Программа подготовки замещающих родителей к выполнению новой роли

(Захарова Ж.А. Программа подготовки замещающих родителей /Под ред. В.М. Басовой. – Кострома: Авантитул, 2006. – 136 с.)

Пояснительная записка

Проведенный нами анализ затруднений, с которыми сталкиваются семьи, принявшие на воспитание ребенка, показывает, что ими являются:

1. Незнание особенностей развития детей, имеющих негативный опыт нахождения в биологической семье и в последствии, воспитывающихся в государственном учреждении;

2. Неготовность взрослых к трудностям и переменам в семье, которые возникают с появлением нового члена;

3. Непонимание задач и целей коррекционной работы, которая является основной в деле воспитания депривированных детей в условиях замещающей семьи.

Для успешного их преодоления и обеспечения нормальной адаптации и последующего успешного развития приемного ребенка со всеми присущими ему особенностями и недостатками, замещающих родителей необходимо подготавливать.

Таким образом, во-первых, необходимость программы подготовки кандидатов в замещающие родители - факт, на сегодняшний день не вызывающий сомнений. Большинство людей, воспитывающих приемных детей, признают наличие у них дефицита информации о юридических основах, особенностях развития детей вообще, и детей-сирот, в частности, несформированность умений выстраивать отношения с новым членом семьи и общественностью, а порой, и отсутствие родительского опыта.

Специфические особенности трудностей у кандидатов, принимающих семей и детей, с которыми им предстоит иметь дело, диктуют определенные требования к содержанию и организации обучения:

- содержание обучения должно быть сориентировано на перестройку сознания человека, который принимает в семью чужого, нередко, проблемного ребенка. Здесь важно сформировать понимания того, что опыт в воспитании родных детей не является гарантией успеха в данной области приемного ребенка, так как в замещающую семью придут дети с особыми проблемами;

- необходимо ознакомление с логикой и сферами жизнедеятельности ребенка в семье. Это поможет осознать закономерность возникновения тех проблем, в решении которых замещающему родителю придется принять самое активное участие;

- в обучении целесообразно сочетание информации общего плана (общие проблемы детей-сирот, задачи их воспитания в замещающей семье) и индивидуального порядка (конкретные особенности и желательные формы и методы взаимодействия с конкретным ребенком);

- обучение должно носить практико-ориентированный характер.

- сообщаемые замещающим родителям знания и формируемые у них умения и навыки должны затрагивать те конкретные проблемы, которые могут возникнуть в процессе жизнедеятельности замещающей семьи, и помогать их решать.

Программа подготовки замещающих родителей включает 3 этапа:

1) диагностический;

2) обучающий;

3) практический (психологическое сопровождение и социально-педагогический патронаж)

Целью диагностического этапа является: получение объективной информации о кандидате в замещающие родители и его семье.

Задачи:

1) всестороннее изучение личности потенциального замещающего (приемного) родителя;

2) выявление истинных мотивов принятия ребенка в семью;

3) диагностика профессиональной и личностной готовности кандидата в замещающие родители к выполнению данной роли;

4) диагностика внутрисемейных отношений потенциальных родителей.

В этой связи объектом диагностики должны стать:

1. Личностные качества приемных родителей, гарантирующие гуманистический характер в последующем взаимодействия с ребенком (развитая способность любить детей, готовность понять субъективные переживания ребенка, принять его таким, каков он есть, терпимость, толерантность; развитые коммуникативные и эмоционально-волевые качества как показатель способности к установлению позитивных межличностных отношений).

2. Характерные установки приемных родителей на воспитание детей:

- личностное представление о смысле и роли воспитания;

- характер воспитательной тактики;

- предположительный или реальный характер эмоциональных контактов с детьми.

Выяснение формальных данных о кандидате (состояние здоровья, жилищные условия, материальное положение и т.д.) дает возможность специалистам выявить те обстоятельства, которые изначально препятствуют созданию замещающей семьи. Первоначально препятствием для помещения воспитанника в замещающую семью могут быть следующие обстоятельства:

1) отсутствие необходимых жилищно-бытовых условий для принятия ребенка в замещающую семью;

2) наличие заболеваний у кандидата в замещающие родители или/и членов его семьи (речь идет о заболеваниях, мешающих полноценно заботиться о ребенке или представляющих угрозу для его здоровья);

3) ограничение судом в родительских правах; отстранение от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; отмена судом усыновления по вине данного гражданина

4) низкий душевой доход членов семьи;

5) нахождение кандидата под следствием или другие формы конфликтов с правоохранительными органами.

