Общие принципы современного этикета

Нормы и правила поведения делового этикета исходят из следующих ос­новных принципов современного этикета, ориентированных на честь и дос­тоинство человека как высшую ценность и соблюдаемых в цивилизованном мире:

> принцип гуманизма;

> принцип целесообразности действий;

> принцип эстетической привлекательности поведения;

> принцип уважения к традициям своей страны и стран, с представите­лями которых вступают в деловые контакты.

Развернутая характеристика этих основных принципов делового этикета дана в книге «Государственная служба: культура поведения и деловой эти-

кет» .

1. Принцип гуманизма (или человечности) ориентирует на установление до­брых отношений и плодотворного сотрудничества с самыми разными людь­ми и закрепляет нравственную основу современного делового этикета. Он конкретизуется в требованиях, обращенных к культуре взаимоотношений и воплощается в вежливости.

2. Вежливость - понятие нравственное. Философский «Словарь по этике» так определяет это явление: «Вежливость - моральные качество, характери­зующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повсе­дневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающи-

ми» .

9 См.: Государственная служба: культура поведения и деловой этикет / Под ред. Е.В. Охотского. М.: РАГС,
1998.

10 Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. М.: Политиздат, 1981. С. 38.

Вежливость - это проявление уважения, подразумевающее такое отноше­ние к людям, в котором практически признается достоинство личности. Веж­ливость противопоставляется грубости, хамству, отражающим высокомерное и пренебрежительное отношение к людям. Неотъемлемый элемент вежливо­сти - речевой этикет. Вежливые слова («Будьте любезны...», «Благодарю вас...», «Позвольте...», «Не могли бы вы...», «Пожалуйста...», «Спасибо!» и т.д.) свидетельствуют о добром отношении к людям.

Очень многие правила этикета обусловлены требованиями принципа гу­манизма, реализующегося через вежливость:

• невежливо громко разговаривать по сотовому телефону в обществен­ных местах, поскольку другим людям такой разговор мешает;

• невежливо говорить о присутствующем при разговоре человеке в третьем лице;

• невежливо разговаривать, сидя со стоящим рядом коллегой, нужно предложить ему присесть или встать самому;

• невежливо шептаться в присутствии других;

• невежливо, приходя на работу, не поздороваться с охраной и гарде­робщиками и т.д.

Во всех этих ситуациях отсутствие вежливости свидетельствует также и об отсутствии уважения, чуткости и внимательности по отношению к дру­гим.

В зависимости от ситуаций общения вежливость может проявляться в многообразных формах, таких, как корректность, учтивость, любезность, де­ликатность, тактичность, скромность, точность.

Официальная, сухая вежливость называемая корректностью, уместна в напряженных ситуациях конфликтного взаимодействия. Корректность помо­гает сохранять свое достоинство и достоинство партнера по общению, помо­гает человеку держать себя в рамках общепринятых приличий во всех случа­ях.

Другая форма вежливости - учтивость, почтительная вежливость, кото­рая играет большую роль в иерархических служебных отношениях и не име­ет ничего общего с услужливостью подобострастием. По смыслу учтивость связана с такими понятиями, как «почтить», «почет», и является этикетным выражением почтительности в служебных отношениях.

Любезность как форма вежливости несет в себе неформально внима­тельное отношение к партнерам по общению, сотрудникам, подчиненным. В любезности проявляется желание не только быть полезным другому челове­ку, оказать ему услугу, но и быть приятным в общении.

Деликатность - такая форма вежливости, которая проявляется с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происхо­дит общение.

Тактичность выражается в том чувстве меры, которое позволяет челове­ку точно улавливать границу в отношениях между людьми, нарушение ко-

торой вызывает обиду и раздражение. Тактичный человек не будет задавать неприятные вопросы, проявлять интерес к интимной жизни сотрудников, де­лать замечания в присутствии третьих лиц, обращать внимание на промахи в поведении, давать непрошенные советы. Тактичность всегда предполагает чуткость к переживаниям другого человека, учет особенностей возраста, по­ла, служебного положения, места и обстоятельств ситуации общении.

Скромность - это адекватная самооценка человека, умение сопоставлять самооценку с мнением окружающих людей и не переоценивать себя и свою значимость, не бахвалиться своими заслугами и не афишировать свои досто­инства, занимаясь саморекламой. «Не возносись делами твоими, каковы бы они ни были», - поучал св. Антоний. Истинная скромность воспитанного че­ловека проявляется в естественной манере поведения, в умении найти вер­ный тон в ситуации общения, всегда оставаясь самим собой.

