Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
Тема 10
Проблема целеполагания в педагогике
Каждый педагог должен осознавать цели образования, видеть образ того
идеального выпускника, которого должна выпустить школа.
В. О. Ключевский
Требования к компетентности по теме
r знать и уметь раскрывать сущность понятий «цель образования», «задача педагогического процесса»; уметь обосновать конкретно-исторический характер и социальную обусловленность целей образования;
r понимать и уметь характеризовать уровни целеполагания в образовании; знать и уметь раскрывать общие требования к постановке целей и задач образования, а также условия успешности целеполагания;
r знать и уметь анализировать цели обучения и воспитания, сформулированные в нормативных документах; уметь раскрыть механизмы реализации целевых установок воспитания в практической работе учреждений общего среднего образования и учителей в Республике Беларусь;
r уметь определять и формулировать образовательные цели конкретного педагогического взаимодействия.
Основные вопросы
1. Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования.
2.Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования.
3. Цели образования в современных учреждениях общего среднего образования.
4. Целеполагание как вид деятельности педагога.
Понятие цели образования. Разноуровневость целей образования
Образование как целостный педагогический процесс имеет целенаправленный характер. Цель образования определяет содержание, методы, формы, средства, результаты педагогического взаимодействия. Говорят о целях деятельности педагога и о целях деятельности самих воспитанников как субъектов педагогического процесса.
Проблема целеполагания — одна из важнейших проблем педагогики. В философии понятие «цель» определяется как предвосхищение в сознании человека результата, на достижение которого направлены его действия. Цель педагогического процесса — это предвосхищаемый в сознании субъектов педагогического процесса результат их взаимодействия. Соответственно цель педагогической деятельности — предвосхищение в сознании педагога ее результатов.
Понятия «цель педагогического процесса» и «задача педагогического процесса» различаются, во-первых, масштабом своего значения по отношению к результату педагогического процесса и, во-вторых, временными рамками. Для достижения цели требуется более продолжительный отрезок времени. Задача — это ближайшая цель. Цель определяет стратегию педагогического процесса, а задачи — его тактику.
Так как процесс социализации и его составная часть — образование — происходят на макросоциальном, микросоциальном, межличностном и личностном уровнях, то и целям педагогического процесса свойственна разноуровневость. Они расположены в определенном порядке, соподчинены друг другу (рис. 26). Цели образования задаются обществом, государством, затем они конкретизируются в рамках отдельных педагогических систем (учреждений образования) и в каждом конкретном цикле педагогического взаимодействия в виде педагогических целей и задач.
Рис. 26. Разноуровневость целей образования
Конкретно-исторический характер и социальная обусловленность целей образования
Общественно ценные цели воспитания изменчивы и динамичны, носят исторический характер. Они определяются потребностями и уровнем развития общества, зависят от способа производства, уровня экономического развития, темпов социального и научно-технического прогресса. Цели образования зависят также от характера политического и правового устройства той или иной страны, от истории и традиций данного народа, уровня развития гуманитарных наук, педагогической теории и практики, педагогической культуры общества в целом и других факторов.
В разные исторические эпохи были, например, такие социальные идеалы (эталоны), как «спартанский воин», «добродетельный христианин», «общественник-коллективист», «энергичный предприниматель» и другие. В настоящее время идеалом общества является гражданин, патриот своей страны, профессионал-труженик, ответственный семьянин. Обществом востребованы такие качества личности, как интеллектуальная культура, профессиональная компетентность, деловитость.
На определение государством социального заказа в области образования большое влияние оказывают общемировые тенденции в решении этого вопроса. Все страны, подписывавшиеся под Конвенцией ООН о правах ребенка (1989), в том числе и Беларусь, учитывают те статьи Конвенции, в которых речь идет о целях образования. В Конвенции указывается, что образование ребенка должно быть направлено на развитие его талантов, умственных и физических способностей в их самом полном объеме; воспитание уважения к правам человека и основным свободам; воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами; воспитание уважения к окружающей природе.
Глобальные, стратегические цели образования в нашей стране изложены в Кодексе Республики Беларусь об образовании, в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (2006) и других нормативных документах в области образования. Например, в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании (статья 11) целями образования являются формирование знаний, умений, навыков и интеллектуальное, нравственное, творческое и физическое развитие личности обучающегося.
Проблема цели воспитания многие века занимала умы философов и педагогов. В античном мире этот идеал воплощал в себе гармонию телесной и духовной красоты. Философ Платон утверждал: не только должно быть обучено тело, но оно должно слушаться «благородной души». Античное воспитание — это и воспитание нравственности. Его ценностями являлись добродетель, благонравие, стремление стать совершенным гражданином.
Зародившись в Древней Греции, идея гармоничного сочетания внешних физических и внутренних духовных достоинств человека стала выполнять функцию идеала, цели воспитания. Однако содержание толкования идеи всестороннего и гармоничного развития личности человека было в разные эпохи различным. Так, в системе афинского воспитания эта идея реализовалась через единство умственного, нравственного и физического воспитания. Педагоги-гуманисты эпохи Возрождения (ХIV—ХV вв.) также видели цель воспитания в единстве умственного, нравственного, физического, эстетического развития и не связывали ее с трудовым воспитанием. О всестороннем развитии человека в процессе соединения обучения с производительным трудом мечтали социалисты-утописты, педагоги-марксисты. Появление социально-экономических предпосылок для всестороннего формирования личности связано со становлением общества, основанного на машинном производстве. Всестороннее гармоничное развитие личности ставилось в качестве цели воспитания в педагогике советского периода. Эта идея сохраняет свою привлекательность до сих пор, в частности, в связи с развертыванием информационных технологий. Ряд ученых-педагогов (И. Ф. Харламов, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый и другие) подчеркивают, что в качестве цели-идеала идея формирования всесторонне и гармонично развитой личности всегда будет сохранять свое значение, духовную ценность.
Не отрицая этого, большинство педагогов придерживаются того мнения, что данная цель в современных социально-экономических условиях не является реально достижимой. Кроме того, в одном человеке не могут быть развиты с должной полнотой все стороны его личности. Поэтому в настоящее время цель-идеал воспитания трактуется педагогами как формирование разносторонне и гармонично развитой личности. Разностороннее развитие предполагает воспитание и развитие телесного здоровья, психических процессов и свойств личности, ее социальное и духовное развитие. Гармоничное развитие имеет в виду установление соразмерных и стройных отношений индивида с окружающей природой, социальной средой и самим собой (И. И. Прокопьев).
Эта идея нашла отражение в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (2006) и в Кодексе Республики Беларусь об образовании, согласно которым целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Эта заданная обществом цель предполагает решение следующих задач:
r формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
r подготовка к самостоятельной жизни и труду;
r формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;
r овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;
r формирование культуры семейных отношений;
r создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.