Становление идей дошк. Дидактики

Билет. Общее понятие о дидактике. Дошкольная дидактика. Основные категории дидактики.

Дидактика-это часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и оборудования.(ст гр.получающий и изучающий).

.

Впервые слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) ( 1571 – 1635) для обозначения искусства обучения.

Аналогично трактовал дидактику Я.А. Коменский, как «универсальное искусство обучения всех всему».

Дошкольная дидактика- это отрасль общей дидактике она является теорией образования и обучения детей дошкольного возраста. Определение и цели, разрабатывает содержание, методы и формы организации обучения, обеспечивающие всестороннее развитие дошкольников и подготовку и их обучение в школе.

Основные категории: --преподавание

+ учение, обучение, обучение образования, знания ,умение, навыки, цели, содержание, организация, форма, метод, средство, результаты, дидактические системы, технологии обучения.

.

Дошкольная дидактика – это отрасль общей дидактики. Она является теорией образования и обучения детей дошкольного возраста. Определяет цели, разрабатывает содержание, методы и формы организации обучения, обеспечивающие всестороннее развитие дошкольников и подготовку их к обучению в школе.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение - специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями.

Образование – объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Знание – совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом.

Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучение, образование) – система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (внешний вид, оболочка) – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод (путь, способ) – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются речь педагога, его мастерство, учебники, оборудование.

Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Дидактические системы

Технологии обучения

Дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.

Она выполняет две основные функции:

1) теоретическую (диагностическую и прогностическую);

2) практическую (нормативную, инструментальную).

Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности.

По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактики. Предметом исследования общей дидактики является процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит.

Частные дидактики называются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных дисциплин.

Ответ на вопрос№2

Становление идей дошк. Дидактики.

Я.А. Каменский.

Выделил программу материнская школа и создал книгу «Материнская школа».Цель: Дошкольное обучение он видел в освоении ребенком разнообразных знаний об окр,мире, в нравственном развитии и подготовки к школе. Он разработал впервые в педагогике программу знаний для обучения маленьких детей в семье. Программу «полезные науки» составляют знания по темам: оптика, география, физика, экономика, геометрия, астрономия и т.д. Каменский считал, что обучение детей дошк.возр. должно проводиться виде бесед родителей с детьми. Он говорил, что у каждого ребенка разные возможности, с которыми необходимо считаться. Каменский рекомендует игры и развлечения, дающие детям знания и беседы, упражнения с детьми. Были поставлены вопросы:- О воспитании и обучении как едином процессе на всех возрастных ступенях. – о программе и методах воспитания и обучения на ступенях дошк.возр.

И.П. Пестолоции : 1.познание окр, мира с раннего возраста через обучение.2. цель обучения – гармоничное развитие сил и способностей. Обучение путем упражнений, наблюдений, образования правильных ясных понятий. Дидактики Каменский и Пестолоции раскрывают содержание дошк.образов. принципы природосообразности обучения, учитывающего возрастные ступени развития детей.

Ф.Фребель. Он разработал систему обучения в детском саду. Основу ее составляют: программа, сочетающая знания и способы деятельности. Организация обучения в форме последовательно усложняющих знаний. Всех детей обучает воспитатель, он ее называет садовницей. Создал занятия игры, т.е. содержание занятий в играх. Идея соединения обучения и игры.

В.Ф. Одоевский. Он занимался вопросами обучения детей от 4 до 10 лет. Выявил основную особенность начального обучения – его содержание представляет руководство «наука до науки». Он считал главная задача дошк.обуч. – научить детей учиться, развивать их умственные способности, не стремиться к обилию знаний. Предлагает методику обучения детей, упражнения для развития умения наблюдать, сравнивать, анализировать, называть предметы и определять их назначение.

К.Д. Ушинский. Разработал курс педагогики, дидактики разделен на общую и частичную части. Задачи дошк.обуч. – это развитие умственных сил и речи ребенка, в формировании умения управлять своими психическими процессами и поведением. Ушинский считал необходимым воспитывать у детей привычку к умственному труду, любовь к нему и осознанное отношение.

