Рисование «Моя воспитательница»
Данная методика дает возможность получить информацию об эмоциональном отношении ребенка к педагогу.
Процедура проведения. Детям раздаются чистые листы бумаги размером 21х29 см, цветные карандаши или фломастеры (минимум 6 цветов: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный), резинка. Краски по причине технических трудностей лучше не применять (часто из-за недостаточного умения ими пользоваться рисунок получается размазанный, со слившимися деталями, что приводит к искажению данных при анализе).
Инструкция детям: «Нарисуйте, пожалуйста, свою воспитательницу».
При выполнении задания следует отмечать:
§ последовательность рисования деталей;
§ паузы более 15 секунд, стирание деталей;
§ спонтанные комментарии ребенка, его эмоциональные реакции.
Вариант: детям раздают тонированные листы бумаги (серый, синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, черный). Каждому ребенку предлагается ранжировать их по предпочтению (от наиболее красивого и любимого до самого некрасивого и нелюбимого). Затем детям даются вновь такие же листки бумаги, на любом из которых предлагается изобразить педагога. Тогда при анализе рисунков следует учитывать ранг использованного цветового тона в раскладке цветов по предпочтению.
Анализ детских работ. При анализе рисунков следует обратить внимание на расположение фигур на листе, наличие основных элементов, количество деталей при изображении взрослого, насыщенность и тональность использованных цветов спектра (холодные и темные), комментарии ребенка к рисунку.
Положительное эмоциональное отношение воспитанника к педагогу проявляется в следующем:
§ старательность при выполнении рисунков, желание, удовольствие, с которым ребенок их выполняет;
§ тщательная прорисовка линий фигуры, наличие в ней основных элементов (голова, шея, туловище, руки, ноги, пальцы; волосы, уши, глаза, нос, рот); масса второстепенных деталей (декорирование одежды, украшения, часы, пряжки и т.д.);
§ большая гамма цветов в изображении, использование в основном теплых тонов (красный, желтый, оранжевый, коричневый). Эмоционально привлекательных для них педагогов дети изображают яркими цветами, насыщенными тонами (тщательно раскрашивают), или используют все имеющиеся в их распоряжении цвета;
§ центральное положение изображения взрослого на листе во весь рост на переднем плане. Педагог, как правило, рисуется рядом с детьми (расстояние между ним и воспитанниками символизирует близость либо ее отсутствие в их отношениях). Любимого взрослого дети отражают в тех ситуациях, эпизодах, которые доставляют им наибольшую радость, вызывают положительные эмоции. Полное принятие и симпатия к педагогу символизируется в детских рисунках тем, что ребенок изображает себя взявшимся за руки со взрослым, повернувшимся к нему лицом либо протягивающим руки педагогу;
§ комментарии ребенка к рисунку: объясняет смысл изображенного, рассказывает о том, что предшествовало нарисованному, следовало за ним, активно комментирует изображение деталей одежды, украшений, использование того или иного цвета.
Негативное эмоциональное отношение ребенка к воспитателю проявляется в следующих особенностях рисунка:
§ получив задание, ребенок сначала рисует различные объекты и только в последнюю очередь приступает к изображению людей (такая последовательность выполнения задания является своеобразной защитной реакцией, при помощи которой ребенок отодвигает неприятное ему во времени). Это говорит о неблагоприятных эмоциональных отношениях воспитанника с педагогами. Отражением негативного отношения является также торопливость и неаккуратность при выполнении работы;
§ фигура взрослого прорисована нечетко, либо изображение очень схематичное; отсутствие определенных основных элементов (рук, рта) в изображении педагога можно интерпретировать как страх или защиту от наказаний, нотаций; негативное либо нейтральное эмоциональное отношение к нему проявляется в детских рисунках также в отсутствии второстепенных деталей, украшений; ребенок изображает только основные элементы, «не удостаивая» педагога прорисовкой мелких украшений, деталей и украшений его одежды;
§ при раскрашивании рисунка ребенок пользуется либо холодными цветами спектра (синий, фиолетовый, зеленый), либо вообще не раскрашивает одежду педагога, применение при изображении и раскрашивании только черного цвета чаще всего символизирует неприязнь и антипатию ко взрослому;
§ рисуя педагога, ребенок помещает его фигуру в стороне, в угол, изображает взрослого не во весь рост, маленьким по сравнению с собой; если воспитатель помещается в центр листа, то дети рисуют себя подальше от педагога либо вообще не наносят на лист свое изображение;
§ просьба прокомментировать рисунок часто остается неудовлетворенной; ребенок либо отмалчивается, либо переводит разговор на что-нибудь другое; неаккуратность, схематичность работы объясняется в таких случаях детьми приблизительно следующим образом: «не получилось», «мне рисовать сейчас не хочется» и т.п.
Анализировать детские работы следует учитывая все аспекты процесса рисования, качество рисунка, спонтанность и целенаправленные комментарии ребенка.
Готовимся к аттестации!: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб., 2000. – С.134-137.