Пути совершенствования речевого мастерства преподавателя

Сегодня существует достаточно много методик, помогающих со­вершенствовать речевое мастерство учителя. Большинство из них предлага­ют начать занятия с тренировки голосового аппарата (работа над дикцией, интонацией, мелодикой речи, грамотная постановка фразового и логического ударения и т. д.) Техника речи, безусловно, играет важную роль в профес­сиональной деятельности учителя, но многие качества речи вообще невоз­можно «заготовить впрок». Они рождаются в конкретной педагогической си­туации, в импровизированном творчестве говорящего. Это относится, прежде

всего, к эмоциональной окраске речи. Поэтому работа по совершенствова­нию и возможностей. Поиск нужной речевой партитуры увлекательное, но сложное занятие: это не только работа над голосовым аппаратом, но и со­вершенствование мимики и жестов учителя. \\ этой работе Вам могут помочь советы СБ. Елканова [26], В.А.Кан-Калика [36],Л.М. Митиной [65],Поль Л., Сопер [80], Н. Щурковой [121]и др. авторов.

Большую роль в деятельности учителя занимает этикетный диалог (диа­логическое единство, которое обычно состоит из реплики-стимула («паро­ля») и реплики-реакции («отзыва»). Например:

- Здравствуйте, Марина Ивановна! (пароль)

- Рада Вас видеть, Михаил Васильевич (отзыв).

Этикетные диалоги достаточно часто используются в профессиональной деятельности учителя и отличаются типовым разнообразием [102]:

- диалоги социального контактирования (извинение, благодарность, по­здравление),

- побудительные речевые акты (просьба, совет, предложение, команда, приказ, требование),

- ответные (реактивные) речевые акты: согласие, несогласие, отказ, раз­решение.

Насколько грамотно каждый учитель использует возможности этикетно­го диалога, учитывает особенности партнера по общению, настолько удачно выстраивается в целом его работа по воспитанию подрастающего поколения.

Следите за собственной речью, помните, что речь - отражение Вашей личности как педагога, несущего культуру живого слова. Помните следую­щие важные правила речевого этикета:

- не употребляйте в своей речи ненормированную лексику: жаргонные слова (молодежный жаргон, сленг), арготизмы. Академик Д.С. Лихачев пи­сал: «В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит сла­бость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. Поэтому сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо»;

- не повторяйте речевые ошибки учащихся;

- следите за грамотностью своей речи (грамотное произношение слов, постановка ударений, соответствующее словоупотребление и т. д.);

- не используйте в речи «слова-паразиты»: «ну», «так значит», «в об­щем», «как бы», «типа того» и т. д.;

- следите за темпом речи, помните, что от него во многом зависит эффек­тивность усвоения знаний;

- обратите особое внимание на интонирование, помните, что верно рас­ставленные интонационные акценты влияют на качество восприятия инфор­мации, уровень интенсивности ее запоминания, общий психологический микроклимат в классе;

- исключите из своей речи окрик, резкие интонации, которые негативно влияют на воспитанников, дестабилизируют их, вызывая эмоциональный дискомфорт. Вспомним еще раз Д.С. Лихачева: «Учиться хорошей, спокой­ной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запо­миная, замечая, читая и изучая... Наша речь - важнейшая часть не только на­шего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

4. Формирование культуры речевого общения в ученической группе

Школа как социальный институт ведет специальную целенаправленную работу по воспитанию культуры речи учащихся. Особое значение имеет ра­бота над правильностью речи, ее соответствием языковым нормам. Успех ее связан не только с решением чисто лингводидактических задач, но и с обще­культурным развитием школьников. Ш.А. Амонашвили отмечал: «...речь многих детей засорена грубыми формами обращения, порой бранными сло­вами. В ней звучит недоброжелательность: дети без охоты пользуются при­ветливыми и ласковыми словами в обращении с друг с другом, склонны к ос­корблению товарищей. ... это одна из проблем речевого воспитания, которая возникла передо мной».

Необходимо прививать ученикам навыки речевого общения. Это предпо­лагает:

• наличие большого лексического запаса,

• образность и правильность речи,

• точное восприятие устного слова и точную передачу собеседнику идей своими словами,

• корректную постановку вопросов,

• краткость и точность ответов,

• логичность построения и изложения высказывания.

Педагогический коллектив школы может осуществлять эту работу в рам­ках сложившихся или складывающихся в данном обществе общекультурных норм и установок. Речевое общение является одним из основных средств воспитания и развития школьников. Для этого необходимо познакомить учащихся с понятием «речевой этикет», а также с его приемами и соответ­ствующими требованиями.

