Педагогические условия развития предметно-игрового действия у детей
Предметная деятельностьявляется ведущей в период раннего детства имеет все возможности для осуществления психофизического и психоэмоционального благополучия.
В работах B.C.Мухиной, Е.О.Смирновой, Г.Г.Григорьевой и др. обращается внимание на то, что специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открывается функции предметов. Взрослый помогает ребенку усвоить назначение и способ употребления пещи (предмета). Отсюда —содержание предметной деятельности- усвоение функций предметов, которые закреплены за ними в общественном опыте. Взрослый приобретает роль наставника, помощника в этом овладении.
Особенность предметной деятельности детей раннего возраста предполагает сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. В работах Л.Ф.Обуховой, П.Я.Гальперина. Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой. Ф.И.Фрадкиной рассматриваются основные линии совместной деятельности ребенка и взрослого. Содержание ситуации развития представлено в схеме («ребенок — предмет — взрослый»). Мотивпредметной деятельности — сам предмет, способ его употребления. Общение становится формой организации предметной деятельности. Педагогическая позиция взрослого направлена на изменение (в отличие от младенческого периода) характера общения. Взрослый, используя ситуативно-деловое общение, вместе с предметом передает способ действияс ним. Общение со взрослым протекает на фоне практических действий спредметом. Действуя с предметами, ребенок второго годажизни открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого иа части (разбирает и собирает матрешку, пирамидку). Общение становится речевым, взрослый «придает» предмету слово; способ действия также озвучивается. Задача педагога способствовать овладению детьми орудийными способами действий в быту, игре, на занятиях. Для этого знакомить детей с назначением предметов быта, мебели, одежды, транспортных средств.
Эльконин Д.Б. рассматривал становление предметного действияв двух направлениях:
I.В плане развития самостоятельности (как базисной личностной характеристики ребенка). 2. В плане развития средств и способов ориентации ребенка в условиях осуществления предметного действия. Учитывая этапы развития предметного действия, методика организации обучения детей будет включать совместные действия, частично-совместные, показ, словесные указания. При этом, взрослый в содержание обучения включает развитие специфических (функциональных) действий; перенос действия с одного предмета на другой («пить» из чашки, потом из кружки,
стаканчика и пр.); перенос действия в другую ситуацию ( «кормит» куклу, мячик, машину и пр.).
В раннем возрасте происходит дифференциация предметно- практической и игровой деятельности с предметами. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности ребенка.
На второмгоду жизниребенок начинает выделять взрослого как носителя образцов действия. Подражая взрослому, ребенок стремится отображать те действия, которые он наблюдал у взрослого («разговор по телефону», «чтение газеты» и пр.). Большую роль при этом играет образец, который предлагает взрослый. Взрослый знакомит с предметами — орудиями, учит использовать их по назначению. Линия присвоения образца при освоении орудийных действий в раннем возрасте интересно разработана Д.Б.Эльконнным (см. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., I960. Или: Эльконин Д.Б. Психология игры.-М., 2000).
Педагогическим условиемвыступает совместная деятельность ребенка со взрослым, где используются приемы «рука в руку», поощрения, порицания, контроль хода выполнения действий ребенка.
Особенностью развития ребенка является то, что в первую очередь осваивается функция предмета- орудия (для чего нужен) и смысл действия (как пользоваться) и лишь затем его операционно-техннческая сторона (Д.Б.Эльконин).
Основными психолого-педагогическими условиями освоения детьми орудийными действиями будут:
- совместная деятельность ребенка и взрослого:
- обучение детей сравнению своего действия с действиями взрослого;
- комплсксирование предметно-игровой деятельности;
- развитие игровых замещений
- развитие целенаправленности действий ребенка
- развитие образа «Я», признание достижении ребенка в предметной деятельности;
- развитие самостоятельности стремления к достижению результата.
Большое значение для организации предметной деятельности имеет подбор игрового оборудования, дидактических игрушек и развивающих пособии для детей раннего возраста. Рекомендации для создания предметно-развивающей среды разработаны ЗАО «ЭЛТИ — КУДИЦ» и Центром «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца (автор Павлова Л.Н.. кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Центра). См. Павлова Т.Н. 1000 дней раннего детства. С. «ЗАО «ЭЛТИ — КУДИЦ». Игровое оборудование, дидактические игрушки и развивающие пособия для детей раннего возраста (рекомендации руководителям ДОУ, воспитателям и родителям детей раннего возраста»,-М., 2002.
Предметно-развивающая среда для детей раннего детства предполагает создание благоприятных условий, призванных, по мнению Л.Н.Павловой, заложить в ребенке необходимые базовые качества будущей деятельности и формирующейся на их основе психики. При построении предметно-развивающей среды важно помнить, что за первые годы у детей трижды проходит смена ведущих видов деятельности: от эмоционального общения (I год) к предметной (2 год) и предметно-игровой деятельности (3 год). В данных видах деятельности роль взрослого в общении с детьми также меняется от эмоционального контакта к «деловому» и познавательному, содержательно-игровому взаимодействию.
По мнению Л.Н.Павловой, на первом году жизни важно обеспечить интимно-личностное, позитивно — эмоциональное общение, способствующее формированию начала базального доверия к окружающему миру. Игрушки и пособия должны побуждать к ориентированно-исследовательским действиям и сенсорной активности, формировать ручные умения — притягивание, захват, схватывание, манипулирование. При этом предмет (игрушка) как бы учит руку ребенка совершать действие с учетом формы, величины, массы, протяженности и положения предмета в пространстве (феномен «уподобления»). Именно игрушка создает множественность «степеней свободы» для действий руки ребенка, что особенно важно в ранний период детства, потому, что рука учит глаз, а глаз учит руку». Для этого необходимы погремушки, гирлянды, бусы, наборы шаров для скатывания. Педагогическая направленность на подбор игрового оборудования включает также лесенку — манеж с горкой, комплект мягких модулей для знакомства детей с объемными геометрическими фигурами, каталки: конь «Буян», петух «Цезарь», куклы — неваляшки для развития слуховых ориентированных реакций и развития действий манипулятивного характера (начиная с 6 мес); музыкальные игрушки — забавы для установления взаимосвязей между силой звука и воздействия на предмет (удар, раскачивание, сотрясение и т.п.).
На 1 году важно продумать внесение пособий для индивидуальной игры ребенка с предметами разной формы и величины. Сбор пирамид по цвету, работа с предметами — вкладышами (от 8 мес): так называемый развивающий стол.
Дли детей второгогода жизни подбор игрушек и оборудования необходимо дифференцировать по периодам(от I года до 1 года 6 месяцев)и (от 1 года 6 мес.до 2 лет).
Игровое оборудование должно отвечать потребностям малыша в совместных игровых действиях со взрослым, создавать единое игровое «поле». Это период интенсивного накопления сенсорного опыта в действиях с игрушками, овладение простейшими обобщенными способами действий, обобщенными представлениями об их свойствах (цвете, величине, форме и пр.). Практическую ценность представляют дидактические наборы (шары, кольца, кубики, цилиндры, втулки, столбики и пр.); дидактические модули (столики), где происходит ознакомление детей с различными свойствами (сквозное пространство, сборно-разборные конструкции, соотношение части и целого предмета). Это: развивающий тоннель (сквозное пространство); корова -качалка, сенсорно- дидактический столик, сухой бассейн (для развития координации и релаксации), кубики «Разрезные картинки» (игрушки, животные, фрукты), пирамида «Жираф», пирамида «Ведро», пирамида «Башня» и др.
Педагогически цепным является внесение сюжетных игрушек, способствующих возникновению отобрази тельных действии (кормление, уход, купание куклы), а также сюжетно — отобразительной и ролевой игры (на 3 году жизни) — (утюг для глажения, посуда для кормления, чашка для питья). Наборы для игр в «больницу», «магазин», «парикмахерскую» и др. позволяют воспитателям значительно обогатить тематику игры детей 3-го года жизни. Более подробно перечень для детей 2 и 3 года жизни можно посмотреть в учебном пособии «Педагогика раннего возраста» (Г.Г.Григорьева и др), М., 1998.
В предметно — развивающей среде маленьких детей необходимы игрушки и пособия для выполнения предметно-орудийных действий, способствующих формированию наглядно — действенного мышления (молоточек с втулочкой, совочки с формочками для песка; набор предметов для уборки в доме — щетка, совок, веник, набор предметов для труда на огороде — лопата, грабли, ленка и пр.).
Многие авторы (Л.Н.Павлова, Г.Григорьева, Г.М Лямина и др.) советуют использовать для ознакомления с окружающим и развития речи, для инсценировки и показов интересных и знакомых сюжетов тематические наборы — «Скотный двор», «Дом с куклами», «Чьи детки?», сказка «Колобок», сказка «Курочка Ряба» н др.
В практике работы групп раннего возраста широко применяются пособия и материалы для развития мелкой моторики пальцев ребенка. Используются дидактические материалы, «воспитательная» гимнастика итальянского педагога Марии Монтессорн (различные шнуровки, застежки, комплекты — игрушки «Черепаха». «Краб», «Божья коровка» и пр.).
Учитывая ведущие линии развития детей раннего возраста необходимы игрушки для развития движений, сенсомоторной активности, развития координации в пространстве, чувства равновесия (велосипеды, качели, качалки, дорожки «Следочки», шары и мячи разных размеров, кольцебросы, машины, коляски, каталки и пр.).
