Особенности развития и воспитания учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста

Младший школьный возраст связан с обучением детей в начальных клас­сах. К этому времени их физическое развитие характеризуется важными осо­бенностями: в основном заканчивается окостенение черепа, закрываются роднички, оформляются черепные швы и продолжается упрочение скелета в целом. Однако развитие и окостенение конечностей, позвоночника и тазовых костей находятся в стадии большой интенсивности. При неблагоприятных условиях эти процессы могут протекать с большими аномалиями. Вредные влияния, в частности, могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позво­ночника, образованию впалой груди и т.д.

Существенной физической особенностью младших школьников является усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц и значительный при­рост мышечной силы.

Повышением мышечной силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к беганию, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В этой связи весьма важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы (чередовать письмо с чтением, с выполне­нием упражнений и других практических занятий, применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой и т.д.), проводить физкультминутки, в теплое время заниматься при открытых форточках или окнах, а в прохлад­ную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать достаточный приток свежего воздуха в рекреационные помещения и коридоры. Необходимо так­же заботиться, чтобы дети могли поесть в школьном буфете или столовой во время перемен, в хорошую погоду проводить с ними прогулки или спокой­ные игры на свежем воздухе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома заниматься утренней гимнастикой и т.д.

Подростковый возраст обычно называют переходным, так как в этот пе­риод происходит переход от детства к юности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития.

"Отрыв" от детства и приближение к взрослому состоянию отчетливо проявляются в тех своеобразных чертах физического и духовного развития, которые отличают подростков от младших школьников. Прежде всего по- иному протекает физическое развитие средних школьников. Оно характери­зуется большей интенсивностью, неравномерностью и значительными ос­ложнениями, связанными с началом полового созревания.

В частности, отмечается усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это стимулирует физический рост и способствует усилению обмен­ных процессов в организме. Однако в физическом развитии наблюдается непропорциональность: конечности растут быстрее, развитие же туловища несколько отстает. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угло­ватостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномер­ность в процессе самого роста: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостене­нием скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одновременно с этим раз­виваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочением скелета придает подросткам большую физическую силу.

Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно­сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько I отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и сис-1 темам. Но и мышцы, и кровеносная система еще окрепли недостаточно, по- I этому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное фи-1

зическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки 1 длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко при­водят к физическим травмам. Вот почему правильное дозирование физиче­ских нагрузок является важной задачей при организации практической дея­тельности подростков.

Старший школьный возраст - это период ранней юности, характеризую­щийся наступлением физической и психической зрелости.

Со стороны физического развития учащихся этого возраста сглаживаются те диспропорции и противоречия, которые присущи подросткам. Исчезает непропорциональность в развитии конечностей и туловища. Увеличивается относительный объем груди. Выравнивается соотношение между массой тела и объемом сердца, а также ликвидируется отставание в развитии кровеносно­сосудистой системы. Повышается мышечная сила, возрастает физическая ра­ботоспособность, а координация движений по своим качествам приближает­ся к состоянию взрослого человека. В основном заканчивается половое созре­вание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здо­ровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью.

В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов.

17.Нормы и отклонения в развитии и поведении человека, типы откло­нений.

Норма - это некое идеальное образование, условное обозначение объек­тивной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризую­щий реальную действительность, но не существующий в ней. То, что не со­ответствует норме, обозначается другим словом - «отклонение».Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер.

В коррекционной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточ­нять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким обра­зом они влияют на процесс обучения, воспитания, социализации ребенка. И на основе этого строить практическую деятельность педагога.

Отклонения от нормы условно делятся на четыре группы: физические, психические, педагогические, социальные.

Группа физических отклонений прежде всего связана со здоровьем чело­века и определяется медицинскими показателями (вес, рост, объем и др.). Отклонения в норме могут быть вызваны или наследственными фактора­ми, или какими-либо внешними обстоятельствами. Всемирной организа­цией здравоохранения в 1980 году принят британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей: недуг (связан с затруднением дея­тельности), ограниченная возможность (ограничения в деятельности), ин­валидность (недееспособность). К отклонениям в физическом развитии ре­бенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно­двигательного аппарата.

Группа психических отклонений связана с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками. Сюда относятся задержка психического развития (ЗПР), умственная отсталость (олигофрения от легкой дебильно-сти до глубокой идиотии), нарушения речи, нарушения эмоционально­волевой сферы. Особую группу отклонений представляет собой одарен­ность детей.

Группа педагогических отклонений связана с достижениями стандартов, определяющих уровень образования. В соответствии с этими стандартами ребенок в определенном возрасте должен получить соответствующий уро­вень образования, закончить начальную, неполную среднюю или полную среднюю школу. Согласно Закону об образовании РФ обязательным явля­ется общее среднее образование. Однако есть дети, не получившие общего среднего образования.

Группа социальных отклонений связана с правилами поведения или дея­тельности людей или социальных групп. Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процес­се которого происходит усвоение социальных норм и ценностей, вхожде­ние в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управ­ляющая функция, задачей которой является управление и организация об­стоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

18.Воспитание учащихся в коллективе и через коллектив как одна из за­кономерностей воспитания и её психолого-педагогические основы.

Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. Ос- | мысливая важность этой закономерности, следует иметь в виду два следую­щих положения.

Первое из них состоит в том, что важной целью школьного воспитания яв­ляется формирование личности в духе коллективизма, развития у неё това­рищеских черт и качеств. Эта цель м/б достигнута только при условии, если личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в соци­альном и духовном отношениях сообществе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не м/б ограничено лишь личным влиянием педагога на каждого воспитанника. Воспитание по прин­ципу парного воздействия: педагог — воспитанник А.С.Макаренко считал не-; достаточным. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влия­нием коллектива, который не только обеспечивает свободу и защищенность \ личности, но и обогащает ее тем, что выступает как носитель здоровой мора­ли и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно­эстетических отношении. Вот почему в процессе педагогической работы не­обходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития учащихся. Без такого коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

Наши рекомендации