Основные образовательные парадигмы
Знаниевая и культурологическая.
Технократическая и гуманистическая.
Социетарная и человекоориентированная
Педоцентристская и детоцентристская.
В ряд элементов, определяющих парадигму образования, входят:
• представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи;
• осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения культурного опыта; принципы кодирования и передачи информации;
• осмысление ценности и роли образования в обществе;
• освоение культурного развития человека;
• представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе;
• роль и функции растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.
Знаниевая и культурологическая парадигмы
В европейской культуре знаниевая парадигма имеет самую длительную историю.
• Она активно оформлялась в средневековье, и реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения.
• Она влияла на определение образовательных задач, связанных с формированием практического и теоретического опыта человека.
• Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащимся идеи «готовых», «завешенных», знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.
Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует образовательный процесс не на овладение суммой знаний, а на освещение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения.
По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и др. видами культуры.
• Технократическая и гуманистическая парадигмы
Сущность технократической парадигмы образования заключается в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксируемых эталонов усвоения знаний и опыта.
При этом процесс обучения строится как технологический процесс с четко определенными учебными целями и ожидаемыми результатами.
Сущность технократической парадигмы обучения и воспитания также проявляется в формировании мировоззрения, основными особенностями которого являются преобладание средств над целью, технологий цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями.
Альтернативной технократической парадигме в образовании, превращающему человека в объект манипуляций, стала гуманистическая парадигма.
Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах.
Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека».
• Педоцентристская и детоцентристская парадигмы
Педоцентристская парадигма понимается как альтернатива детоцентрической.
Педоцентристская парадигма рассматривает воспитание и обучение, как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу.
В рамках данной парадигмы методика, новаторство, творчество педагога являются определяющими при анализе процесса обучения и воспитания.
При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.
Детоцентристскаяпарадигма ориентируется в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.
• Социетарная и человекоориентированная парадигмы
В основе социетарной парадигмы лежит принцип государственного управления обществом.
Именно государство определяет характер и цели обучения и воспитания, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.
В рамках человекоориентированной (антропологической – антропология – наука о происхождении и развитии человека) парадигмы человек является непреходящей ценностью.
Поэтому в процессе воспитания и обучения, учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.
Термин "парадигма" впервые вводится позитивистом Г. Бергманом, однако подлинный приоритет в его использовании и распространении принадлежит Т. Куну. В своей книге "Структура научных революций" (1962) он выделяет два основных аспекта парадигмы: эпистемический и социальный. В эпистемическом плане парадигма представляет собой совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и технических приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности. В социальном - характеризуется через разделяющее ее конкретное научное сообщество, целостность и границы которого она определяет.
Сегодня в науке допускается сосуществование различных парадигмальных установок (полипарадигмальности) в одних и тех же условиях обр-я при определяющей роли одной из парадигм.
Полипарадигмальность предполагает сосуществование нескольких методол-их систем, в рамках кот. выстраиваются целостные, законченные модели ОП, выраженные в форме пед. теорий, технологий, систем ОиВ что признается многими учеными (И. Г. Фомичева, И. А. Колесникова, О. Г. Прикот, Г. Б. Корнетов и др.).
Принцип полипарадигмальности хар-ся в пед-ке след. положениями:
* ориентация пр-в социализации и индивидуализации личности на различные парадигмальные установки;
* использ-е разл. парадигм на стратегическом (идеол-м) и оперативном уровнях одним педагогом;
* зависимость выбора педагогом парадигмы от уровня сформир-ти мотивации учения шк-в (пассивной и активной установки на собственное интелл-ое развитие);
* сочетание элементов разл. парадигм в рамках конкретной технологии образования;
* существование внутри каждой парадигмы частных парадигм, каждой из кот. присущ свой, специфич.набор представл-й о целях, содержании и пр. ВиО
Сегодня можно говорить о существовании 2х основных парадигм в совр. образовании: формирующей (традиционной) и личностно ориентированной (гуманистической), каждой из которых присущ свой, специфический набор частных парадигм, описывающих представления о цели, содержании и процессе воспитания и обучения.
Традиционная парадигма:
Цель ОП: Овладение знаниями, формир. личности с заданными свойствами
Ориентац-е ценности: ЗУН востреб-е "соц. заказом"
Роль обуч-го: пассивная
Роль пед-га: Выполн. Предпис-й, ретрансляция З
Хар-р приобр. знаний: Отчужденный, "непережитый"
Принцыпы О: От внеш. - к внутр-му.
Хар-р д-ти обуч-го: Репродуктивный
Хар-р пед. взаимод-я: Моносубъектное
Способы орг-ии УД: Объяснение, закрепление, контроль
Осн. Форма пед. д-ти: Монолог
Хар-р обр-й среды: Жестко структурированная, закрытая
Оценка результатов: Сравнение с эталоном, со среднестатистическим нормативом
Характер управления: Жесткое, однозначное
Личностно ориентир-я парадигма:
Цел ОП: Разв. личности ч/з актуализацию лич-х качеств
Ориентационные ценности: Личность и культура
Роль обучаемого: Активная
Роль педагога Включение личностных качеств педагога в ОП, ретрансляция культурного опыта
Характер приобретаемых знаний : Присвоенный, личностно-обретенный, "вочеловеченный"
Принципы обучения: От внутр-го - к внешнему
Хар-р деят-ти обуч-го: Продуктивный, творческий
Хар-р пед. взаимодействия Полисубъектное
Способы орг-ии УД:Проектные, исследовательские
Основная форма ПД: Диалог
Хар-р обр-й среды: Псих-ки комфортная, открытая, информационно насыщенная, обеспечивающая безопасность личностных проявлений
Оценка рез-в: Отслеж-е инд-й динамики личн-го разв.
Хар-р управления: Гибкое, вариативное, с опорой на самоуправление
Следует отметить факт зависимости выбора пед. парадигмы от уровня профессиональной подготовки учителя. Хорошо известно, что низкий уровень профессиональной компетенции предполагает ориентацию на авторитаризм, традиционную педагогику с ее жесткой детерминацией образовательного процесса учителем. Гуманистическая педагогика всегда требовала как высокого уровня профессиональных умений, так и сформированных педагогических ценностей.
Т.о., принцип полипарадигмальности можно считать проявлением пед. мудрости. Сформулированный совр. педагогикой в обобщенном виде методологический принцип полипарадигмальности, позволяет снять имманентную различным парадигмам оппозиционность и конфликтность и определить ведущие подходы как в теоретич. Иссл-х, так и в обр. практике.
3 Система образования. Образовательные ступени.
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов:
дошкольные;
общеобразовательные;
учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т.п.);
учреждения дополнительного образования;
другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.
Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений.
Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната.
Дошкольное воспитание как первая ступень образования, на которой закладываются основы социальной личности, и важнейший институт поддержки семьи за последние 10 лет прошло сложный путь вписывания в новые реалии.
Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей.
Школьное образование - важный элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки.
Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).
Обучение в государственных средних школах (в том числе школах с углублённым изучением предметов) официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.
В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.
Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:ступень (начальное общее образование) - 4 года;ступень (основное общее образование) - 5-6 лет;ступень (среднее (полное) общее образование) - 2 года.
Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех.
Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».
Среднее профессиональное образование (СПО) - средний уровень профессионального образования.
Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:
а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.
Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям - за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года).
Высшая школа в России - наиболее динамично развивающееся звено системы непрерывного образования. Она представлена следующими видами учебных заведений: университетами (они являются центрами фундаментальных научных исследований и осуществляют подготовку специалистов по разным профилям), академиями, институтами, консерваториями, высшими профессиональными школами. Реформирование высшей школы основано на введении многоступенчатой подготовки специалистов, которая реализуется по содержанию и срокам обучения преемственными общеобразовательными программами. По завершении обучения на каждой из ступеней выпускник получает диплом, который дает право заниматься профессиональной деятельностью или перейти к следующему этапу образования. Такая перестройка высшего образования дает возможность удовлетворить потребности страны в специалистах разного уровня квалификации. Реформы в отечественном высшем образовании начались в 1992 г. с принятием федерального Закона «Об образовании». Он узаконил новые для нас понятия: бакалавриат, магистратура, многоуровневая система. Но, не ломая сложившуюся систему, сохранил и включил в новую и старую, одноступенчатую систему подготовки специалистов, предоставляя вузам самим определяться - по какой программе готовить выпускников.
Уровни (или, как еще говорят, ступени) высшего образования определены у нас ст.: принятого в 1996 г. федерального Закона «О высшем профессиональном и послевузовском образовании». В соответствии с ним высшее образование включает три ступени: - первая ступень: неполное высшее со сроком обучения 2 года; - вторая ступень: базовое высшее (бакалавриат) со сроком обучения 4 года; - третья ступень - с ней дело обстоит сложнее: к ней отнесена и прежняя модель - «дипломированный специалист» со сроком подготовки 5 лет и новая - «магистр» со сроком подготовки 6 лет;
4 Современные проблемы образования.
Во второй половине ХХ в. в мире произошла смена ценностной парадигмы от логоцентрической системы к экранной, что привело к падению читательской культуры, к вестернизации. Если логоцентрическая культура предполагает активность человеческой личности в ее освоении культурного пространства, то экранная цивилизация культивирует фигуру потребителя. Если логоцентрическая картина мира целостна и гармонична, то экранная – мозаична и синкретична, в связи с чем вполне закономерно распространение таких жанров, как клип и комикс. В условиях информационной глобализации происходит разрушение патриархальных, локальных культурных ареалов.
Система образования – базис национальной культуры, служащий залогом нравственного здоровья нации. Современная российская система образования отображает общие духовные проблемы общества. В современной государственной политике ощутимо стремление к модернизации системы образования, к преодолению ее кризисных тенденций – один из приоритетных национальных проектов связан именно с системой образования. Вместе с тем в современной России недостаточно дошкольных учреждений, результаты ЕГЭ свидетельствуют о низком качестве полного среднего образования. Следствием этого становится и низкое качество высшего и послевузовского образования. Проблемы содержания и качества высшего образования приобретают особую значимость в связи с переходом на государственные образовательные стандарты нового поколения, а также в связи со стремлением Российской Федерации интегрироваться в европейское образовательное пространство в рамках Болонского процесса. Стать равноправным участником европейского образовательного пространства можно только тогда, когда осознаешь свою национальную самобытность, тысячелетнюю историю отечественного просвещения, о которой часто забывают составители новых государственных стандартов, разработчики заданий ЕГЭ, авторы школьных и вузовских учебников.
Говоря о модернизации высшего образования, идеологи реформы ставят под сомнение эффективность традиционных лекций, семинаров и противопоставляют им самостоятельную работу студентов. При этом не берется в расчет тот факт, что у выпускников российских школ в большинстве своем не сформированы навыки самостоятельной и научно-исследовательской работы. О.М. Железнякова, противопоставляя репродуктивную и продуктивную лекции, заключает: «Продуктивная лекция позволяет использовать почти все продуктивные методы обучения»[1]. Модернизация в том ее виде, в каком она осуществляется, предполагает переход от логоцентрической культуры к экранной цивилизации, что приведет к резкому падению общей эрудиции выпускников российских школ и вузов.
Естественно, что научно-технический процесс необратим, что тест при грамотном и дозированном использовании может стать хорошим средством текущей проверки усвоения дидактических единиц, а презентация – это эффективное средство наглядности, структурирования материала. Однако тест, презентация, электронная почта, on-line конференции, дистанционные технологии не могут заменить диалога между учителем и учеником, анализа текста и его создания. Именно работа с текстом раскрывает сформированность базовых интеллектуальных, логических операций, овладение ресурсами национального языка, приобщение к сокровищнице русской духовности. Еще П. Флоренский учил: «Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность»[2].
Вне работы с текстом выпускник современной российской школы с большим трудом может дать ответ из 5 – 6 предложений на вопрос, связанный с русской литературой, или написать небольшое эссе. Словарный запас многих выпускников российских школ очень беден. Тревогу внушает не только обилие орфографических, пунктуационных ошибок, но и незнание функциональных стилей русского языка, норм абзацного членения и композиции текста. Ситуацию усугубляют логические и фактические ошибки, неумение подобрать аргументы, выделить ведущую проблему и авторскую позицию.
Никакие интерактивные, электронные технологии не компенсируют провалов в области языковой подготовки и общей культуры. Информационная культура личности не может состояться вне культуры мышления и речи, которые неразрывны. По нашему глубокому убеждению, модернизация отечественной системы образования может осуществиться лишь при опоре на работу с текстом (различные виды чтения), публичное чтение наизусть лирических и прозаических произведений, анализ текста, аннотирование, конспектирование, составление плана текста, написание текстов различной жанровой природы, диспуты. Книги, научные и научно-популярные журналы не должны восприниматься обучающимся в качестве анахронизмов и замещаться электронными версиями, какими бы качественными они ни были. Так, даже студенты филологических факультетов активно обращаются к аннотациям и краткому содержанию литературных произведений, что ставит под сомнение их профессиональную пригодность в дальнейшем.
Интерактивные методы и формы обучения студентов различных специальностей должны ориентировать обучающегося на разнообразные формы творческой работы со словом. В отличие от подготовки реферата, творческие задания предполагают активность студента. Лингвистические задания становятся формой развития познавательной, творческой активности студента как личности. Информационная, речевая культура личности служит залогом профессиональной состоятельности.
Итак, при всех технических достижениях современного человечества, только сохранение традиций логоцентрической культуры способно сберечь его от варваризации. Система образования в этой связи должна стать интегрирующей духовной силой, которая, сохраняя гуманистические ценности классической культуры, ориентирует человека на самостоятельное разрешение актуальных проблем, стоящих перед обществом и конкретной личностью.
Проблемы качества высшего образования. Основная проблема современной российской вузовской системы – проблема качества образования. В большинстве вузов традиционно проводятся контрольные срезы усвоения текущих и остаточных знаний. Мониторинг качества образования осуществляется и ходе Федерального Интернет-экзамена в сфере высшего профессионального образования (ФЭПО). Российские вузы дважды в год на добровольной основе могут принимать участие в данном тестировании. Его результаты при определенных условиях могут быть зачтены в ходе государственной аккредитации вуза. Оценивание результатов предполагает не только выяснение процента верных ответов, но и определение количества дидактических единиц, усвоенных студентом. Во время процедуры комплексной оценки студенты проходят контрольное тестирование, результаты которого выносятся на аккредитационную коллегию.
Еще одной формой мониторинга качества знаний служит анкетирование выпускников, в ходе которого студенты отвечают на вопросы, связанные с организацией воспитательной работы в вузе, с оценкой влияния полученной профессии на трудоустройство, с оценкой уровня полученной в вузе профессиональной подготовки.
Весьма значимой формой мониторинга качества образования выступает анкетирование работодателей. Работодатель оценивает качество знаний выпускников, исходя из таких параметров, как: степень профессиональной, общетеоретической подготовки, уровень практических знаний, умений, владение иностранным языком, навыки работы на компьютере, способность работы в коллективе, в команде, навыки управления персоналом, эрудированность, общая культура, осведомленность в смежных областях полученной специальности, готовность к дальнейшему обучению и др.
Показателями качества образования служат призовые места студентов на всевозможных предметных олимпиадах, в научных конкурсах. Все большую роль в оценке качества образовательного процесса играет научно-исследовательская деятельность студентов: их выступления на научных конференциях, публикации. Показателем качества образования является участие в академических обменах, то есть стажировка российских студентов в зарубежных вузах.
Актуальной проблемой современного высшего образования является создание системы менеджмента качества в отдельном вузе. Эта система предполагает формирование системы электронного документооборота, в которую вовлечены все структурные подразделения вуза (ректорат, отделы, технические службы, деканаты, кафедры и др.). Система менеджмента качества, с одной стороны, предполагает регулярный мониторинг качества профессорско-преподавательского состава, методических материалов, образовательных технологий, с другой стороны, мониторинг качества знаний студентов посредством различных форм, основной из которых является тестирование. Важной составляющей системы менеджмента качества является связь с будущей профессиональной сферой деятельности выпускника.
Если говорить о проблемах образования в связи с общим экономическим положением в стране, то в целом они сводятся к следующим четырём:
.качественного образования в гимназиях, лицеях, колледжах и вузах для способных детей из малообеспеченных семей, отдаленных регионов России стала достаточно проблематичной, и в значительной мере зависит не столько от способностей детей и молодежи, сколько от материального положения семьи (репетиторство, платные курсы, оплату обучения), а для поступающих в вузы - и от места проживания.
.низкая заработная плата педагогов
.недостаточное финансирование учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования (бюджетное финансирование осуществляется в лучшем случае на 40-50%);
.доступность, плохое материально-техническое обеспечение образовательного процесса (за последние 10 лет почти 90% учебных заведений системы образования не получали из бюджета средства на приобретение нового учебно-лабораторного оборудования);
Как следствие из отмеченного выше, заметным стало понижение качества образования по основным уровням:
общее среднее - устаревшая структура, перегруженность школьных программ;
начальное и среднее профессиональное - разрыв учебно-производственных связей с базовыми предприятиями;
высшее - особенности создания негосударственных вузов, введение «платного образования», открытие многочисленных филиалов государственных вузов не всегда качественно функционирующих.
Платное образование в значительной мере оказалось неэффективным из-за таких факторов, как:
.большая часть средств от платного высшего образования направляются не для поддержки государственных вузов, а в негосударственные, которые не всегда обеспечивают уровень качества образования;
.отсутствие четкого разграничения платных и бесплатных образовательных услуг в дошкольном и школьном образовании;
.большая часть средств от репетиторства минует бюджеты вузов и криминализует процессы вступительных экзаменов.
5 Основные направления реформирования современного российского образования.