Далее, в ходе беседы с кандидатом в замещающие родители необходимо выявить мотивы, по которым он желает взять ребенка на воспитание, в свою семью. Часто ими являются следующие:

- желание помочь обездоленному ребенку;

- неистраченный родительский ресурс (свои дети выросли - дом опустел, есть желание вырастить еще одного ребенка);

- отсутствие собственных детей;

- потеря родного ребенка, стремление восполнить утрату;

- избавление от одиночества;

- желание взрослых иметь второго ребенка в семье («чтобы свой рос не один») или ребенка противоположного пола;

- сохранение брака;

- желание кровного ребенка («сын хочет иметь брата-сестру»);

- желание получить работу на дому, расчет на улучшение материального положения.

Особого внимания заслуживает стремление потенциальных родителей создать замещающую семью после потери собственного ребенка в надежде смягчить боль утраты, заполнить образовавшуюся пустоту.

Уважая чистоту стремлений и искренность таких людей, необходимо провести серьезную коррекцию их намерений. Необходимо убедить их в том, что не надо торопиться, что лучше соблюсти установленный традицией траур, при этом следует учитывать тот факт, что срок адаптации и психологического восстановления человека, пережившего данный вид горя не менее 4 лет.

Ситуация, когда потенциальные замещающие родители хотят взять в семью второго ребенка (при невозможности больше иметь собственного), также требует предметного обсуждения, а зачастую тактичной коррекции их планов.

Достаточно трудным контингентом кандидатов являются одинокие люди, у которых нет опыта воспитания детей. Одиночество нередко является закономерным следствием некоторых особенностей личности претендента, которые с возрастом лишь усугубляются. Не исключая возможности создания удачной замещающей семьи одиноким человеком, при проведении психологического обследования важно предостеречь его от чрезмерно авторитарной позиции по отношению к детям, уже пострадавшим от жестокости внешнего мира.

В ходе беседы с кандидатом в замещающие родители необходимо предложить ему подробно рассказать о том, как он пришел к решению принять ребенка (из приюта, реабилитационного центра, дома ребенка, детского дома), давно ли у него возникло такое желание, что стало последним поводом обращения в органы опеки и попечительства. Обстоятельный разговор нужен и для внесения корректив в планы кандидата относительно пола и возраста ребенка, сроков его нахождения в замещающей семье, перспектив изменения социального статуса ребенка - оформление опеки или усыновления (см. приложение № 2).

На данном этапе необходимо обратить внимание на наличие у кандидата чрезмерно четких требований, касающихся ребенка, его внешних данных, поведения, достижений. Это характерно в основном для кандидатов, которые собираются в дальнейшем усыновить ребенка. Мифический образ ребенка может оказаться для кандидата более желанный, чем реальный. Ребенок же, как правило, не может выстроиться в заранее продуманной схеме, и это весьма затруднит его жизнь в данной семье, а у замещающих родителей вызовет разочарование, утрату равновесия и приведет, в конечном счете, к разрушению семейного союза или вытеснению ребенка за пределы данной семьи.

Насторожить специалиста должно и впечатление от внешности кандидата - чрезмерные экстравагантность или неопрятность в одежде.

На диагностическом этапе подготовки замещающих родителей, следует учитывать, что кандидаты на данную роль по-разному относятся к обследованию. Существенное значение для формирования спокойного отношения к диагностике имеет организация данного процесса. Здесь необходимо правильно определить очередность использования отдельных методик. Целесообразно начать с беседы, микроанкеты, выстроив доверительные отношения, помочь человеку успокоиться, снять неопределенность ситуации, а затем уже использовать психодиагностику.

Выявление личностных качеств кандидатов проводится с помощью психодиагностических методов изучения личности и межличностных взаимодействий: опросных, проективных, компьютерных, что позволяет минимизировать субъективизм в оценке.

На данном этапе используется ряд диагностических методик (см. приложение №1).

Отрабатывая методику подбора замещающих родителей-воспитателей, рекомендуется использовать следующий набор методик: тест Р. Кэтелла, цветовой тест М. Люшера, многопрофильный личностный опросник ММР1 (в модификации Л. Собчик), тест «Рап», разработанный американскими психологами Е.С. Шеффер и Р.К. Белл и адаптированный к нашей стране психологом Т.В. Нещерт.

