Общие принципы современного этикета
Нормы и правила поведения делового этикета исходят из следующих основных принципов современного этикета, ориентированных на честь и достоинство человека как высшую ценность и соблюдаемых в цивилизованном мире:
> принцип гуманизма;
> принцип целесообразности действий;
> принцип эстетической привлекательности поведения;
> принцип уважения к традициям своей страны и стран, с представителями которых вступают в деловые контакты.
Развернутая характеристика этих основных принципов делового этикета дана в книге «Государственная служба: культура поведения и деловой эти-
кет» .
1. Принцип гуманизма (или человечности) ориентирует на установление добрых отношений и плодотворного сотрудничества с самыми разными людьми и закрепляет нравственную основу современного делового этикета. Он конкретизуется в требованиях, обращенных к культуре взаимоотношений и воплощается в вежливости.
2. Вежливость - понятие нравственное. Философский «Словарь по этике» так определяет это явление: «Вежливость - моральные качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающи-
ми» .
9 См.: Государственная служба: культура поведения и деловой этикет / Под ред. Е.В. Охотского. М.: РАГС,
1998.
10 Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. М.: Политиздат, 1981. С. 38.
Вежливость - это проявление уважения, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности. Вежливость противопоставляется грубости, хамству, отражающим высокомерное и пренебрежительное отношение к людям. Неотъемлемый элемент вежливости - речевой этикет. Вежливые слова («Будьте любезны...», «Благодарю вас...», «Позвольте...», «Не могли бы вы...», «Пожалуйста...», «Спасибо!» и т.д.) свидетельствуют о добром отношении к людям.
Очень многие правила этикета обусловлены требованиями принципа гуманизма, реализующегося через вежливость:
• невежливо громко разговаривать по сотовому телефону в общественных местах, поскольку другим людям такой разговор мешает;
• невежливо говорить о присутствующем при разговоре человеке в третьем лице;
• невежливо разговаривать, сидя со стоящим рядом коллегой, нужно предложить ему присесть или встать самому;
• невежливо шептаться в присутствии других;
• невежливо, приходя на работу, не поздороваться с охраной и гардеробщиками и т.д.
Во всех этих ситуациях отсутствие вежливости свидетельствует также и об отсутствии уважения, чуткости и внимательности по отношению к другим.
В зависимости от ситуаций общения вежливость может проявляться в многообразных формах, таких, как корректность, учтивость, любезность, деликатность, тактичность, скромность, точность.
Официальная, сухая вежливость называемая корректностью, уместна в напряженных ситуациях конфликтного взаимодействия. Корректность помогает сохранять свое достоинство и достоинство партнера по общению, помогает человеку держать себя в рамках общепринятых приличий во всех случаях.
Другая форма вежливости - учтивость, почтительная вежливость, которая играет большую роль в иерархических служебных отношениях и не имеет ничего общего с услужливостью подобострастием. По смыслу учтивость связана с такими понятиями, как «почтить», «почет», и является этикетным выражением почтительности в служебных отношениях.
Любезность как форма вежливости несет в себе неформально внимательное отношение к партнерам по общению, сотрудникам, подчиненным. В любезности проявляется желание не только быть полезным другому человеку, оказать ему услугу, но и быть приятным в общении.
Деликатность - такая форма вежливости, которая проявляется с особой мягкостью, тонкостью, чуткостью в отношении людей, с которыми происходит общение.
Тактичность выражается в том чувстве меры, которое позволяет человеку точно улавливать границу в отношениях между людьми, нарушение ко-
торой вызывает обиду и раздражение. Тактичный человек не будет задавать неприятные вопросы, проявлять интерес к интимной жизни сотрудников, делать замечания в присутствии третьих лиц, обращать внимание на промахи в поведении, давать непрошенные советы. Тактичность всегда предполагает чуткость к переживаниям другого человека, учет особенностей возраста, пола, служебного положения, места и обстоятельств ситуации общении.
Скромность - это адекватная самооценка человека, умение сопоставлять самооценку с мнением окружающих людей и не переоценивать себя и свою значимость, не бахвалиться своими заслугами и не афишировать свои достоинства, занимаясь саморекламой. «Не возносись делами твоими, каковы бы они ни были», - поучал св. Антоний. Истинная скромность воспитанного человека проявляется в естественной манере поведения, в умении найти верный тон в ситуации общения, всегда оставаясь самим собой.
Точность, пунктуальность и обязательность как проявления вежливости наполнены глубоким нравственным смыслом и имеют большое практическое значение в деловых отношениях. Известное изречение французского короля Людовика XVIII «Точность - вежливость королей и долг всех добрых людей!» фактически превратилось в пословицу.
Современный специалист в области делового этикета Джен Ягер, сформулировавшая на основе анализа деловой практики шесть основных принципов делового этикета, на первое место ставит пунктуальность, которая выражается не только в отсутствии опозданий на деловые встречи, но и в соблюдении договоренностей, сроков выполнения робот, выполнении обещанного. Вытекающие из принципа гуманизма конкретные правила поведения выступают внешним проявлением внимания и уважения к человеку.
3. Принцип целесообразности действий определяет поведение людей в нестандартных деловых и жизненных ситуациях, которые постоянно ставят человека перед выбором модели поведения, опираясь лишь на здравый смысл. Все ситуации взаимодействия предусмотреть заранее невозможно, как и сложно знать все нюансы поведения в незнакомой ситуации и все правила этикета. Современный этикет предполагает, что при незнании правил поведения в какой-то новой, нестандартной ситуации, следует руководствоваться принципом целесообразности, удобства, причем удобства не только для себя, но для окружающих.
А. Принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика делового человека ориентирует на красоту и уважение эстетических чувств других людей. Некрасивое, лишенное изящества и привлекательности поведение, неряшливая одежда не только оскорбляют эстетические чувства окружающих, но и вызывают отвращение.
Психологическая совместимость, как известно, существует на двух уровнях - психофизиологическом и социально-психологическом. На психофизиологическом уровне отталкивают и дурной запах пота, и пятна на одежде, и следы перхоти на пиджаке, и все грубые проявления физиологии (громкое сморкание, шумное причмокивание во время еды и т.д.), что вызывает естественное желание свести контакты к минимуму. Такое поведение оценивает-
ся как неприличное, поскольку оно некрасивое. Нужно постоянно контролировать свое поведение, мимику, жесты, манеры, оформление внешности. Современный этикет предполагает единство формы и содержания, поэтому хорошее отношение к людям должно быть красиво оформлено.
5. Принцип уважения к традициям и следование им трудно объяснить условиями современной жизни и обосновать их целесообразность. У каждого народа есть свои, веками складывающиеся нормы и традиции - как раз те нормы этикета, которые нужно знать, помнить и следовать им. Этот принцип приобретает особую актуальность в современном мире в условиях расширения международных связей на всех уровнях, соблюдение данного принципа демонстрирует уважение к традициям этикета в других культурах и помогает взаимопониманию в деловой области.
В учебном пособии P.M. Ботавиной выделены основные принципы делового этикета, наиболее значимые из которых, на наш взгляд следующие.
Этичность - весь комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций, составляющий деловой этикет, самой своей сутью и содержанием просто обязан быть этичным, моральным, т.е. деловой этикет должен быть ориентированным на добро.
Удобство - нормы делового этикета не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношением. Удобным для делового человека должно быть все: планировка служебного помещения, деловая одежда, правила проведения деловых совещаний, переговоров, презентаций и т.д. Удобства нужно обеспечивать в равной степени для всех участников деловых отношений.
Консерватизм - этот принцип способствует надежности, стабильности, фундаментальности в деловых отношениях. Консерватизм во внешнем облике делового человека, в его манерах, склонностях, приверженности тем или иным традициям невольно вызывает ассоциации чего-то незыблемого, прочного и надежного, что высоко ценится в деловых отношениях.
Знание основных принципов современного делового этикета позволяет человеку достаточно уверенно вести себя в ситуациях делового общения, удерживаясь от тех ошибок, которые препятствуют установлению и поддерживанию нормальных деловых отношений, вызывают сомнение в его воспитанности. Конечно, одного лишь знания правил этикета недостаточно, нужно в деловом взаимодействии естественно и непринужденно следовать им. Необходимы постоянная тренировка, навыки хороших манер, доведение их до автоматизма, когда уже не нужно будет задумываться о том, что говорить и как себя вести. Недаром говорят, что воспитанный человек - не тот, кто долго думал, прежде чем поступить правильно, а тот, кто иначе поступить не мог.