Педагогика в системе наук о человеке, объект, предмет, задачи и функции
Свое название педагогика получила от греческих слов "пайдос" – дитя и "аго" – вести. В дословном переводе "пайдагогос" означает "детоводитель". Педагогом в Древней Греции называли раба, который брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово "педагогика" стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства "вести ребенка по жизни", т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века.
Педагогика — это наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.
Источники развития педагогики 1. Многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, народной педагогике.2. Философские, педагогические и психологические труды.3. Текущая мировая и отечественная практика воспитания.4. Данные педагогических исследований.5. Опыт педагогов-новаторов.
Место педагогики в системе наук о человеке может быть выявлено в процессе рассмотрения ее связей с другими науками, которые оказывали неоднозначное влияние на ее становление и развитие.
1) Философия – фундамент педагогики и та ее часть, которая занимается проблемами воспитания - философия воспитания.
2) Психология – требования понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать законы психической деятельности и развития личности, строить обучение и воспитание, сообразуясь с этими законами, свойствами, потребностями.
3) антропология - наука, всесторонне изучающая биологическую природу человека.
4) анатомия и физиология составляют базу для понимания биологической сущности человека - развития высшей нервной деятельности и типологических особенностей нервной системы, развития и функционирования органов чувств, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
5) Экономические науки. Экономическая политика всегда была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажный фактор развития педагогики экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.
6) Социология. В педагогике широко используются например методы социологических исследований (анкетирование, беседа, интервью и др.).
7) Связь с медициной проявляется в коррекционной педагогике (образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии). Сурдопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих. Тифлопедагогика занимается вопросами обучения и воспитания слепых, олигофренопедагогика - умственно отсталых.
Педагогика заимствует и интерпретирует идеи ряда других наук, но при этом остается и развивается как самостоятельная наука с собственным предметом, собственными методами и средствами достижения цели.
Объекты педагогики: педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива);
Предмет педагогики: (образовательный) педагогический процесс, т. е. процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем.
Задачи педагогики 1. Установление закономерностей воспитания, образования, обучения и управления этими процессами. 2. Изучение, обобщение практики, опыта педагогической деятельности. 3. Разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами. 4. Прогнозирование развития образовательных систем на ближайшее и отдаленное будущее (педагогическая футурология). 5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику.
Функции педагогики:теоретическая и технологическая. Теоретическая реализуется на 3 уровнях:
1) описательный или объяснительный (изучение передового или новаторского опыта),
2) диагностический (выявление состояния пед явлений; успешность работы учителя и ученика, установление условий и причин, обеспечивающих успех),
3) прогностический (экспериментальное исследование пед действительности и построение на их основе моделей).
Технологическая реализуется на 3 уровнях:
1) проективный (связан с разработкой методических материалов; учебных планов, программ),
2) преобразовательный (направлен на внедрение достижений пед теории в практику с целью её совершенствования),
3) рефлективный (предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения, воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии теории и практикой).