Работу в этом направлении необходимо начинать с младшего школьного возраста, когда ребенок еще только начинает овладевать нормами этикета. На занятиях с данной возрастной группой следует объяснить, что речевое обще­ние имеет свои законы, которые нужно знать каждому культурному челове­ку. Для младших школьников ряд понятий, касающихся сферы речевого об­щения, вполне доступен, например: вежливый, культурный человек; различ­ные формулы речевого этикета (спасибо, добрый день) и т. д. Поэтому при знакомстве учащихся с основами речевого этикета необходимо использовать их жизненный опыт общения со сверстниками и взрослыми, людьми (роди­телями, учителями и др.), надо довести до их сознания сказанное С. Серван-

тесом: «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

Одно из главных требований - проявлять к собеседнику внимание, ува­жение, заботиться об экономии чужого времени. Данное правило можно про­иллюстрировать примерами из художественной литературы и зарисовками из школьной жизни [34]. Рекомендуется познакомить школьников также с ря­дом понятий:

- вежливость - форма проявления уважения к другому человеку, призна­ние его достоинств. Что такое вежливость? Какого человека мы называем вежливым?

- доброжелательность в общении. Один из секретов доброжелательных отношений - запоминать и правильно называть имена своих друзей и знако­мых. Способы запоминания имен: произнести несколько раз имя про себя, несколько раз употребить его в разговоре, обращаясь к собеседнику и т. д.,

-репертуар речевых действий (речевое поведение всегда обусловлено ситуацией общения (где, с кем, зачем говоришь) и ролью, которую мы вы­полняем в данный момент): поведенческие стереотипы, формулы речевого этикета (напр., слова знакомства - меня зовут Катя, я хотела бы с Вами по­знакомиться, разрешите Вас познакомить с Машей, ответы: рады познако­миться, очень приятно познакомиться с Вами и т. д.),

- правила речевого поведения:

• для слушающего: показывает взглядом, мимикой доброжелательность, интерес, внимание. Старается не перебивать, при необходимости просит что-то уточнить. Не делает замечания по поводу речевых ошибок. Поддерживает собеседника, развивая его мысль,

• для говорящего: произносит слова заинтересованно, спокойно, смотрит доброжелательно, внимательно наблюдает за реакцией собеседника на свое общение. Говорит кратко и только по делу. Обращается к собеседнику, назы­вая его по имени. Следит за реакцией собеседника, все ли ему ясно,

- запреты в общении («табу») - касаются культуры общения - предупре­
дить неуважительное отношение к собеседнику, к его взглядам, помочь уча­
щимся избежать конфронтации, противостояния, прийти к согласию и т. д:

запреты на
тон слова и выражения доводы

обидный грубые с угрозами (запугивание)

презрительный оскорбляющие с искажением мысли собеседника

крикливый насмешливые провоцирующие резкую реакцию

злой категоричные

«Чтобы верно оценивать и тонко чувствовать этикетные особенности пове­дения (своего и чужого), важно, прежде всего, научиться замечать их. Да, за­мечать! Трудность в том, что все обычное, постоянно встречающееся, будучи очень важным, как правило, реже привлекает к себе внимание, чем необыч­ное» (В.Е. Голь дин).

Можно попросить учащихся объяснить смысл каждой группы запретов,

составить памятку «Культура общения» вместе с учителем. Учащиеся с ин­тересом выполняют такое задание, а их коммуникативные возможности зна­чительно расширяются.

В арсенале современного учителя сегодня имеются кино- и ви­деоматериалы, которые расширяют возможности педагога в формировании речевого этикета учащихся. Например, это могут быть мультфильмы, на­глядно демонстрирующие нарушения ряда этикетных норм поведения в об­ществе: «Винни-Пух идет в гости» (по книге Л. Милна), «Гадкий утенок» (по книге Х.-К. Андерсена), эпизоды из фильма «Алиса в стране чудес» (по книге Л. Кэролла), ряд серий из детского киножурнала «Ералаш» и др.

Часто мы сталкиваемся с неумением ученика найти нужные слова и вы­ражения для данного рассказа, характеристики данного факта, явления дей­ствительности, особенно характеризуя события исторического плана. Поэто­му нередки выражения типа: «Дружный коллектив декабристов». Необходи­мо обращать внимание учащихся на языковую небрежность, а порой и просто курьезность их высказываний, приучать их внимательно относиться к своей речи. («Из более мелких выживают только более крупные производства...», «В фамусовском обществе был культ личности богатства...» и др.) Полезно познакомить учащихся с отрывками из классических произведений, где авто­ры дают юмористические примеры бедной, однообразной, трафаретной речи, с нарушением языковых норм.

Качество устной речи учеников часто зависит от того, как сфор­мулированы преподавателем вопросы или тема беседы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Ниже приводится отрывок из сказки Х.-К. Андерсена «Гадкий утенок».
Какие нормы речевого этикета нарушили персонажи данной сказки? Как этот
отрывок можно использовать в работе с учащимися?

«Странствия привели Утенка в дом, обитатели которого считали себя не­пререкаемыми авторитетами:

- Умеешь ли ты нести яйца? - спросила Курица.

- Нет! - ответил Утенок.

- Так и держи язык на привязи! - съязвила Курица. А Кот спросил:

- Умеешь ли ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать?

- Нет! - смущенно ответил Утенок.

- Так и не суйся со своим мнением, - отпарировал Кот».

2. Для того чтобы информация была принята и переработана собеседни­
ком, язык и речь должны быть понятны. Ниже приводится отрывок из сати­
рического киножурнала «Ералаш» «Зачем кочевряжился Днепр?»

Подумайте, как данный сюжет может быть использован в работе с уча­щимися по формированию их грамотной речи.

«...В кадре обыкновенный лифт. Лифт поднимается вверх. В кабине по­жилой обитатель дома и юный гражданин. Старший задает вопрос младше­му:

- Как дела?

- У, дела моща. Ща один фитиль такое сморозил. Подкатывает к шкету. Дай, говорит, велик погонять! Сел и почесал. А тут училка. А он давай вы­пендриваться. Варежку разинул. Да как дерябнется. Сам с фингалом. Училка чуть не с катушек, а велик гикнулся. Во, ржачка! Клево, да?»

(Из данного монолога своего юного собеседника взрослый ничего не по­нял, но сделал вывод, что его сосед говорит на диалекте племени «жаргоноя-зычников».)

Чтобы показать своему юному другу, как он исковеркал русский язык, взрослый приводит отрывок из произведения Н. В. Гоголя «Чуден Днепр при тихой погоде...» На языке жаргона он звучит так: «Классный Днепр при клевой погоде, когда, кочевряжась и выпендриваясь, пилит сквозь леса и горы клевые волны свои. Вылупишь зенки свои, откроешь варежку и не знаешь, пилит он или не пилит. Редкая птица со шнобелем дочешет до се­редины. А если дочешет, так и гикнется и копыта отбросит...».

3. Проанализируйте педагогическую ситуацию. Можно ли, используя данный метод, сформировать навыки речевой культуры (грамотное владение этикетными нормами общения) у ребенка начальной школы? Как бы Вы по­ступили на месте этого учителя, чтобы сформировать у школьников навыки вежливого общения при встрече со взрослым человеком?

«..я училась в первом классе начальной малокомплектной школы в сельской местно­сти... Как то я шла в школу зимой по заснеженной тропинке и повстречала мою учи­тельницу, Веру Павловну, которая тоже шла в школу на уроки... Учительница со мной за­говорила, я что-то ей ответила (теперь уже не могу вспомнить, о чем был разговор), затем она поспешила в школу и я пошла в школу уже одна...После уроков Вера Павловна попросила остаться весь наш класс (в классе нас было 8 человек)... Затем она вызвала меня к доске и начала всем рассказывать о моем проступке... Оказалось, что при встрече на тропинке, я забыла с ней поздороваться и в этом была моя страшная вина... Как только учительница меня не стыдила, она припомнила все мои провинности, совершен­ные ранее, и сказала, что из меня никогда не вырастет порядочного человека... Я плакала, мне было очень обидно... Я не могла понять, в чем я так сильно провинилась... С тех пор я даже неосознанно вздрагиваю, когда кто-то со мной здоровается... То унижение, кото­рое я пережила в детстве, запомнилось на всю жизнь...»

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте определение понятиям «культура речи», «правильность речи», «речевое мастерство».

2. Какие выразительные средства необходимо использовать педагогу в своей речи?

3. Охарактеризуйте такие понятия, как «тональность общения», «инто­национный стиль речи».

4. Какие этикетные нормы и правила речевого общения Вы знаете?

5. Как можно совершенствовать свое речевое мастерство? Над чем не­обходимо работать именно Вам?

6. Какие виды работы по формированию у школьников речевой культуры общения в школьной среде есть в арсенале учителя?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте сообщение на тему: «Профессиональное владение голо­сом» (при подготовке используйте книги: Кроль Л. М., Михайлова Е. Л. Че­ловек-оркестр: микроструктура общения. М., 1993. Гл.: Что слышно? С, 64-76; Леммерман X. Учебник риторики. М., 1998. Гл.: Дыхание, речь. С. 9-18).

2. Подготовьте сообщение на тему: «Воспитание речевого этикета в классном коллективе» (при подготовке сообщения используйте следующие статьи: Зельманова Л. М. Уроки воспитания речевого этикета с использова­нием средств наглядности // Русский язык в школе. 1990. № 1. С. 11-16; Ка-зарцева О. Культура речевого общения // Воспитание школьников. 1997. № 1. С. 10-13; Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М.: Просвещение, 1991. Гл.: Речевое воспитание. С. 138-140).

3. Письменно выполните следующие задания:

а) расставьте ударения в следующих словах: августовский (педсовет),
понял (поняла), начался (урок), средства, повторим (параграф), каталог,
сформировать, документ, обеспечение;

б) как правильно сказать:

- сколько времени осталось до конца урока // сколько время осталось до конца урока,

- по окончании // по окончанию работы сдайте тетради,

- герой был убит насмерть // герой погиб // герой убит.

ЛИТЕРАТУРА

2, 3,17, 18, 26, 32, 34, 36, 37, 46, 49, 52, 56, 59, 65, 73, 80, 97,102,116,121.

Наши рекомендации