Тема 5. Дидактический процесс. Методы, средства и формы организации обучения
40. Дидактика как педагогическая теория обучения.
Дидактика (от греч.didaktikos – поучающий или didasko – изучающий) – это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.
Впервые этот термин употребил немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571 - 1635) для обозначения искусства обучения. Он назвал свой курс лекций «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия».
Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил Я.А.Коменский (1592-1670). В 1632 году он написал на чешском языке «Великую дидактику». В 1657 году «Великая дидактика» была опубликована в Амстердаме, уже не на языке оригинала. Под дидактикой Коменский понимал «всеобщее искусство учить всех всему».
Объект дидактики – процесс обучения.
Предмет дидактики — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.
Структура дидактики:
1. Общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях.
2 . Частные дидактики, или частные методики. Они исследуют обучение по отдельным предметам или уровню образования (методика начального образования, дидактика высшей школы).
Задачи дидактики:
l описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации;
l разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, технологии
41. Дидактическая система.
В компонентах дидактической системы отражены основные дидактические категории:
l цели;
l содержание образования;
l дидактические процессы;
l методы;
l средства;
l формы обучения;
l закономерности обучения;
l принципы обучения
42. Основные дидактические концепции.
Процесс обучения базируется на психолого-педагогических концепциях, которые называются часто также дидактическими системами или моделями обучения.
Их характеристика сводится к описанию:
l принципов,
l целей,
l содержания,
l средств обучения.
Обобщая богатство имеющихся систем, следует выделить три:
l Традиционная.
l Педоцентристская.
l Современная.
В традиционной системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.
Ее составляют дидактические концепции таких педагогов, как:
l Я. А. Коменский,
l И.Г. Песталоцци;
l И. Гербарт и дидактика немецкой классической гимназии.
В педоцентристской концепции главная роль в обучении отводится учению — деятельности ребенка.
В основе этого подхода лежит система:
l Д. Дьюи;
l Г. Кершенштейнера;
l В. Лая;
l теории периода реформ в педагогике в начале XX века.
Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны — преподавание и учение — составляют единство в процессе обучения и являются предметом дидактики.
Современную дидактическую концепцию создают такие направления, как:
l программированное,
l проблемное обучение,
l развивающее обучение (П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов),
l когнитивная психология (Дж. Брунер).
43. Обучение как двусторонний процесс.
Обучение — специально организованный, управляемый двусторонний процесс взаимодействия обучающего и учащихся, направленный на:
- усвоение знаний, умений, навыков;
- формирование мировоззрения;
- развитие умственных сил и потенциальных возможностей учащихся;
- выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
В понятие обучения входят два составляющих этот процесс компонента:
- преподавание, как педагога деятельность по организации усвоения учебного материала;
- учение как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний
44. Функции обучения.
Направленность педагогического процесса на всестороннее творческое саморазвитие личности обусловливают функции обучения:
l образовательную,
l воспитывающую,
l развивающую.
При этом образовательная функция связана с расширением объема, развивающая - со структурным усложнением, а воспитывающая - с формированием отношений (В.В. Краевский).
45. Цели обучения.
Цели общего образования можно конкретизировать в следующих задачах:
l Обеспечение необходимого уровня систематических знаний об окружающим мире, которые способствуют адаптации учащихся к дальнейшему обучению и жизни.
l Развитие познавательных интересов, психических познавательных процессов, познавательных умений и навыков.
l Формирование научного мировоззрения, нравственных, эстетических и др. качеств личности.
l Формирование способностей к самообразованию, потребности и умений самосовершенствованию.
46. Таксономия целей обучения.
l Таксономия - (заимствовано из биологии от греч. taxis - расположение по порядку и nomos - закон) - обозначает такую классификацию и систематизацию объектов, которая построена на основе их естественной взаимосвязи и использует для описания объектов категории, расположенные последовательно, по нарастающей сложности (то есть по иерархии).
В таксономии целей обучения, которую разработал американский психолог Б. Блум, выделено три группы целей:
l познавательные или когнитивные (познавательная область);
l аффективные (эмоционально-ценностная область);
l психомоторные
Таксономия целей обучения в когнитивной области
В 1956 году вышла в свет первая часть «Таксономии»,содержавшая описание целей в познавательной (когнитивной) области. Сюда входят цели от запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать имеющиеся знания, строить их новые сочетания с предварительно изученными идеями, методами, процедурами (способами действий), включая создание нового:
1. Знание. Ученик знает факты, терминологию, теории, методы, принципы.
2. Понимание. Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных.
3. Применение. Ученик использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях.
4. Анализ. Ученик выделяет скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения.
5. Синтез. Ученик пишет сочинение, делает план эксперимента, решает проблемы с опорой на знания из разных областей.
47. Продукт процесса обучения.
Компоненты продукта обучения
Компонентами продукта обучения являются:
l знания, умения, навыки;
l мировоззрение личности;
l кругозор и эрудиция;
l качества ума, интеллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности);
l умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания;
l навыки самообразования;
l активность;
l работоспособность (умственная и физическая) личности;
l воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.);
l профессиональная ориентация и подготовка к жизни и др.
48. Принципы и правила обучения.
Правила обучения
l Дидактические принципы (принципы дидактики) — это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.
l В педагогической интерпретации правило — это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.
l Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории. Они являются как бы переходным звеном от теории к практике
Компоненты продукта обучения
(схема по И.П. Подласый)
Результат обучения, включающий знания, способы и приёмы их приобретения, называется обученностью
Компоненты продукта обучения
Компонентами продукта обучения являются:
l знания, умения, навыки;
l мировоззрение личности;
l кругозор и эрудиция;
l качества ума, интеллектуальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности);
l умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания;
l навыки самообразования;
l активность;
l работоспособность (умственная и физическая) личности;
l воспитанность (нравственная, эстетическая, экологическая, политехническая и др.);
l профессиональная ориентация и подготовка к жизни и др.
49. Методы и приёмы обучения.
Методы обучения
l Метод (от греч. metodos)– путь познания, способ деятельности) – Путь к чему-либо, способ достижения цели, определённым способом упорядоченная деятельность субъекта в любой её форме.
l Метод обучения —способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К. Бабанский).
l В структуре методов обучения выделяются приемы.Прием —это элемент метода, его составная часть, разовое действие, отдельный шаг в реализации метода или модификация метода в том случае, когда метод небольшой по объему или простой по структуре.
Уровни обучения
l I уровень — знакомства. Отличается способностью учащегося узнавать, опознавать, различать, распознавать объекты в ряду других подобных объектов. Усвоение на уровне знакомства ограничено наиболее общими представлениями об объекте изучения, а мышление — альтернативными суждениями типа «да — нет», «или — или».
l II уровень — репродукции. На этом уровне овладение основными понятиями предмета происходит настолько, что оно дает учащемуся возможность осуществлять словесное описание действия с объектом изучения, анализировать различные действия и различные исходы.
l III уровень — полноценные знания. На этом уровне деятельность учащегося характеризуется умениями применять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач и получения объективно новой информации.
l IV уровень — трансформации. Он характеризуется таким овладением информацией, при котором учащийся сможет решать задачи различных классов путем переноса усвоенных знаний, умений, навыков
50. Классификация методов обучения по источнику получения знаний (традиционная).
Словесные | Наглядные | Практические |
l рассказ; l лекция; l беседа; l дискуссия l работа с книгой | l демонстрация; l иллюстрация; l наблюдение; l видеометод | l упражнение; l лабораторная работа; l практическая работа. |
Принципы обучения
l Принцип (от лат. principium - первоначало, основа) - основное исходное положение чего-либо.
l Принципы обучения — это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению дидактического процесса.
l Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы рождаются на основе научного анализа обучения, вытекают из закономерностей процесса обучения, устанавливаемых дидактикой
Содержательные принципы обучения
l гражданственности,
l научности,
l воспитывающего характера,
l фундаментальности,
l прикладной направленности (связи обучения с жизнью, теории с практикой).
Организационно-методические принципы обучения
l преемственности, последовательности и систематичности;
l единства группового и индивидуального обучения;
l соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
l сознательности и творческой активности;
l доступности при достаточном уровне трудности;
l наглядности;
l продуктивности и надежности
51. Классификация методов обучения по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).
Эта характеристика тесно сопряжена с уровнями мыслительной активности учащихся.
l объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
l репродуктивный;
l проблемное изложение;
l частично-поисковый (эвристический);
l исследовательский.
52. Классификация методов педагогического процесса Ю.К. Бабанского.
Объекты, выполняющие функцию средств обучения, можно классифицировать по различным основаниям:
I. По составу объектов:
l материальные;
l идеальные.
II. По назначению (субъекту деятельности):
l для обучающего (средства преподавания);
l для учащегося (средства учения).
III. По модальности:
l визуальные;
l аудиальные;
l аудиовизуальные
53. Средства обучения.
Средства обучения – это совокупность материальных объектов и предметов духовной культуры, предназначающихся для организации и осуществления дидактического процесса.
Средство обучения (по П.И Пидкасистому) - это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний.