Тема 1.2 Структура и принципы построения урока народного танца
Урок народного танца состоит из трёх частей:
1. Экзерсис у станка;
2. Экзерсис на середине зала;
3. Этюдная работа.
Одним из видов учебной работы является освоение движений экзерсиса, основанного на элементах народного танца. Народный экзерсис — это средство развития обучающихся, но готовящее их к исполнению народных танцев, развивающее нужную для этих танцев технику. Однако было бы неверно считать его только вспомогательным, второстепенным. Этот большой специальный танцевальный тренинг, отличный от классического экзерсиса, продолжает развитие двигательного аппарата учащихся в специфике пластики народного танца.
Авторы первого в мире учебника по характерному танцу А. Лопухов, А. Ширяев и А. Бочаров подчеркивали: «Проходя курс характерного танца, учащийся тренирует все свое тело, развивает его артистическую емкость, готовность в любую минуту и с одинаковым успехом исполнить всякий танец, будь то испанский, чечетку, украинский гопак с присядками и прыжками, лезгинку или матлот. Система регулярного физического и танцевального тренажа, даже методически несовершенная, всегда будет продуктивнее случайных "натаскиваний" и "зубрежки" отдельных движений характерного танца. Рассматривать курс характерного танца только как усвоение комплекса определенных движений было бы неверно. Главная задача педагога — научить ученика работе над танцевальным образом, всячески разрушая в процессе обучения многочисленные сценические штампы».
Часть элементов народного экзерсиса возникла на основе элементов классического танца и классического экзерсиса. Однако приближение народного танца к подлинно фольклорным источникам ведет к необходимости освоения в экзерсисе техники подлинных народных танцев.
Важнейший признак народного танца с точки зрения техники выражается в относительной свободе движений рук, корпуса, ног, танцевальных ракурсов и т. д. Это может быть правильно воспитано только на знании строгих канонов классического танца.
Композиция народного экзерсиса всегда выражает конкретную национальную принадлежность с характерными для нее темпоритмическими особенностями (протяженность, резкость, синкопированность и т. д.). Эти особенности заложены в музыкальном материале, на основе которого создается танцевальная композиция. Лирическое, радостное состояние, нотки юмора, грусти, звучащие в музыке, легко раскрываются средствами народного танца. В народном экзерсисе совершается переход к композициям, основанным на конкретном материале того или иного народного танца, выражающем суть музыкального отрывка и требующем передачи его в действенной танцевальной пластике и беспрерывно меняющейся эмоциональной окраске. Техничное исполнение комбинации становится средством к танцу в образе, к танцевальному действию.
Народный экзерсис развивает мышцы, суставы и связки, которые были не полностью развиты упражнениями классического экзерсиса. В первую очередь это относится к голеностопному суставу и мышцам, приводящим его в движение, а также коленному суставу и соответствующим мышцам. Основная особенность народного экзерсиса — активное движение на опорной ноге (это касается коленного сустава, мышц голени и мышц, производящих движения в суставах стопы). Кроме того, происходит значительное совершенствование функций нижних конечностей как опорного, рессорного и толкательного аппарата, так и мышц, производящих движения в плечевом поясе и верхних конечностях (характерные port de bras).
В процессе совершенствования народного экзерсиса завершается формирование танцевальной техники, что позволяет исполнить различные композиции народных танцев.
В народном экзерсисе часто применяется принцип контрастности, то есть чередование различных по нагрузке упражнений и элементов. Резкая смена контрастных элементов одновременно приводит в работу различные группы мышц, суставов и связок. Например, приседания, движения на вытянутых и присогнутых ногах (характерные batttement tendu и jete), упражнения со свободной стопой (flic-flac) и круговращения ног (rond de jambe и rond de pied); упражнения, вырабатывающие пружинистость и эластичность (battement fondu), дробные и выстукивающие движения. Раскрывание ноги (венгерский battemenf), зигзаг и т. д.
Народный экзерсис ставит перед учащимися сложные технические задачи. Этот танцевальный комплекс завершает формирование танцевальных качеств и навыков, общую подготовку психофизического аппарата учащегося.
«Достижение в танцевальном экзерсисе полной координации всех движений человеческого тела заставляет в дальнейшем воодушевлять движения мыслью, настроением, то есть придавать им ту выразительность, которая называется артистичностью», — так профессор А. Я. Ваганова определяет направление учебного процесса в обучении экзерсису. Создание совершенного по форме и органичного в музыке исполнения элементов, упражнений и комбинаций экзерсиса — его педагогическая цель. Это качество является той ступенью, с которой начинается выразительность танца, то есть передача действенного и эмоционального начала, исходящего из музыки, в танцевальной пластике.
Перечисленные научные положения позволяют определить основные принципы обучения экзерсису.
1. Выработка музыкального, осмысленного исполнения элементов экзерсиса должна стать основой в творческой направленности обучения. Учащимся следует понимать содержание техники элементов и при исполнении сочетать их с музыкой.
2. При выполнении упражнений экзерсиса внимание педагога должно быть обращено на профессионально грамотную с точки зрения канонов хореографического образования постановку корпуса рук, ног и головы. От правильной подготовки этих частей тела, развития их взаимодействия (координации) в значительной степени зависит продуктивность в обучении танцу и достижение конечной цели этого процесса.
Ошибки, допущенные в начале обучения, будут препятствовать последующему развитию танцевального мастерства учеников.
От исполнения простейших элементов экзерсиса, соединенных с доступными музыкальными формами, совершается постепенный переход к исполнению сложных танцевальных соединений (комбинаций), которые создаются на основе небольших отрывков музыкальных произведений и представляют их пластическое выражение.
Методически правильная педагогика в экзерсисе состоит в необходимости добиваться профессионального исполнения элементов.
Экзерсис у станка включает в себя следующие элементы:
1. Полуприседания и полные приседания;
2. Упражнения на развитие подвижности стопы, относящиеся к группе батманов;
3. Маленькие броски работающей ногой;
4. Круговые движения ногой по полу;
5. Каблучное упражнение;
6. Подготовка к «верёвочке» и «верёвочка»;
7. Движения расслабленной стопой;
8. Развороты;
9. Элементы группы адажио;
10. Дробные выстукивания;
11. Большие броски.
Названия элементов имеют аналогичные названиям элементов экзерсиса классического танца, а также общепринятые образные названия. Некоторые могут быть исполнены в малой и большой формах. Практически все элементы экзерсиса имеют большое видовое многообразие.
Элементы экзерсиса на середине зала – это:
«Верёвочка», «Моталочка», хлопушки, присядки и полуприсядки,
дробные выстукивания, вращения.
Экзерсис на середине зала служит для развития ощущения позы, амплитудности и законченности движения, пространственной ориентации, пластичности и выразительности. На середине осваиваются и совершенствуются техники дробных движений, вращений и прыжков, трюковых элементов и комбинаций. Формируются навыки исполнения парного танца, учащиеся овладевают исполнительскими приёмами сложной координации.
Третья часть урока – этюдная работа, в процессе которой происходит знакомство с танцевальной культурой различных народностей, формируется интерес к народной хореографии, воспитывается танцевальная культура, этика общения. Проучиваются основные элементы и движения танцев, представляются учебные и развёрнутые этюды. Осваивается техника владения движений с аксессуарами и атрибутами, танцевальная выразительность и актёрское мастерство.
Основным ориентиром преподавательской деятельности выступают принципы обучения. Принципами обучения называют определенную систему исходных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. То есть принципы — это основные требования, предъявляемые к чему-либо. В нашем случае, основные требования к процессу обучения народному танцу. Принципы обучения всегда отражают зависимость между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые ставятся в обучении.
Итак, для хореографии приемлемы следующие дидактические принципы:
· непрерывности обучения во взаимосвязи задач образования, воспитания и развития;
· сознательности и активности;
· научности обучения;
· систематичности и последовательности;
· доступности;
· наглядности;
· индивидуального подхода;
· развивающегося обучения.
Однако, в сфере обучения хореографии, эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.
1. Принцип непрерывности обучения во взаимосвязи задач образования, воспитания и развитияозначает, что при выборе задач, содержания, методов и форм обучения преподаватель вырабатывает не только знания, умения и навыки, но и развивает, и воспитывает своих учеников.
Познание элементов народного танца происходит на уроке, одновременно, через выполнение различных упражнений, происходит развитие физических данных, необходимых для выразительного исполнения танцевальных движений. Без воспитания целого ряда психических качеств, а именно — воли, упорства, памяти и т.д. выработать нужные знания, умения и навыки невозможно, а без музыкального воспитания ученика не достичь нужного эмоционально-пластического, образного выражения в движениях.
2. Принцип сознательности и активности предполагает сознательное усвоение знаний и осмысление их путем интенсивной деятельности. Этот принцип зависит от целого ряда факторов: мотивов обучения, организации учебно-воспитательного процесса, управления познавательной активности учащихся, применения методов и средств обучения и др.
Мотивацией, например, может быть желание внести коррекцию в телосложение, развить танцевальные навыки, выразить свои эмоции посредством языка хореографии и т.д. В любом случае важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий народным танцем (хореографией) и развился устойчивый интерес к ним. Хотя необходимая мотивация может возникнуть не сразу, и преподавателю необходимо будет вести разъяснительную работу.