Тест Р. Кэтелла - 16-факторный опросник, являясь одним из наиболее надежных и валидных средств диагностики опросного типа, помогает получить многогранную информацию о чертах личности, которые автор называет конституционными. В первую очередь, следует обращать внимание на коммуникативные и эмоционально-волевые свойства личности, а также на характер межличностных взаимоотношений.

Использование проективного цветового теста М. Люшера позволяет оценить не только эмоциональное состояние человека, но и выявить наиболее непосредственные, неподвластные осознанию проявления индивидуально-личностных свойств. Рекомендуется использовать краткий тест с восьми цветовым рядом. Особое внимание при интерпретации уделяется тому, как испытуемый отнесся к цветам «рабочей группы». Любой из основных цветов, оказавшийся на последних трех местах в ряду предпочтений, обнаруживает наличие тревоги, страха, страдания. Эти переживания обусловливаются подавлением, неудовлетворенностью субъективно значимой для испытуемого потребности. Смысл потребности вытекает из того, какой цвет оказывается на последнем месте. Кроме того, методика может быть использована и как тест отношений, если выяснять цветовые ассоциации человека со значимыми другими: муж, жена, дети, друзья, родители и т.д.

Исключить зависимость результатов от личностных особенностей и опыта психолога помогает компьютерный вариант модифицированного Л. Собчика теста ММР1, интерпретационная схема которого носит более углубленный характер (относительно американской модели, направленной на дифференциацию нормы от патологии) и ориентирована на целостный подход к личности как к единству биологических и социальных факторов.

Применение методов психологического тестирования для подбора замещающих родителей-воспитателей крайне важно, так как позволяет исключить психопатологию или наличие таких свойств личности, которые являются признаком непригодности к роли воспитателя ребенка, имеющего достаточно тяжелый жизненный опыт: психопатические черты, жестокость, подозрительность, эмоциональная нестабильность, склонность к депрессивным состояниям, замкнутость, бескомпромиссность, низкая терпимость к чужим недостаткам, низкая или чрезмерная тревожность, выраженная враждебность, низкая работоспособность, пассивность и безответственность. Все в совокупности нежелательные черты редко встречаются у одного человека, и наличие некоторых из них не является основой для категоричного отказа отдать ребенка в семью, но это повод для серьезного психологического консультирования и постоянной психологической помощи семье в дальнейшем.

Выявление характерных для кандидата установок на воспитание детей осуществляется так же с помощью различных методов: тестовых, экспериментальных.

Опросник «Рап» позволяет получить представление о том, как будут складываться отношения потенциального родителя-воспитателя с приемными детьми. Методика ориентирована на три блока признаков, касающихся детско- родительских отношений: оптимальный эмоциональный контакт с детьми; излишняя эмоциональная дистанция; чрезмерная концентрация на ребенке. Кроме того, в методику введен блок признаков, которые определяют отношение будущего родителя-воспитателя к новой роли. Важно отметить, что благодаря этой методике можно выяснить если не реальное отношение, то хотя бы идеальные представления диагностируемого о взаимоотношениях с детьми, что тоже немаловажно, и получить представление о том, какие отношения замещающий родитель-воспитатель намерен строить с ребенком: партнерства, зависимости ребенка от взрослого или дистанцирования друг от друга. Блок вопросов об отношении к семейной роли позволяет оценить уровень конфликтности в семье и выяснить распределение в ней ролей.

Представление о воспитательном потенциале кандидата в замещающие родители специалисты могут составить в процессе наблюдения за его взаимодействием с кровными детьми при посещении семьи. Посещение семьи дает возможность уловить характерную для нее атмосферу и обстановку.

Кроме того, прежде чем принять решение о возможности создания замещающей семьи необходимо выяснить, как к этому намерению относятся близкие и члены семьи будущего замещающего родителя-воспитателя. Несогласие по данному вопросу кровных детей и совместно проживающих родственников, может служить основанием для отказа в создании замещающей семьи.