Точность, пунктуальность и обязательность как проявления вежливо­сти наполнены глубоким нравственным смыслом и имеют большое практи­ческое значение в деловых отношениях. Известное изречение французского короля Людовика XVIII «Точность - вежливость королей и долг всех добрых людей!» фактически превратилось в пословицу.

Современный специалист в области делового этикета Джен Ягер, сфор­мулировавшая на основе анализа деловой практики шесть основных принци­пов делового этикета, на первое место ставит пунктуальность, которая выра­жается не только в отсутствии опозданий на деловые встречи, но и в соблю­дении договоренностей, сроков выполнения робот, выполнении обещанного. Вытекающие из принципа гуманизма конкретные правила поведения высту­пают внешним проявлением внимания и уважения к человеку.

3. Принцип целесообразности действий определяет поведение людей в нестандартных деловых и жизненных ситуациях, которые постоянно ставят человека перед выбором модели поведения, опираясь лишь на здравый смысл. Все ситуации взаимодействия предусмотреть заранее невозможно, как и сложно знать все нюансы поведения в незнакомой ситуации и все пра­вила этикета. Современный этикет предполагает, что при незнании правил поведения в какой-то новой, нестандартной ситуации, следует ру­ководствоваться принципом целесообразности, удобства, причем удобства не только для себя, но для окружающих.

А. Принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего об­лика делового человека ориентирует на красоту и уважение эстетических чувств других людей. Некрасивое, лишенное изящества и привлекательности поведение, неряшливая одежда не только оскорбляют эстетические чувства окружающих, но и вызывают отвращение.

Психологическая совместимость, как известно, существует на двух уров­нях - психофизиологическом и социально-психологическом. На психофизио­логическом уровне отталкивают и дурной запах пота, и пятна на одежде, и следы перхоти на пиджаке, и все грубые проявления физиологии (громкое сморкание, шумное причмокивание во время еды и т.д.), что вызывает есте­ственное желание свести контакты к минимуму. Такое поведение оценивает-

ся как неприличное, поскольку оно некрасивое. Нужно постоянно контроли­ровать свое поведение, мимику, жесты, манеры, оформление внешности. Со­временный этикет предполагает единство формы и содержания, поэтому хо­рошее отношение к людям должно быть красиво оформлено.

5. Принцип уважения к традициям и следование им трудно объяснить ус­ловиями современной жизни и обосновать их целесообразность. У каждого народа есть свои, веками складывающиеся нормы и традиции - как раз те нормы этикета, которые нужно знать, помнить и следовать им. Этот принцип приобретает особую актуальность в современном мире в условиях расшире­ния международных связей на всех уровнях, соблюдение данного принципа демонстрирует уважение к традициям этикета в других культурах и помогает взаимопониманию в деловой области.

В учебном пособии P.M. Ботавиной выделены основные принципы де­лового этикета, наиболее значимые из которых, на наш взгляд следующие.

Этичность - весь комплекс норм, стандартов, требований, рекоменда­ций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью и содержанием про­сто обязан быть этичным, моральным, т.е. деловой этикет должен быть ори­ентированным на добро.

Удобство - нормы делового этикета не должны сковывать деловых лю­дей, мешая тем самым деловым отношением. Удобным для делового челове­ка должно быть все: планировка служебного помещения, деловая одежда, правила проведения деловых совещаний, переговоров, презентаций и т.д. Удобства нужно обеспечивать в равной степени для всех участников деловых отношений.

Консерватизм - этот принцип способствует надежности, стабильности, фундаментальности в деловых отношениях. Консерватизм во внешнем обли­ке делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности тем или иным традициям невольно вызывает ассоциации чего-то незыблемого, проч­ного и надежного, что высоко ценится в деловых отношениях.

Знание основных принципов современного делового этикета позволяет человеку достаточно уверенно вести себя в ситуациях делового общения, удерживаясь от тех ошибок, которые препятствуют установлению и поддер­живанию нормальных деловых отношений, вызывают сомнение в его воспи­танности. Конечно, одного лишь знания правил этикета недостаточно, нужно в деловом взаимодействии естественно и непринужденно следовать им. Не­обходимы постоянная тренировка, навыки хороших манер, доведение их до автоматизма, когда уже не нужно будет задумываться о том, что говорить и как себя вести. Недаром говорят, что воспитанный человек - не тот, кто долго думал, прежде чем поступить правильно, а тот, кто иначе поступить не мог.

Наши рекомендации