Анализ научно-методической литературы. Методика физической подготовки спортсменов с нарушением слуха занимающихся легкой
Методика физической подготовки спортсменов с нарушением слуха занимающихся легкой атлетике, в группах спортивного совершенствования
Квалификационная работа
Студентки V курса заочного отделения
Жукова К. В.
Научный руководитель:
Кандидат педагогических наук, доцент
Томашевская О. Б.
Калининград 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
I. Методологическая база и организация исследования……………...........6
II. Результаты исследования………………………………………………...11
2.1 Современное состояние методики подготовки спортсменов с нарушением слуха……………………………………………………………….11
2.2. Особенности психофизического развития спортсменов с нарушением слуха…………………………………………………………………………..…14
2.3. Методика подготовки спортсменов легкоатлетов с нарушением слуха………………………………………………………………………………22
III. Обсуждение результатов исследований……………………………………26
Выводы…………………………………………………………………………...37
Список использованной литературы…………………………………………...39
Введение
Адаптивным спортом занимаются пять основных категорий инвалидов: лица с поражениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта, лица, перенесшие операции по поводу пересадки внутренних органов.
Историческое развитие адаптивного спорта (который также в литературе называется реабилитационным спортом) тесно связано с вопросами физической культуры и физического воспитания.
Развитие и становление физкультурнооздоровительного и спортивного движения инвалидов в России следует выделить три этапа:
1-й этап - лечебная физическая культура и начало развития
реабилитационного спорта с 1945 по 1979гг;
2-й этап - становление реабилитационного спорта 1980-1995гг;
3-й этап - с 1996г. и по настоящее время - становление и развитие спорта инвалидов, исследование его особенности, уникальности, влияния на физиологические, психические и социальные факторы.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что поиск путей повышения результатов спортсменов с учетом систематизации спортивной подготовки, эффективных для лиц с нарушениями слуха.
Спортсмены с нарушением слуха свойственны разнообразные нарушения в двигательной сфере, к наиболее характерным относятся:
- недостаточно точная координация и неуверенность в движениях, что особенно заметно при овладении навыком ходьбы у малышей, и проявляется в более старшем возрасте в виде шаркающей походки;
- утрата слуха отражается и на уровне развития физических качеств, в частности, по уровню развития силы.
Результаты исследований показывают, что большая часть (от 60 до 86%) глухих и слабослышащих юношей 15-17 лет имеют те или иные нарушения в осанке (сутулость, сколиоз, плоская грудная клетка), ожирения, плоскостопия I и II степени и др.
Традиционное сложившиеся система физического воспитания молодёжи для глухих и слабослышащих, как правило, не обеспечивает совершенствования физических качеств учащихся.
По различным данным от 6 до 7% населения страдают нарушением слуха.
По прогнозам Всемирной организации здравоохранения к 2020 году число людей с нарушением слуха увеличится на 30% и достигнет 9% от общего числа населения. В России более 13 млн. людей с нарушением слуха.
Степень разработанности темы. Данная тема рассматривается в трудах отечественных и зарубежных ученых, таких как И.А. Аршавский, П.И. Готовцев, В.Л. Карпман, Ф.З. Меерсон, А.Ф. Синяков и др., а также в периодических изданиях.
Целью работы является разработать методики физической подготовки спортсменов с нарушением слуха в группах спортивного совершенствования, занимающихся легкой атлетике.
Объект исследовании. Процесс физической подготовки спортсменов с нарушениями слуха.
Предмет исследовании. Использование в учебно-тренировочном процессе основных средств и методов, направленных на развитие специальных физических качеств.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что выявленная методика подготовки спортсменов с нарушением слуха будет способствовать решению задачи, направленной на достижение более высоких спортивных результатов, при условии оптимального соотношения средств и методов, с учетом анатомо-физиологических и психофизических особенной организма данного контингента.
Задачи исследования. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
1. Установить современное состояние исследований в области методики подготовки легкоатлетов с нарушением слуха.
2. Определить анатомо-физиологические особенности развития детей с нарушением слуха.
3. Определить и классифицировать основные тренировочные средства и методы, имеющие специальную направленность и на этой основе предложить оптимальный вариант их применения в тренировочных занятиях со спортсменами с нарушением слуха.
4. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики подготовки легкоатлетов с нарушением слуха.
Методологическая база и организация исследования
В работе были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; методы математической статистики .
Анализ научно-методической литературы
Изучение и анализ научно-методической литературы позволил:
- выявить актуальность изучаемого вопроса;
- раскрыть влияние различных поражений слухового анализатора на
двигательную деятельность глухих спортсменов;
- изучить особенности физического развития и физической подготовки глухих спортсменов в сравнении со слышащими.
- проанализировать различные организационно-методические подходы к процессу физического развития глухих легкоатлетов.
В настоящей работе использовались литературные источники из области теории и методики физического воспитания, теории и организации адаптивной физической культуры, частных методик адаптивной физической культуры, специальной педагогики (сурдопедагогики), дефектологии, физиологии, психологии. Всего было проанализировано 50 источников.
Обзор литературных источников по теме исследования, позволил создать теоретическое обоснование изучаемой проблемы и определить направление для ее решения.