В ситуации, когда все члены потенциальной замещающей семьи имеют одинаковое мнение по вопросу принятия ребенка-сироты, следует провести ряд диагностик с каждым членом семьи, включая ближайших родственников(бабушек, дедушек, сестер и т.п.), т.к. в дальнейшем эти люди могут оказать как положительное влияние и помощь, так и сыграть отрицательную роль в ходе становления приемного ребенка в семье данной категории.

Таким образом, можно выделить критерии успешности и факторы риска функционирования потенциальной замещающей семьи.

Критерии успешности: позитивная мотивация, поддержка членов семьи (значимого окружения), серьезность намерений и готовности кандидата и членов его семьи (значимого окружения), близкие к реалистичным представления кандидата, его гибкость, готовность к сотрудничеству со специалистами службы сопровождения.

Факторы риска: неопределенная мотивация («хочу помочь всему человечеству», «осчастливить бедного ребенка» и пр.), несогласие членов семьи, формальное согласие членов семьи, нереалистичные ожидания («придет и будет всем благодарен, всех полюбит», «отдадим учиться в аспирантуру», «поможет нашему ребенку не вырасти эгоистом» и пр.), не пережитая психотравма, инфантилизм, ярко выраженная личностная незрелость (зависимость от собственных родителей, беспомощность в решении житейских проблем, плохая коммуникация), подозрение на зависимости, неготовность к сотрудничеству и разделению ответственности за ребенка со специалистами службы сопровождения, самоуверенность. В этих случаях не следует сразу же отказывать клиенту, а рекомендуется попытаться с ним работать.

Причины отказа в сотрудничестве: явная неадекватность (немотивированная агрессия, бредовые идеи, явные иррациональные доводы, нелогичность, некритичность по отношению к собственным убеждениям, доводам, резонерство, т.е. по незначительному поводу изложение теорий с обобщениями и далеко идущими выводами), ригидность, т.е. неспособность менять точку зрения, слышать собеседника, отказ от сотрудничества и обучения, некритичность к собственному воспитательскому опыту («не повезло с собственными детьми, дайте хорошего»).

Если на диагностическом этапе не обнаружено явных проблем, которые могли бы стать препятствием для создания замещающей семьи, специалист делает предварительное заключение о возможности создания таковой и рекомендует потенциальному замещающему родителю пройти обучение.

Целью обучающего этапа данной программы является: соотнесение замещающими родителями своих знаний и умений с требованиями, предъявляемыми к данной категории родителей-воспитателей.

Задачи:

1)помочь кандидатам в замещающие родители осознать мотивы принятия ребенка в семью;

2)ознакомить с проблемами, которые возникают с появлением нового члена в семье;

3)выделить для каждой семьи, как зоны возможных трудностей, так и ресурсы, позволяющие решать данные проблемы;

4)вооружить кандидатов знаниями психологических особенностей детей, оставшихся без попечения родителей, и сформировать навыки семейного общения;

5)дать возможность каждому кандидату проявить себя в процессе подготовки для наиболее полной оценки его личностных качеств;

6)сформировать установку у замещающих родителей к обращению к специалистам различного профиля в случае затруднений в процессе воспитания приемных детей.

Второй этап подготовки замещающих родителей реализуется через консультации; лекционные (14,3 часов), практические (16 часов) занятия, и 5 тренингов (9 дней).

Содержание обучения замещающих родителей-воспитателей включает три компонента их подготовки: информационно-образовательный, практический, коррекционный.

Информационно-образовательныйкомпонент предполагает вооружение замещающего родителя минимумом знаний, касающихся воспитательного потенциала семьи, особенностей детей, воспитывавшихся как в неблагоприятной семейной обстановке, так и в условиях государственных воспитательных учреждениях, а так же основам их оздоровления, воспитания, социальной реабилитации в условиях замещающей семьи.

Практический компонент вподготовке родителей-воспитателей данной категории реализуется через систему групповых занятий, которые предполагают их активное участие в ролевых играх, анализе типичных жизненных ситуаций, дискуссиях и т.д.). Практические занятия направлены на решение комплекса задач:

- помочь замещающим родителям более глубоко осознать особенности проблем, которые могут возникнуть в связи с принятием в семью чужого ребенка;

- развить у них способность эффективно слушать, принимать и поддерживать проблемного ребенка, помогать усвоению способов общения;

- сформировать умение конструктивно взаимодействовать с воспитанником, предвидеть и вовремя погасить обострение отношений, конфликт.