Общими педагогическими условиями использования предметов и
игрушек в развитии, обучении и воспитании детей раннего возраста будут являться:
- периодическое обновление;
- разнообразие предметно-игрового мира; использование предметов -заменителей;
- удовлетворение возникших основных новообразовании раннего возраста (речь, движение, сенсорика, овладение средствами и способами действий);
- наличие педагогической поддержки в освоении назначений различных бытовых предметов, игровых способов их использования;
- обеспечение развития содержания предметной деятельности, особенностей развития предметных действий (ручных и орудийных, смысловых и технических).
Механизмом «запуска» педагогического эффекта развивающей предметной среды является активизирующее общение взрослого. В рамках предметной деятельности развитие ребенка раннего возраста происходит активизация речи, формирование наглядно — действенного мышления, становление символической игры, самосознания. Активная, содержательная, эмоционально-позитивная позиция взрослого включает организацию специальных обучающих игр — занятий. В книге «Занятия с малышами в детском саду» (Модель воспитания детей раннего возраста! — М., ЛИПКА -ПРЕСС 2002 г.), сост. сборника К.Белая раскрывает современные подходы к занятиям с дидактическими игрушками детей 2-го и 3-го года жизни. Практические советы опираются на исследования П.И.Радиной, Г.М.Лямииой. Н.М.Аксарнной, Э.Л.Фрухт и др. Современные подходы к занятиям включают:
• Создание наглядно — дидактического материала (рисунки пирамид, чертежи пирамид, набор геометрических тел (кубы, шары, кольца и т.п.), стол па вращающейся основе, индивидуальные столики для работы):
• Разработка системы автодидактических (самообогащающих) игрушек (игрушки для нанизывания, геометрические тела — вкладыши, народные, сборно-разборные, сюжетные игрушки);
• Систематизация методов и приемов обучения маленьких детей (посильная самостоятельность в выполнении задания, выбор предметов по принципу уменьшения, ожидание, поиск, предвосхищение результата, оправдавшееся предположение, метод «пассивных движений» (т.е.выполнение действия рукой ребенка), выполнение заданий по представлению, усложнение умственных дидактических задач (увеличение количества предметов).
• Дифференциация задач, содержания, методов обучения маленьких детей (активное подражание — 2 год, 3 год — обучающие действия по инструкции, по представлению, в воображаемой ситуации.
Педагоги, организуя игры — занятия, используют не только дидактические игрушки, но и предметы — орудия. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Особенность игр-занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности, игровая мотивация усиливает протекание психических процессов (восприятия, мышления, речь и т.д.). В учебном пособии «Педагогика раннего возраста», Г.Г.Григорьева и др., М.,1998 г. приводятся игры — занятия для детей раннего возраста. Это игры типа: «Сделаем бусы кукле», «Найди кукле се игрушки», «Привяжем к шарику ниточку» и др.
Общими дидактическимипринципами занятий для детей раннего возраста являются:
• Планомерность работы;
• Посильность требований;
• Вариативность заданий, близких по задачам, но предполагающих действия с разными предметами:
• Усложнения содержания, методов обучения;
• Фиксация успеха на всех этапах обучения.
Выполнение этих принципов позволяет сделать процесс обучения развивающим.
Важным педагогическим условием является задействование взрослым специфических видов деятельности. Для того, чтобы дети осваивали перенос способа действия в другие ситуации и на другие предметы можно использовать сюжетное конструирование. Для этой цели хороши различные строительные наборы и простые конструкторы. Для обыгрывания построек детям даются сюжетные игрушки, со масштабные с постройками из детален конструктора, В программе «Кроха» дается детальный обзор строительно-конструктивной деятельности ребенка. В программе «Истоки» Базис развития ребенка-дошкольника, М., Просвещение, 2003 раскрывается характеристика возрастных возможностей, задачи развития, содержание и условия педагогической работы, показатели развития детей в области конструирования.
Под влиянием предметной деятельности, как ведущей в этом возрасте, развивается не только игра, но и другие виды деятельности, такие как сюжетное конструирование, рисование, элементарное самообслуживание.
Таким образом, предметная деятельность направлена на усвоение ребенком общественно выработанных способов употребления предметов. Усваивая функции, способы употребления предметов и орудий, ребенок становится «повелителем» вещей, его деятельность приобретает предметно-опосредованный характер.
Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего возраста учитывают поэтапность формирования предметных действий, необходимость сотрудничества с ребенком, постепенного формирования базисных характеристик личности трехлетнего ребенка (компетентность, эмоциональность, самостоятельность, активность, инициативность).
От уровня предметной деятельности зависит успешность становления и развития других видов деятельности.
Показателями развития ребенка в предметной деятельностиявляются:
• Становление, возникновение и совершенствование личностных качеств ребенка;
• Развитие психических процессов;
• Зарождение новых видов деятельности в раннем возрасте;
• Развитие предметной деятельности (предметные действия становятся обобщенными, более смелыми, уверенными, точными, целенаправленными; совершенствование ориентированной, исполнительской, контрольной части действия).