Сущность процесса воспитания. принципы воспитания
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.(Фед. закон об образовании)
Общие признаки характеризующие сущность воспитания:
Во-первых, воспитание определяется как процесс, то есть как динамическое явление, предполагающее определенные качественные и количественные изменения, которые происходят в людях, с которыми взаимодействует воспитатель.
Во-вторых, таким признаком является целенаправленность воздействий на воспитанника. Этот признак означает, что воспитание всегда направлено на достижение определенного результата, который, прежде всего, определяется теми позитивными изменениями, которые происходят в личности воспитанника. Бесцельное воспитание (воспитание вообще) не существует.
В-третьих, гуманистическая направленность, как признак, определяет вектор воздействия на воспитанников. Не всякое воздействие воспитывает гуманистические качества. Несомненно, существует и «антивоспитание», когда влияние окружающих формирует негативные антигуманные черты.
В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называют взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию.
Таким образом, в самом общем виде воспитание можно определить какцеленаправленный процесс формирования гуманистических качеств личности, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника.
Принципы воспитания
Принципы соответствуют цели воспитания и задачам, стоящим перед педагогами, определяют возможности реализации этих задач. Можносформулировать три группы основных педагогических принципов:
1)Первая группа определяет совокупность требований к содержанию воспитательной деятельности.
- Принцип природосообразности. В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические отношения к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:
– осознавал себя гражданином Вселенной;
– отчетливо понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;
– осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;
– имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;
– формировал
- Принцип культуросообразности воспитания. В соответствии с этим принципом перед педагогами стоит задача приобщения юношей и девушек к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие составные части культуры, как бытовая, физическая, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная.
- Принцип центрации исходит из признания приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам. Процесс воспитания, институты воспитания при этом подходе рассматриваются как средства развития личности.
- Принцип дополнительности образования предполагает реализацию подхода к воспитанию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов. Он даёт возможность рассматривать само воспитание как совокупность процессов семейного, религиозного и общественного воспитания.
- Принцип профессиональной направленности воспитания, который предполагает формирование у учащихся и студентов профессиональных школ норм профессиональной этики, определение индивидуальной траектории личностного и профессионального самосовершенствования, формирование профессиональной идентичности.
2) Вторая группа принципов определяет основные требования к организации воспитательного процесса.
- Принцип гуманистической ориентации воспитания требует рассмотрения воспитанника в качестве главной ценности в системе человеческих отношений, базовой нормой которых является гуманность. Этот принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, а также обеспечения свободы совести, вероисповедания и мировоззрения, выделения в качестве приоритетных задач заботы о физическом, социальном и психическом здоровье человека.
Условиями реализации данного принципа являются: – добровольность включения воспитанника в ту или иную деятельность; – учёт интересов обучающихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов и т.д.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в
следующих правилах: – в общении с воспитанником должно доминировать уважительное отношение к нему; – педагог должен не только призывать воспитанника к добру, но и быть добрым и т. д.
- Принцип социальной адекватности воспитания требует соответствия со- держания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс.
Условиями реализации данного принципа являются: – взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества; – координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность воспитанника; – обеспечение комплекса социально-педагогической помощи молодежи и т.д.
- Принцип индивидуализации воспитания предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого воспитанника, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям.
Условиями реализации принципа индивидуализации являются:
– мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребёнке; – определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребёнка; – выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребёнка и т.д.
- Принцип социального закаливания предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определенными способами этого преодоления, адекватными индивидуальным особенностям человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Условиями реализации принципа социального закаливания являются:
– включение молодых людей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях (социальные пробы);
– диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений; –оказание помощи молодым людям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях и т.д.
Принцип создания воспитывающей среды требует организации в учебном заведении таких отношений, которые бы формировали социальность ребёнка. Прежде всего необходимо отметить важную роль идеи о единстве коллектива учебного заведения – педагогов и обучающихся, сплочении этого коллектива.
Реализация этого принципа возможна при следующих условиях:
– выделении доминирующей цели коллектива, объединяющей педагогов и обучающихся; – определении ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива; – формировании позитивного отношения к творчеству; – неповторимости учебного заведения (каждый лицей, колледж, ВУЗ должен иметь своё «лицо»); – наличии отношений «ответственной зависимости» (А.С. Макаренко) в среде педагогов и обучающихся.
3) Третья группа принципов определяет требования к взаимодействию воспитателей и воспитанников.
Принцип развивающей социальной интеракции предусматривает организацию такого педагогического процесса, при котором учитываются закономерности онтогенеза (возрастного развития), активизируются собственные ресурсы человека для придания объективной ситуации субъективного значения, необходимого для самостоятельного и ответственного решения актуальных и перспективных проблем жизни.
Принцип стимулирования саморазвития человека в качестве основного требования предполагает формирование мотивов самообразования и самовоспитания.
Принцип нравственного саморегулирования предполагает педагогическую помощь юношам и девушкам в осуществлении нравственной экспертизы происходящих событий на основе сформированных норм отношений и поведения. Она предполагает знакомство молодых людей с нормами общечеловеческой морали и обучение их нравственному поведению.
Принцип самоактуализации ситуации предполагает, что каждое событие должно содержать ситуационную доминанту, которая представляет собой актуализированное внутреннее состояние человека, определяющее то в содержании данного события, что является для него значимым и выражается в его эмоциональной оценке.
Принцип эмпатийного взаимодействия рекомендует создание такого социального пространства совместного бытия педагога и воспитанника, в условиях которого формируются система ценностных ориентаций и субъективный образ мира, осваиваются продуктивные способы взаимодействия с социумом.
Принцип вариативности предполагает дифференцированное включение юношей и девушек в социально-педагогические ситуации, с одной стороны, уменьшающие негативные переживания, а с другой – способствующие появлению новых переживаний и сопереживаний, формирующие ценностные ориентации и расширяющие экзистенциальный опыт.
6. Основные направления образовательной политики государства. Национальная доктрина образования в РФ.
Образовательная политика – часть социальной политики государства, заключающаяся в деятельности органов управления образованием, направленной на удовлетворение интересов общества, личности и государства в вопросах образования.
Документы, определяющие основные направления образовательной политики государства:
–Закон «Об образовании» (1992);
–Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996);
–«Национальная доктрина образования» (утверждена Правительством РФ 5 октября 2000 г.);
–Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена Правительством РФ 29 декабря 2001г. № 1756-р.)
Принципы государственной политики в области образования (Закон РФ «Об образовании», статья 2):
· Гуманистический характер образования - приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
· Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
· Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
· Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
· Свобода и плюрализм в образовании (плюрализм – многообразие и свобода взглядов, идей, форм деятельности);
· Демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Принципы государственной политики в области профессионального образования (Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», статья 2):
– Суверенность прав субъектов РФ в определении собственной политики в области высшего и послевузовского проф. образования в части национально-региональных компонентов ГОСтов;
– Непрерывность и преемственность процесса образования;
– Интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования в мировую систему высшего образования;
– Конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений науки. техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;
– Государственная поддержка подготовки специалистов. приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования.
Профессиональная мобильность – способность оперативно реагировать на изменения в содержательных, технологических и организационных компонентах профессиональной деятельности.
Социальная мобильность – способность адаптироваться к изменениям социальных условий жизни.
Потенциал личности – внутренние возможности человека, характеризующие его степень его готовности к осуществлению какой-либо деятельности.
Качество образования – его способность удовлетворять реальные или потенциальные образовательные потребности личности, общества и государства.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее – доктрина) – основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития.
Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:
– преодоление социально–экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;
– восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, науки, высоких технологий и экономики;
– создание основы для устойчивого социально–экономического и духовного развития России.
Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни.
Доктрина признает образование сферой накопления знаний и умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов, а также признает образование сферой трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала.
Доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области образования и является основой для разработки программ развития образования.
Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень гарантий прав граждан в области образования и уровень его финансирования, не допускается.
Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования, являющегося основой социально–экономического и духовного развития России.
Заключительная часть Доктрины констатирует определяющее значение образования для характеристики положения государства в современном мире и человека в обществе. Возвращение утраченного за последнее десятилетие, сохранение и развитие традиций отечественного образования, четкая линия на его государственную поддержку сегодня и завтра — в этом суть принятой Доктрины.
ПЕДАГОГИКА.
7. СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА, ПРЕДМЕТА И ФУНКЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ.
ОБЪЕКТОМпрофессиональной педагогики выступает не только относительно узкая сфера профессиональной подготовки человека к труду, но и вся система профессионального образования.
Система профессионального образования включает в себя совокупность профессиональных образовательных программ и стандартов, профессиональных образовательных учреждений различных видов, типов и форм собственности, органов управления профессиональным образованием.
Педагогическая система и педагогический процесс находятся в органической связи друг с другом. С одной стороны, педагогический процесс осуществляется в педагогической системе. С другой стороны, педагогическая система обусловливает цели, задачи и содержание педагогического процесса.
ПРЕДМЕТ профессиональной педагогики имеет двухаспектный, двуединый характер: «педагогический процесс формирования требуемых профессиональных качеств личности и педагогическая система, задающая целевые, содержательные и собственно профессиональные (технологические) компоненты такого формирования»
ФУНКЦИИ:
-теоретическая функция: изучение передового опыта профессионального образования (описательный уровень), выявление состояния профессионального образования (диагностический уровень), проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень);
-технологическая функция: разработка методических материалов, планов, программ, учебных пособий по профессиональному образованию (проектный уровень), внедрение достижений науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень), анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).
ЗАДАЧИ.
-Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методики проведения исследований в профессиональной педагогике.
-Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования.
-Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.
-Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом.
Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности.
-Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования.
-Разработка новых методов, средств, форм, систем и технологий профессионального образования.
-Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.
СТРУКТУРА
Из учебника Под ред. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых
Из Федерального Закона - В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.