Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Понятие о методах и приемах обучения
Метод (от греч. metodos — путь к чему-либо) — способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом педагогического процесса (обучения, воспитания) понимают способ упорядоченной совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач обучения, воспитания, развития.
Дадим общую характеристику методов педагогического процесса (обучения).
r Метод — процессуальная сторона деятельности, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Методы педагогического процесса как способы деятельности включают все ее компоненты. Разнообразие видов и способов человеческой деятельности обусловливает и разнообразие методов обучения и воспитания.
r Методы (приемы) обучения и воспитания — важные структурные компоненты целостного педагогического процесса. С их помощью осуществляется освоение учащимися содержания педагогического процесса, управление учебно-познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельностью учащихся, формирование их личностных качеств.
r Методы педагогического процесса состоят из конкретных приемов. Прием обучения — это элемент, разовое действие, шаг в реализации метода обучения.Один и тот же прием может быть частью разных методов, один и тот же метод может включать разные приемы. Кроме того, возможны переходы методов в приемы, и наоборот. К приемам, например, относятся показ образца, демонстрация опыта, сообщение плана урока, прием сравнения, постановка проблемного вопроса.
r Методы педагогического процесса применяются в комплексе. Но в каждой конкретной ситуации можно выделить ведущий, доминирующий, наиболее эффективный с точки зрения решаемых педагогических задач метод обучения.
r Метод — сложное, многомерное и многокачественное образование, содержание которого, с одной стороны, подчиняется общим дидактическим положениям, закономерностям, принципам и правилам, а с другой — обусловлено личностью учителя, особенностями ученика и конкретными условиями.
r Результаты обучения, воспитания, развития учащихся зависят не только от содержания педагогического процесса, но и от методов деятельности, посредством которых это обучение и воспитание осуществляется. Поэтому перед педагогом всегда стоит проблема выбора того или иного метода или комплекса методов и приемов, которые будут наиболее эффективными в данной педагогической ситуации.
Фонд методов педагогического процесса в настоящее время насчитывает десятки единиц. Разнообразие методов педагогического процесса, с одной стороны, и потребность в их комплексном применении — с другой, вызвали потребность в их систематизации и классификации.
Классификация методов обучения
Классификацией методов педагогического процесса (обучения, воспитания) называется разделение их на определенные группы или подгруппы по какому-либо признаку (основанию). Так как признаки, по которым может быть осуществлена классификация, многочисленны, и сами методы многообразны и многосторонни, то возможны и разные их классификации. Рассмотрим наиболее известные классификации методов обучения.
1. В основание одной из первых классификаций методов обучения положен источник передачи информации и характер ее восприятия (Е. В. Перовский, Е. Я. Голант и другие). В соответствии с источником знаний (слово, наглядность, практика) были выделены, соответственно, три группы методов: словесные, наглядные, практические.
2. Другая классификация (М. А. Данилов, Б. П. Есипов) имеет своим основанием ведущие дидактические задачи, решаемые на том или ином этапе обучения. В соответствии с ними выделены: методы приобретения знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний на практике, методы закрепления знаний, умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
3. Представляет интерес классификация (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин), основанием которой является характер учебно-познавательной деятельности учащихся (рис. 39, с. 92).
4. На основе методологии целостного подхода к деятельности известный дидакт Ю. К. Бабанский предложил классификацию методов обучения, учитывающую все структурные элементы деятельности: организацию, стимулирование и контроль. В этой классификации представлены три группы методов: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (табл. 7); методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (табл. 8); методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности (табл. 9). Каждая группа методов в свою очередь подразделяется на подгруппы.
Таблица 7
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
I подгруппа | II подгруппа | III подгруппа | IV подгруппа |
По источнику передачи и восприятия учебной информации (перцептивные методы) | По логике передачи и восприятия учебной информации (логические методы) | По степени самостоятельности мышления учащихся в процессе усвоения знаний | По характеру управления учебной деятельностью (методы управления учебной деятельностью) |
Словесные: r объяснение; r рассказ; r беседа; r лекция; r дискуссия и др. Наглядные: r иллюстрация; r демонстрация. Практические: r упражнение; r опыт; r трудовые действия и др. | Индуктивные, дедуктивные, аналитические, синтетические, аналогия, выделение главного, сравнение и др. | Репродуктивные, продуктивные (проблемные, проблемно-поисковые, исследовательские и др.) | Методы работы под руководством учителя; методы самостоятельной работы учащихся: r работа с книгой; r выполнение письменных заданий; r выполнение лабораторной работы, художественно-творческой работы в мастерских и др. |
Рис. 39. Классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности
Таблица 8