ЛЕКЦИЯ 2. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс
ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
ЛЕКЦИЯ 1. Педагогика как наука. Категории педагогики
План лекции
- Объект, предмет, задачи и структура педагогической науки.
- Категории педагогики: воспитание, образование, обучение, формирование, развитие, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс, педагогический процесс.
- Связь педагогики с другими науками и с практикой.
- Объект, предмет, задачи и структура педагогической науки.
Объект науки – это область действительности, которую изучает данная наука.
Предмет науки – это аспект рассмотрения объекта.
Объект педагогики – совокупностьпедагогических явлений, обуславливающих развитие и становление личности
Предмет педагогики- это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Задачи педагогики:
- Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.
- Исследование сущности, структуры, функций образовательного процесса.
- Выявление закономерностей и формирование принципов обучения и воспитания людей.
- Исследование особенностей и содержание деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.
- Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщение и внедрение опыта обучения и воспитания.
Структура педагогической науки
- Категории педагогики: воспитание, образование, обучение, формирование, развитие, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс, педагогический процесс.
Основные категории педагогики:
Воспитание в социальном смысле - это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. передача социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание осуществляется всем социальным устройством общества (общественными институтами, организациями, церквью, СМИ и культуры, семьей, школой).
Воспитание в широком педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс создания условий для развития, формирования и становления человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях.
Воспитание в конкретном педагогическом смысле - это целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование у школьников ценностных отношений к окружающему миру и самому себе.
Воспитание в самом узком смысле - это специально организованная внеурочная деятельность, направленная на решение воспитательных задач.
В любом случае воспитание определяется через отношениечеловека к миру, к окружающим людям, к самому себе.
Образование - процесс и результат целостного становления личности (интеллектуального, физического, духовного), осуществляемый посредством приобщения её к культуре;
Обучение – это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации процесса усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.
Развитие - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств человека.
Формирование – 1) процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов - воспитания, обучения, социальной и природной среды, собственной активности личности; 2) способ и результат внутренней организации личности как системы личностных свойств.
Педагогическое взаимодействие -это процесс, в ходе которого возникает контакт между педагогом и воспитанником, ведущий к взаимным изменениям в их поведении, деятельности, отношениях. .
Образовательный процесс – 1) смена состояний системы образования; 2) смена состояний развития и становления личности, осуществляемая посредством приобщения ее к культуре
Педагогический процесс – это развивающееся во времени педагогическое взаимодействие, в ходе которого осуществляется образование личности.
- Связь педагогики с другими науками и с практикой.
Связь педагогики с другими науками:
Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знания об общих законах развития природы, общества, теорию познания, что помогает педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.
Физиология обогащает педагогику знаниями о развитии высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы человека, функционировании жизнеобеспечивающей системы.
Психология, открывая законы развития личности, помогает педагогике целенаправленно руководить этим процессом.
Социология дает педагогике знания о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях.
Этика и эстетика дают знания о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и эстетического воспитания.
Экономика обогащает педагогику знаниями об экономических, производственных процессах, влияющих на образование.
Кибернетика дает педагогике знания об управлении сложными динамическими системами, информатика - знания о сборе и обработке информации.
Объекты связи педагогики с другими науками – термины, закономерности, подходы, концепции, эмпирические данные, методы
Связь педагогики с практикой:
Педагогическая наука, изучая практику, выявляет ее существенные характеристики и взаимосвязи, прогнозирует и проектирует целесообразные теории и технологии ее преобразования
Педагогическая практикаслужит объектом научного изучения и источником научно-педагогических знаний, а также тем критерием, который подтверждает или опровергает истинность научных выводов.
Тестовые задания
1. 3
2. процесс
3. 2
4. Воспитания
5. 2
6. 2, 3, 1
7. 3
8. образовательный процесс
9. система
10. 1-4, 2-1, 3-3, 4-2
11. взаимодействие
ЛЕКЦИЯ 2. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс
План лекции
1.Образование как общественное явление, основные тенденции его развития.
2.Образование как педагогический процесс. Функции образования как педагогического процесса.
3.Логика и этапы целостного педагогического процесса. Соотношение воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе.
- Образование как общественное явление, основные тенденции его развития.
Образование как общественное явление – это средство социально-культурной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям.
- Образование как педагогический процесс. Функции образования как педагогического процесса.
Образование как педагогический процесс – это развивающееся во времени педагогическое взаимодействие, в ходе которого осуществляется воспитание и обучение личности.
Традиционный педагогический процесс осуществляетсяпосредством воздействия педагога на ученика как объекта формирования и развития.
Гуманистический педагогический процессоснован на целенаправленном субъект-субъектном взаимодействии педагога и воспитанников.
Функции образования:
Информатизацияличности-формирование системы научных, общекультурных и социальных знаний как основ развития и становления личности.
Развивающая функция- изменение личности в целом: ее физиологии, психических процессов, мотивационно-потребностнойсферы; развертывание ее внутренних потенций и способностей.
Социализация личности - вовлечение ее в систему социальных отношений, социальную практику в целом.
Культурно-гуманистическая функция - заключается в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, в становлении индивида как человека культуры.
Компетентностная функция – формирование готовности личности к решению проблем, которые находятся в сфере ее компетенции.
- Логика и этапы целостного педагогического процесса. Соотношение воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе.
Логика и этапы педагогического процесса определяются логикой педагогической деятельности и соответствующей ей структурой педагогического процесса (см. рисунок ):
1) диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации (обучающей, воспитывающей, ситуации межличностного и группового взаимодействия);
2) целеполагание - постановка целей (обучения, воспитания) и их конкретизация в системе задач;
3) выбор соответствующего содержания, форм и методов, создание условий педагогического взаимодействия;
4) организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспитывающего);
5) обратная связь, оценка результатов педагогического взаимодействия и их коррекция;
6) итоговая диагностика, анализ и оценка результатов педагогического взаимодействия;
7) постановка новых целей и задач.
В гуманистическом педагогическом процессе, основанном на субъект-субъектном взаимодействии, все этапы осуществляются совместно воспитателем и воспитанниками.
Целостный педагогический процесс осуществляется как движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства воспитания и обучения
Тестовые задания
- b
- 3
- 3
- 2, 4, 6
- 1, 3, 6