Тема 1. Педагогика как наука об образовании человека
Педагогика
Педагогика как наука
- это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.
Генезис и основные этапы развития педагогики.
Генезис - процесс образования и становления развивающегося явления.
Этапы развития педагогики:
Интенсивно развиваются такие отрасли педагогической науки, как педагогика профтехобразования, педагогика высшей школы, военная педагогика, исправительно-трудовая педагогика. Складываются такие части педагогики, как школоведение, педагогика семейного воспитания, педагогика детских и юношеских организаций, педагогика культурно - просветительной работы. Обособление и формирование педагогики как науки были вызваны к жизни растущими потребностями общества в создании специальных учебно-воспитательных учреждений, в теоретическом осмыслении и обобщении стихийно складывающегося опыта обучения и воспитания подрастающих поколений, специальная подготовка их к жизни. Образование и воспитание, таким образом, превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.
Объект, предмет, функции и задачи педагогики.
Объект - воспитание в широком смысле.
Предмет - система отношений, возникающих в ходе воспитания; воспитание как сознательно организованный процесс, происходящий в семье, обществе, в определенных природных, социальных, экономических, духовных и нравственных условиях.
Задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.
К таким задачам можно отнести:
- выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;
- изучение и распространение педагогического опыта;
- прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;
- разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;
- внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;
- участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;
- разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности.
Функции педагогики:
Научно - теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:
- описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);
- диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);
- прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса).
Конструктивно - техническая функция также реализуется на трех уровнях:
- проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);
- преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);
- рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).
Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, развитие, педагогические закономерности, принципы, правила.
Образование - процесс усвоения знаний, обучений.
Воспитание - целенаправленное формирование личностиив целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями.
Обучение - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно - познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов.
Развитие - процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное.
Закономерности педагогического процесса - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами данного процесса.
Педагогический принцип - это основные идеи, следование которым помогает лучшим образом достичь поставленных педагогических целей.
Педагогическое правило - это руководящее положение, касающееся отдельных сторон или частных вопросов воспитания и обучения.
Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в педагогическом процессе.
- воспитание ребенка как формирование его личности совершается только путем активности самого ребенка. Мера его усилий должна соответствовать мере его возможностей. Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие - через физические упражнения, нравственное - через постоянную ориентацию на самочувствие другого человека, интеллектуальное - через мыслительную активность.
- содержание деятельности детей в процессе их воспитания определяется на каждый данный момент развития актуальными потребностями ребенка. Опережая актуальные потребности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется.
- соблюдение пропорционального соотношения усилий ребенка и усилий педагога в совместной деятельности: на начальном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает, и на заключительном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога.
- только в условиях любви и защищенности ребенок свободно и вольно выражает свои отношения, благоприятно развивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, помочь, простить, защитить.
- организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каждый ребенок. Ситуация успеха – это субъективное переживание достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка самим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом.
Место и роль педагогики в системе наук о человеке.
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие.