Методика обучения детей дошкольного возраста связной монологической речи
Формирование грамматического строя речи у дошкольников
Грамматика -логика языка, где формируется мышление. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксическое словосочетание и предложения. Формирование граммат-го строя речи -можно назвать формированием грамматич правильной речи. В ДОУ еженедельно во всех возрастных группах проводятся спец. занятия: - обучение родному языку; - развитие речи - основная форма обучения детей грамматическим средствам и способам.
Задачи формирования правильной речи дошкольного возраста: 1.исправление грамматических ошибок в устной речи детей. 2.совершенств синтаксич стороны речи, ознакомл со словосоч, сложными предложениями. 3.предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка (со2ой мл. группы.). Разные стороны грамматического строя языка: синтаксис, морфология, словообразование-реб. усваивает по - разному и на каждой возрастной ступени на передний план выступает что-то одно. Задачи ребенка в овладении грамматическим строем языка: 1.понимать смысл сказанного. (ориентир на окончание сущ, различать, где один предмет, а где мн)2.использовать то или иное грамматическое средство в речи, говорить так, как говорят другие. Более сложно самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомым. 3.оценивать грамматически правильную речь, определять, можно так говорить или нет. Задача воспитателя - формировать общую культуру речи, заимствовать грамматич форму из речи окружающих
Состояние грамматической стороны жизни у детей в одной гр. может быть разным, поэтому воспитатели должны учитывать: 1общие психофизиологические процессы развития ребенка. 2 запас знаний, состояние фонематического слуха и речевого аппарата. 3 трудности усваиваемой грамматической категории.
Методы: дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказокПриемы: образец правильной речи воспитателя; прием правильной речи ребенка; исправление ошибки в речи детей ; повторение. ; сопряженная речь (вместе). объяснение, указание, сравнение
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
Пути формирования грамматически правильной речи: создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых; специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок; формирование грамматических навыков в практике речевого общения; исправление грамматических ошибок.
Формирование осущ. двумя путями: на занятиях, в повседневном общении.
. Мл.гр. работа над развитием понимания грамматических форм и употреблением их в речи, учить правильно изменять наиболее часто употребляемые слова, в которых они допускают морфологические ошибки. Обучение изменению слов по падежам, согласованию существительных с прилагательными в роде и числе, употреблению предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов.
Ср.гр. учить правильно изменять трудные для них слова, развитие монологической речи, обучение рассказыванию. В дидактических играх и играх-драматизациях дается не одна, а несколько ситуаций
Ст. гр. завершается усвоение системы родного языка, усвоили основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже. От преобладания наглядного материала, к словесным приемам. Снижается роль игр с игрушками, больше используются картинки, словесные дидактические игры и специальные словесные грамматические упражнения.
Понятие связной речи, ее виды (диалогическая и монологическая)
Методика обучения детей дошкольного возраста связной монологической речи.
На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа. Наиболее сложно у детей дошкольного возраста формируются монологические высказывания описательного и повествовательного типов. Для успешного формирования монологических высказываний особенно важно обучать детей речевым умениям необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: определять объект речи и последовательность в описании, вычленить главную тему и соблюдать структуру в повествовании. Эти речевые умения легче формируются на основе монологов (описание игрушки, животного, портрета человека, интерьера и конкретно сценического повествования) с помощью игр и конкретных примеров. Связная речь представляет собой логически последовательное, грамматически правильно и образное изложение определенного содержания, достигаемое использованием диалога и монолога. Монолог как форма речи ребенка представляет сложный этап речевого развития. Он отличается от диалога большей полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Монолог зарождается и совершенствуется в недрах диалога, остающегося в дошкольном возрасте ведущей формой речи (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, А.И. Леушина, А.А. Леонтьев, В.В. Ветрова, О.Е. Смирнова и др.). Становление монологической речи происходит за рамками дошкольного возраста. Основоположники обучения детей родному языку К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева в своих работах обозначили роль монологической речи в развитии ребенка и ее неразрывную связь с диалогической речью. Речь дошкольников более связна в следующих ситуациях: пересказа знакомой сказки по иллюстрациям; рассказывания по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок на одну тему; рассказывания по ситуации, создаваемой воспитателем с помощью игрушек и о собственных играх по аналогичным сюжетам. Для обучения монологической речи детей среднего дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание), составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок.
Монологическая речь - связное, логическое, последовательное высказывание, протекающее относительно долго по времени. Выделяют след. виды монологов: 1-описание - ( характера предметов) 2-повествование - (связный рассказ о каких - либо событиях, основа - сюжет развертывающийся во времени); 3-рассуждение - логическое изложение материала в форме доказательства. В д\с детей обучают 2-м основным типам монологов:
1. пересказ - (домысленное воспроизведение литературного образца в устной речи)
2. рассказ - (самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания).
В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи:- по игрушками предметам; - по картине; - из опыта; - творческие рассказы. В возрастных группах эти виды монологической речи занимают различные места.