Преподаватель должен уметь раскрыть суть любого задания, пояснить, почему предлагается такое упражнение, а не другое, пояснить, что путь к хореографическому совершенству — большой напряженный труд, где неизбежны утомительные упражнения, преодоление определенных индивидуальных трудностей.
Собственная познавательная активность учащихся является важным фактором обучаемости и оказывает решающее влияние на темп, глубину и прочность овладения учебного материала. Необходимое условие сознательного и активного обучения, ясное понимание учащимся целей и задач предстоящей работы.
3. Принцип научности обученияопирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета. Использование на практике принципа научности предполагает строгую реализацию в ходе обучения всего объема требований учебных программ.
4. Принцип систематичности и последовательноститребует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Систематичность и последовательность в обучении позволяет достичь больших результатов. Принцип систематичности — это, прежде всего, регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.
Принцип систематичности при проведении занятий по народному танцу во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении техники народного танца.
Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.
Повторяемость и вариативность в применении различных упражнений и заданий народного танца также являются обязательными составляющими принципа систематичности.
Фактор повторяемости в занятиях народным танцем имеет большое значение. Это объясняется специфическими закономерностями приобретения и закрепления умений и навыков, совершенствования форм и функций организма.
Не меньшее значение имеет и вариативность, т.е. видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их целевой направленности.
5. Принцип доступности обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психических способностях занимающихся, требует, чтобы обучаемые не испытывали перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. При слишком усложненном содержании обучении, также как и при упрощенном, снижается интерес к учению, не формируются необходимые волевые усилия, не происходит желаемого развития учебной работоспособности.
Доступность не означает отсутствие трудностей в учебном процессе, а предполагает посильную меру этих трудностей, которые могут быть успешно преодолены, причем учащийся в этом процессе - активно действующее лицо. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил ученика и означает оптимальную меру доступности.
Конкретные данные о возможностях обучающихся преподаватель получает из медицинских показателей, а также на основе собственных наблюдений.
Таким образом, принцип доступности в преподавании народного танца, предусматривает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации.
6. Принцип наглядности говорит о привлечении к восприятию всех органов чувств человека, что способствует формированию мысленных понятий. Наглядность — необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебного занятия главное — создать правильное представление, образ отдельного элемента или комбинации в целом.
Непосредственная наглядность в хореографии — это показ движения самим преподавателем или наиболее подготовленным учащимся. Но она дополняется пособиями, иллюстрациями, образными выражениями.
Движение может восприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В хореографии большую роль играет музыкальный ритм, тогда понятие «наглядность» включает и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.
Слово педагога играет большую роль. Живая и меткая характеристика движениям, основным понятиям народного танца могут заменить бессловесный показ, подсказать необходимое действие телу. Слово, если оно найдено удачно, во многом активизирует восприятие, способствует адекватному пониманию, усиливает ценностно-ориентировочную деятельность, но при этом необходимо соблюдать меру.
Принцип наглядности действен на всех этапах обучения. На этапе первоначального обучения важно зрительное восприятие, в дальнейшем большую роль будет играть слуховое восприятие.
7.Принцип индивидуального подхода. Преподавателю очень часто приходится сталкиваться с разным уровнем подготовленности исполнителей, как по своим физическим данным, так и по музыкальным и хореографическим. Поэтому, чаще всего, всей группе даются движения, комбинации усредненной сложности, доступные «средней части» учащихся (фронтальный подход). Отрицательный эффект этого подхода заключается в том, что сильнейшая часть группы работает в облегченных условиях, а слабейшая — в усложненных. Иногда в практике обучения народному танцу применяют групповой подход, но это происходит только тогда, когда определяются микрогруппы по степени подготовленности. Учебную группу делят на подгруппы, и каждая из этих групп получает свои задания.
Индивидуальный подход учитывает возможности каждого обучающегося и его используют, чтобы определить дополнительные доступные задания для самостоятельных занятий, либо для того чтобы освоить упущенный материал.
Границы доступного изменяются по мере развития ученика: что было недоступным на одном этапе подготовки, становится в дальнейшем легко выполнимым. В соответствии с этим меняются и требования, предъявляемые к возможностям.
8.Принцип развивающегося обученияхарактеризуется проблемностью и подталкивает к самостоятельному добыванию знаний. Главное - дать понять учащимся, что действия станут более эффективны, если они будут совершать их продуманно, постоянно анализируя свое исполнение. Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую человек вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохновения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляющаяся.
Принципы не могут существовать один без другого, только их союз придает обучению и воспитанию гармонию, а их реализация невозможна в оторванности друг от друга.