ЛЕКЦИЯ 2. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс

ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

ЛЕКЦИЯ 1. Педагогика как наука. Категории педагогики

План лекции

  1. Объект, предмет, задачи и структура педагогической науки.
  2. Категории педагогики: воспитание, образование, обучение, формирование, развитие, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс, педагогический процесс.
  3. Связь педагогики с другими науками и с практикой.
  1. Объект, предмет, задачи и структура педагогической науки.

Объект науки – это область действительности, которую изучает данная наука.

Предмет науки – это аспект рассмотрения объекта.

Объект педагогики – совокупностьпедагогических явлений, обуславливающих развитие и становление личности

Предмет педагогики- это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Задачи педагогики:

- Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания.

- Исследование сущности, структуры, функций образовательного процесса.

- Выявление закономерностей и формирование принципов обучения и воспитания людей.

- Исследование особенностей и содержание деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства.

- Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщение и внедрение опыта обучения и воспитания.

Структура педагогической науки ЛЕКЦИЯ 2. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс - student2.ru

  1. Категории педагогики: воспитание, образование, обучение, формирование, развитие, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс, педагогический процесс.

Основные категории педагогики:

Воспитание в социальном смысле - это функция общества по подготовке подрастающего поколения к жизни, т.е. передача социального опыта от старшего поколения младшему. Воспитание осуществляется всем социальным устройством общества (общественными институтами, организациями, церквью, СМИ и культуры, семьей, школой).

Воспитание в широком педагогическом смысле - это специально организованный и управляемый процесс создания условий для развития, формирования и становления человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях.

Воспитание в конкретном педагогическом смысле - это целенаправленный процесс взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование у школьников ценностных отношений к окружающему миру и самому себе.

Воспитание в самом узком смысле - это специально организованная внеурочная деятельность, направленная на решение воспитательных задач.

В любом случае воспитание определяется через отношениечеловека к миру, к окружающим людям, к самому себе.

Образование - процесс и результат целостного становления личности (интеллектуального, физического, духовного), осуществляемый посредством приобщения её к культуре;

Обучение – это совместная деятельность обучающего и обучающегося, направленная на образование личности посредством организации процесса усвоения ею системы знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Развитие - это процесс количественных и качественных изменений наследуемых и приобретаемых свойств человека.

Формирование – 1) процесс развития и становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов - воспитания, обучения, социальной и природной среды, собственной активности личности; 2) способ и результат внутренней организации личности как системы личностных свойств.

Педагогическое взаимодействие -это процесс, в ходе которого возникает контакт между педагогом и воспитанником, ведущий к взаимным изменениям в их поведении, деятельности, отношениях. .

Образовательный процесс – 1) смена состояний системы образования; 2) смена состояний развития и становления личности, осуществляемая посредством приобщения ее к культуре

Педагогический процесс – это развивающееся во времени педагогическое взаимодействие, в ходе которого осуществляется образование личности.

  1. Связь педагогики с другими науками и с практикой.

Связь педагогики с другими науками:

Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знания об общих законах развития природы, общества, теорию познания, что помогает педагогике определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления.

Физиология обогащает педагогику знаниями о развитии высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы человека, функционировании жизнеобеспечивающей системы.

Психология, открывая законы развития личности, помогает педагогике целенаправленно руководить этим процессом.

Социология дает педагогике знания о социальной среде формирования личности, группах общества, социальных отношениях.

Этика и эстетика дают знания о морали и природе эстетического, образуя основу нравственного и эстетического воспитания.

Экономика обогащает педагогику знаниями об экономических, производственных процессах, влияющих на образование.

Кибернетика дает педагогике знания об управлении сложными динамическими системами, информатика - знания о сборе и обработке информации.

Объекты связи педагогики с другими науками – термины, закономерности, подходы, концепции, эмпирические данные, методы

ЛЕКЦИЯ 2. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс - student2.ru

Связь педагогики с практикой:

Педагогическая наука, изучая практику, выявляет ее существенные характеристики и взаимосвязи, прогнозирует и проектирует целесообразные теории и технологии ее преобразования

Педагогическая практикаслужит объектом научного изучения и источником научно-педагогических знаний, а также тем критерием, который подтверждает или опровергает истинность научных выводов.

Тестовые задания

1. 3

2. процесс

3. 2

4. Воспитания

5. 2

6. 2, 3, 1

7. 3

8. образовательный процесс

9. система

10. 1-4, 2-1, 3-3, 4-2

11. взаимодействие

ЛЕКЦИЯ 2. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс

План лекции

1.Образование как общественное явление, основные тенденции его развития.

2.Образование как педагогический процесс. Функции образования как педагогического процесса.

3.Логика и этапы целостного педагогического процесса. Соотношение воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе.

  1. Образование как общественное явление, основные тенденции его развития.

Образование как общественное явление – это средство социально-культурной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям.

ЛЕКЦИЯ 2. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс - student2.ru

  1. Образование как педагогический процесс. Функции образования как педагогического процесса.

Образование как педагогический процесс – это развивающееся во времени педагогическое взаимодействие, в ходе которого осуществляется воспитание и обучение личности.

Традиционный педагогический процесс осуществляетсяпосредством воздействия педагога на ученика как объекта формирования и развития.

Гуманистический педагогический процессоснован на целенаправленном субъект-субъектном взаимодействии педагога и воспитанников.

Функции образования:

Информатизацияличности-формирование системы научных, общекультурных и социальных знаний как основ развития и становления личности.

Развивающая функция- изменение личности в целом: ее физиологии, психических процессов, мотивационно-потребностнойсферы; развертывание ее внутренних потенций и способностей.

Социализация личности - вовлечение ее в систему социальных отношений, социальную практику в целом.

Культурно-гуманистическая функция - заключается в обеспечении восходящего воспроизводства культуры, в становлении индивида как человека культуры.

Компетентностная функция – формирование готовности личности к решению проблем, которые находятся в сфере ее компетенции.

  1. Логика и этапы целостного педагогического процесса. Соотношение воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе.

Логика и этапы педагогического процесса определяются логикой педагогической деятельности и соответствующей ей структурой педагогического процесса (см. рисунок ):

1) диагностика (изучение и анализ) педагогической ситуации (обуча­ющей, воспитывающей, ситуации межличностного и группового взаимодейс­твия);

2) целеполагание - постановка целей (обучения, воспитания) и их конкретизация в системе задач;

3) выбор соответствующего содержания, форм и методов, создание условий педагогического взаимодействия;

4) организация педагогического взаимодействия (обучающего, воспи­тывающего);

5) обратная связь, оценка результатов педагогического взаимодействия и их коррекция;

6) итоговая диагностика, анализ и оценка результатов педагогичес­кого взаимодействия;

7) постановка новых целей и задач.

В гуманистическом педагогическом процессе, основанном на субъект-субъектном взаимодействии, все этапы осуществляются совместно воспитателем и воспитанниками.

Целостный педагогический процесс осуществляется как движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства воспитания и обучения

Тестовые задания

  1. b
  2. 3
  3. 3
  4. 2, 4, 6
  5. 1, 3, 6

Наши рекомендации