Закономерности педагогического процесса
В закономерностях отражаются объективные, необходимые, существенные, повторяющиеся связи. Ввиду того что педагогический
процесс – система сложная и динамичная, существенных, повторяющихся, объективных связей в процессе функционирования этой системы возникает достаточно много.
Особенно много устанавливается связей в процессе обмена информацией между воспитателями и воспитуемыми. Это организационно-деятельностные, коммуникативные связи. Весьма важное значение в педагогическом процессе имеют связи управления и самоуправления. От их правильного соотношения зависит успешное протекание всего процесса. В свою очередь, связи управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и другие виды связей.
Рассмотрим основные закономерности педагогического процесса.
1. Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это означает, что педагогический процесс как развивающееся взаимодействие между педагогами и воспитуемыми имеет постепенный, «ступенчатый» характер; чем выше промежуточные достижения, тем весомее конечный результат.
2. Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от следующих факторов:
1) наследственность;
2) воспитательная и учебная среда;
3) включение личности в образовательную деятельность;
4) применяемые средства и способы педагогического воздействия.
3. Закономерность управления учебно-воспитательным процессом.
Эффективность педагогического воздействия зависит от ряда факторов:
1) интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами;
2) величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.
4. Закономерность стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от следующих факторов:
1) действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности;
2) интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, педагогических, моральных, материальных и др.) стимулов.
5. Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от нескольких факторов:
1) интенсивности и качества чувственного восприятия;
2) логического осмысления воспринятого;
3) практического применения осмысленного.
6. Закономерность единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит от таких факторов, как:
1) качество педагогической деятельности;
2) качество собственной учебно-воспитательной деятельности
воспитуемых.
7. Закономерность обусловленности педагогического процесса.
Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от ряда факторов:
1) потребностей общества и личности;
2) возможностей (материально-технических, экономических и др.) общества;
3) условий протекания процесса (морально-психологических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).
Отмеченными закономерностями не исчерпываются связи, действующие в педагогическом процессе.
6.4. Движущие силы развития
педагогического процесса
В соответствии с законами диалектики движущими силами развития являются противоречия. Среди противоречий педагогического процесса можно условно выделить внешние и внутренние.
Внешние противоречия называются социально-педагогическими. Это противоречия между организацией педагогического процесса и ведущими социальными процессами: экономическими, политическими, духовно-нравственными, бытовыми, культурными. Названные социальные процессы играют доминирующую роль по отношению к педагогическому процессов связи с этим имеющие место противоречия отражаются в общественном сознании как отставание педагогики от требований жизни. Внешние противоречия как правило, бывают объективными.
К объективным внешним противоречиям относятся:
· противоречие между политехнической и экспериментальной базой образовательного учреждения и уровнем научно-технического прогресса, оснащенностью современного производства;
· противоречие между потребительской психологией, социальным паразитизмом подрастающего поколения и требованиями общественной морали;
· противоречие между универсальными ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и субъективными возрастными потребностями детей и молодежи.
Разрешение этих противоречий ведет к совершенствованию педагогического процесса.
Внутренние противоречия отражают диалектику самого педагогического процесса. Их называют собственно педагогическими. Собственно педагогические противоречия могут быть объективными и субъективными.
К объективным внутренним противоречиям можно отнести:
· противоречие между активно-деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни;
· противоречие между общественными требованиями к личности ребенка и его собственными интересами;
· противоречие между бурным ростом научных знаний и возможностью донесения их до учащихся в учебном процессе.
К субъективным внутренним противоречиям относятся:
· несоответствие между целостной интеллектуально-эмоциональной, деятельностной природой ребенка и формализацией деятельностного подхода;
· несоответствие между практической направленностью, доминирующей в природе ребенка, и представлением информации в большинстве случаев с помощью словесных методов;
· несоответствие между возрастающей ролью предметов гуманитарного цикла и несформированностью методов их преподавания или невозможностью решить вопросы кадровой политики;
· несоответствие между едиными требованиями к базовому общему образованию и возрастающей необходимостью индивидуального развития личности.
Наличие указанных групп противоречий свидетельствует о том, что в рамках педагогической системы, в том числе в педагогическом процессе, действует диалектический закон единства и борьбы противоположностей. Научная организация педагогического процесса должна учитывать и другие законы диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные и закон отрицания отрицания.
6.5. Педагогический процесс
как педагогическое взаимодействие
Педагогический процесс, как и любой другой трудовой процесс, осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса состоит в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие.
Термин «педагогическое взаимодействие» отражает взаимную активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе. Он включает в себя единство педагогического влияния, его активного восприятия, усвоения воспитуемым социального опыта, собственной активности воспитуемого, проявляющейся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание).
Как и в других трудовых процессах, в педагогическом процессе выделяются объекты, предмет, средства, продукты труда.
Объекты деятельности педагога – развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость педагогических процессов. Своеобразие объекта педагогической деятельности состоит также и в том, что он развивается не в прямо пропорциональной зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным его психике – особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли и характера.
Предмет педагогического труда – организация такого взаимодействия, в котором происходит формирование качеств личности.
Средства (орудия) труда – это то, что человек помещает между
собой и предметом труда, чтобы достичь желаемого воздействия на
этот предмет. В педагогическом процессе орудия труда также очень
специфичны. К ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить учащихся, способы сотрудничества с ними, методика педагогического влияния. Это духовные средства труда.
Продуктом педагогического труда, на создание которого направлен педагогический процесс, является воспитанный, подготовленный к жизни в обществе человек.
Педагогический процесс характеризуется уровнями организации, управления, эффективности, технологичности, экономичности, выделение которых открывает пути для обоснования критериев, позволяющих давать не только качественные, но и количественные оценки достигнутых уровней. Кардинальная характеристика педагогического процесса – время. Оно выступает универсальным критерием, позволяющим надежно судить о том, насколько быстро и качественно протекает данный процесс.
Таким образом, целостный педагогический процесс – сложное педагогическое явление, понимание сущности которого поможет педагогу осуществлять его организацию сознательно и в интересах личности воспитанника.
Вопросы для самопроверки
1. Какие ключевые понятия используются для объяснения сущности понятия «педагогический процесс»?
2. Дайте характеристику педагогического процесса как системы.
3. Вдумчиво и внимательно изучите общие закономерности педагогического процесса. Попытайтесь найти закономерное объяснение тем событиям, которые вы еще недавно наблюдали в школьном, университетском педагогическом процессе.
4. Перечислите компоненты педагогического процесса.
5. В чем заключаются целостность и общность педагогического
процесса?
6. Проиллюстрируйте примерами внутренние и внешние противоречия педагогического процесса.