Существенный вклад в несли: В.Н.Водолазова, П.Ф.Лесгафт, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина.

Е.И.Тихеева. Планомерное проведение работы по умственному воспитанию. Программа знаний. В плане знаний должна быть заложена возможная последовательность. На занятиях должно быть обязательно дидактический материал и дидактические игры. Необходимость систематизации.

А.П.Усова. Возглавила исследования по разработке теоретических основ, содержания, методики дошк.обр. Дала характеристику учебной деятельности и направления ее развития в условиях специально организованного обучения. Были определенны содержания образовательной работы для каждой возрастной группы, средства и формы организации обучения. Введение в практику частных методик. Выдвинула идею, что программа должна включать научные знания.

В современную дошк.дидактику внесли большой вклад.А.В.Запорожец.,Д.Б.Эльконин,В.В.Довыдов – они проводили психолого-педагогическое исследование возрастных возможностей усвоение знаний.

Вопрос 3. Современная дидактическая концепция.

Носит гуманистический характер. Определяет понимание обучения, прежде всего как развивающего и воспитывающего процесса, как средства развития личности в соответствии с социально обусловленными целями и образовательными запросами граждан. Акцент делается на активные формы учебно-педагогического процесса, субъект-субъектные отношения взаимодействия, сотрудничество педагогов и обучающихся, а также самих обучающихся друг с другом.

Существуют разные концепции обучения: традиционная концепция(педагогоцентрическая), педоцентрическая концепция, современная дидактическая концепция.

Современная дидактическая концепция основана на взаимодействии и взаимопонимании педагога и ученика. Задача учителя – поставить цель, проблему; он является активным помощником в поиске выхода из трудной образовательной ситуации. В ходе совместной деятельности учителя и ученика задача должна быть разрешена. В обучении приветствуются коллективная деятельность и анализ знаний.

Подходы современной дидактики:

1)личностный подход. Предлагает в качестве ведущего ориентира, основного содержания, главного критерия успешности обучения не только знания, умения навыки, но формирование личностных качеств: направленности, активности, творческих способностей, воли, эмоциональной сферы, черт характера

2)деятельный подход. Предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности.

3)социальная направленность и коллективистский подход. Нацеленность педагогического процесса на формирование общественно ценных отношений.

4)целостный подход (интеграция содержания). Связан с единым комплексным планированием и осуществлением в каждом из основных направлений учебной и внеучебной деятельности образовательных и развивающих задач.

5)оптимизированный подход. Предполагает достижение максимально возможных для конкретных условий результатов на базе экономных затрат времени и сил обучаемых и педагогов.

6)технологический подход. Позволяет отрабатывать схемы и алгоритмы обучающей и учебной деятельности, гарантирующие получение планируемых результатов. 7)творческий, инновационный подход. Требуют постоянной диагностики, исследования достигнутого обучающимися уровня обученности и воспитанности, поиска наиболее эффективных методов и форм деятельности, сотрудничества.

Развитие отечественного образования.

1)изменение целей образовательной системы. Переход от «знаниецентрической» организации (определяющей ведущими целями и результатами обучения знания, умения навыки ученика) к развитию способностей.

2)расширение содержательной базы образования.Достижения человечества, способствующие его прогрессивному развитию ( вечные человеческие ценности, научно обобщенные знания, представления, основанные на общем восприятии, чувстве, интуиции, получившие отражение в искусстве, в религии, народных традициях, или житейском опыте, способность к творчеству.

3)переход на позиции вариативности (наличие нескольких или многих вариантов) образовательных программ, многообразие типов учебных заведений

4)новые методы, формы, средства, технологии направлены на развитие способностей.

Современная концепция дошкольного образования, которое должно стать, по мнению разработчиков новой версии закона «Об образовании», «доступным и бесплатным», предполагает, что целью и результатом дошкольного образования будет формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации; умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий; способностью к критическому суждению в отношении информации, с которой работает; владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни, работать в команде на общий результат; умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её, вести дискуссию таким образом, чтобы она приводила к новому пониманию проблемы, а не к конфликту.

Вопрос №4

Наши рекомендации