Накопленный на практических занятиях опыт призван способствовать формированию у приемных родителей уверенности в своих действиях, готовности к преодолению неизбежных трудностей, к сотрудничеству как со специалистами, так и с другими замещающими родителями.

Включение коррекционного компонента в обучение замещающих родителей вызван необходимостью исправления определенных установок кандидата, которые могут снизить эффективность его деятельности (излишне детализированные представления о ребенке; непродуктивный подход к воспитанию: гиперопека, диктат и т.п.).

Значительное место в повышении социально-психолого-педагогической компетентности родителей принадлежит индивидуальным консультациям, совместному анализу реальных ситуаций, вызывающих у них тревогу.

В совместном с замещающем родителем анализе подобных ситуаций необходимо придерживаться определенной логики, которая поможет снять излишнее напряжение у родителя, мобилизовать его на поиск позитивного выхода из положения.

Прежде всего, важно прояснить отношение замещающего родителя к обсуждаемым фактам:

- убежден ли он в том, что ситуация действительно требует внимания; является ли она для него неожиданной или какие-то сигналы неблагополучия уже имели место, но он не придал этому значения; как относятся к данным фактам члены семьи, одинакова ли их реакция; кто из членов семьи мог бы помочь в решении возникшей проблемы;

- видит ли истоки возникшей ситуации: в состоянии психического или физического здоровья ребенка; в недостатках его психического развития; в неудовлетворенности сложившимися у ребенка отношениями с членами семьи, школьным окружением и т.п. Необходимо резюмировать возможные причины, проговорить и обобщить, в чем, по мнению замещающего родителя, они заключаются, возможно, высказать свое мнение, предложить другие варианты;

- владеет ли продуктивными способами выхода из сложившейся ситуации. Затем целесообразно совместное определение плана действий, который касается внесения изменений в деятельность, поведение, круг общения воспитанника, а также отношений всех, кто взаимодействует с ним.

Построенная таким образом консультация позволит повысить компетентность воспитателя и может содействовать развитию у него способности к самостоятельному решению проблем, кроме того, укрепляет его уверенность в себе как профессионале и дает ему хороший психологический настрой.

Критериями оценки эффективности подготовки замещающих родителей к выполнению новой роли могут быть следующие:

1) Мотивационный: осознание истинного мотива принятия ребенка в семью, готовность принять и обратиться за помощью к специалистам в случае необходимости; стремление повышать свои знания в области воспитания приемных детей.

2) Когнитивный: знание основ законодательной базы о правах и обязанностях приемных родителей и воспитателей, а так же последствиях; знание особенностей развития детей, воспитывающихся вне семьи, последствий депривации, форм и методов преодоления этих последствий;

3) Праксеологический: умение конструктивно разрешать конфликтные ситуации в семье; умение работать в группе.

Достоинством содержания данной программы является возможность составления отдельных подпрограмм, исходя из подготовленности, опыта и потребностей обучаемой группы, как потенциальных замещающих родителей, так и уже имеющих опыт воспитания приемных детей. В тоже время, эффективность подготовки замещающих родителей будет зависеть от уровня профессионально мастерства специалистов, реализующих данную программу.

Тематический план подготовки замещающих родителей

№ п/п Тема Виды занятий Ответственный
лекции практич
1. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на воспитания в замещающую семью   Социальный педагог
2. Законодательные основы по проблемам защиты детства   юрист
3. Организационно-правовые аспекты деятельности замещающей семьи.   Специалист по социальной работе, социальный педагог, юрист
4. Мотивация выбора     Социальный педагог, психолог
5. Тренинг семейных отношений     Тренинг 3 дня Психолог Социальный педагог
6. Особенности развития личности ребенка, воспитывающегося вне семьи   «Особенности развития детей-сирот»     «Особенности социализации детей-сирот» груп.занятие-2; тренинг 1 день(8 час)   Тренинг 2 дня Социальный педагог
7. Основы воспитания приемного ребенка в условиях замещающей семьи. конс.-4 практич - 4   Социальный педагог
8. Особенности и трудности построения взаимоотношений между приемными и кровными детьми     Ребенок в новой семье 20 мин Групп занятие-4 часа тренинг 1 день Психолог     Социальный педагог
9. Тренинг бесконфликтного общения   тренинг 2 дня Психолог

Содержание программы подготовки замещающих родителей

Наши рекомендации