Существует множество различных форм взаимодействия с родителями. Эти формы мы можем разделить на традиционные и нетрадиционные

К традиционным формам работы мы можем отнести:

• коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.);

• индивидуальные (педагогические беседы с родителями);

• наглядно—информационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).

Родительские собрания. Родительские собрания проводятся для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни детского коллектива, повысить ответственность за воспитание своих детей.

Беседаможет быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога. Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на которые бы они хотели получить ответ. Планируя тематику бесед, надо стремиться к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника.

Особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм, но они еще недостаточно изучены и обобщены.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы:информационно—аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно—информационные.

Информационно-аналитические — выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Формы проведения — проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».

Досуговые — установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Формы проведения — совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках.

Познавательные — ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Формы проведения— семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Некоторые формы родительских собраний:

Устный журнал – педагогическое просвещение родителей по определенной теме.

Собрание-студия— обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.

Собрание практикум – форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей.

Собрание совещание – организационная форма, в рамках которой происходит разработка, обсуждение и выработка стратегии по решению педагогического вопроса.

Ток-шоу – форма дискуссии, обсуждение актуальной темы приглашенными участниками с привлечением компетентных специалистов.

Собрание-выставка – час творчества, когда дети показывают родителям свои творческие способности, прикладные умения.

Открытое родительское собрание, на которое приглашаются все лица, заинтересованные в решении поставленной проблемы.

Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные;информационно-просветительские — ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Формы проведения — информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.

На сегодняшний день выявлено два вида форм совместной работы:

Совместные мероприятия ДОУ и родителей: Родительские собрания, Конференции, Консультации, Беседы, Вечера для родителей, Кружки для родителей, Тематические выставки, Диспуты, Педагогические советы, Попечительский совет, Встреча с администрацией, Школа для родителей, Родительский комитет, Дни открытых дверей, Турниры знатоков, Кружки, КВН, викторины, Праздники, Семейные конкурсы, Выпуск газеты, Просмотры фильмов, Концерты, Оформление групп, Соревнования, Благоустройство ДОУ и территории.

Наши рекомендации