приоритетных направлений научной деятельности Ф.Ф.Рау является разработка оригинальной системы обучения глухих устной речи в первоначальный период. Система Ф.Ф.Рау базируется на теоретических положениях, которые по своему уровню представляют значительный прогресс по сравнению с ранее существовавшими системами. На основе разработки концентрического аналитико-синтетического полисенсорного метода обучения с применением сокращенной системы фонем, Ф.Ф.рау доказывает, что созданная им система обучения глухих устной речи позволяет резко расширить отбор словесного материала, организовать общение на словесной основе, обеспечивает достаточно полное усвоение устной речи.
Дальнейшее совершенствование и развитие теории и практики раскрывается в научно-практическом наследии Ф.Ф.Рау. При его непосредственном участии и под его руководством разработан учебный предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения», создающий надежную основу обучения глухих языку как средству общения. Множество трудов, созданных Ф.Ф.Рау,обращено непосредственно в практику. Большое значение в жизни Ф.Ф.Рау имела разработка научно-методических пособий, среди которых особую значимость представляет монография «Устная речь глухих», а также пособия по обучению произношению для школ глухих.
Подготовка Ф.Ф.Рау научных и практических кадров сурдопедагогов связана также с решением проблем теории и практики обучения глухих детей устной речи, развития и использования остаточного слуха.
Заслуга Ф.Ф.Рау в развитии сурдопедагогической науки состоит также в том, что в каждый труд, который был обращен в практику, он непременно вносил элементы теоретической новизны.
Вклад в российскую сурдопедагогику потомков Ф.А.Рау и Н.А.Рау прослеживается в преемственности пяти поколений. Ученые Е.Ф.Рау, Ф.Ф.Рау, М.Ю.Рау, Е.Ю.Рау, О.Н.Шумская, педагоги-практики 3.Ф.Рау, Т.С.Pay, Н.Ю.Туркина (урожденная Pay), студенты M.Jl.Pay, Е.А.Шумская, следуя семейным традициям и завещанию основоположников сурдопедагогической школы династии Pay продолжают начатое ими дело, развивают их идеи на научно-теоретическом и практическом уровнях.
Ученики и последователи Ф.А.Рау, Н.А.Рау, Е.Ф.Рау и Ф.Ф.Рау продолжили и продолжают развивать их идеи, разрабатывая отдельные теоретические и практические аспекты работы учебно-воспитательного обр&ьовйния процесса дошкольного и школьного "Утухих детей (А.Г.Басова, И.Г.Багрова, К.А.Волкова, В.И.Бельтюков, А.И.Дьячков, И.Н.Красных, Э.В.Миронова, Л.В.Николаева, Л.П.Носкова, Н.Ф.Слезина, Н.Д.Шматко и др.). В учреждениях для детей с нарушениями слуха и речи работали и продолжают работать многочисленные сурдопедагоги-практики, которые приобретали знания и навыки работы под руководством членов династий Pay, их учеников и последователей.