Структура личности, ее основные компоненты

Лич-ть – это конкретный человек, являющийся представителем определенного общества, определенной социальной группы, занимающийся определенным видом деят-ти, осознающий свое отношение к окружающему и наделенный индивидуально-психологическими особенностями.

Лич-ть -это социаль. облик чел-ка, совокуп-ть кач-в которого сближают чел-ка с обществом.

Индивид – чел-к как целостный неповторимый представитель рода с его психофизиологическими свойствами, выступающими в качестве предпосылки развития личности и индивидуальности. В основе понятия «индивид» лежит факт неделимости, целостности субъекта и наличия свойственных ему особенностей.

Индивидуальность– своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявл-ся в чертах темперамента и хар-ра, эмоциональной и волевой сферах, интересах, потребностях и особенностях чел-ка. Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Основу личности составляет ее психологическая структура.

Психологическая структура личности –представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

В современной психологии существует несколько точек зрения на внутреннее строение личности. Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова.

Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей.

Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запоминанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.).

Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Психические познавательные процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такого сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнений.

Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструктура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических морфологических особенностей мозга. Процесс формирования данной подструктуры осуществляется путем тренировки.

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способности, понимаемые как общие интегративные качества личности. Все эти поструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность.

Билет №3

1. Целостный педагогического процесса. Структура, функции, противоречия целостного педагогического процесса.Педагогический процесс – это одна из основополагающих категорий педагогики. Латинское слово – «processus» означает «движение вперед».

Педагогический процесс – это развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, неправленое на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.

Смысл понятия «педагогический процесс» может быть выражен формулой «Обучая воспитывать, воспитывая обучать». Обучение и воспитание как основа учебно-воспитательного процесса осуществляют развитие личности. Отсюда можно уточнить сущность педагогического процесса: это – развитие личности на основе целостности обучения и воспитания.

Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов.

Целостность является синтетической характеристикой педагогического процесса. Так, целостность проявляется в неразрывности воспитания и обучения. Однако целостность нельзя свести к единству процессов воспитания и обучения или к единству процессов умственного, нравственного, трудового, физического и других видов воспитания. В действительности целостность многопланова и многоаспектна, она проявляется как в содержании, так и в и организации педагогического процесса.

В содержательном плане целостность педагогического процесса реализуется посредством отражения в цели и содержании образования взаимосвязи четырех элементов:

- знаний - теоретических сведений, содержащих в обобщённом и систематизированном виде опыт, накопленный человечеством (в том числе - знаний о способах действий);

- умений и навыков, представляющих собой опыт применения знаний в действиях по готовых алгоритмам;

- опыта творческой деятельности - опыта действий в новых ситуациях, когда алгоритм заранее не известен;

- опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру.

Во взаимосвязи этих элементов реализуется единство основных функций педагогического процесса: образовательной, развивающей и воспитательной. Основные функции, в свою очередь, трансформируются в единство образовательных, развивающих и воспитательных задач, комплексное решение которых обеспечивает достижение цели педагогического процесса: формирования гармонично развитой личности, полезной и успешной в обществе

Педагогический процесс – целостный процесс осуществления воспитания (в его широком смысле), путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле).

Единство обучения, воспитания, развития, педагогический процесс обеспечивает, реализуя такие функции, как образовательная, воспитательная и развивающая.

Воспитательная, которая проявляется во всем: в воспитательном пространстве, в котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником, в личности воспитателей и их профессионализме, в учебных планах и программах, формах, методах и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

Образовательная, которая реализуется, прежде всего, в процессе обучения, а также во всей внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования и заключается в освоении знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений.

Развивающая- развитие в процессе воспитания выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств, новых умений.

Сущность педагогического процесса: это – развитие личности на основе целостности обучения и воспитания.

Педагогический процесс создается педагогом. Независимо от места протекания, его создателя, он всегда имеет одну и ту же структуру:

ЦЕЛЬ – ПРИНЦИПЫ – СОДЕРЖАНИЕ – МЕТОДЫ – СРЕДСТВА – ФОРМЫ.

Цель отражает тот конечный результат педагогического взаимодействия, к которому стремятся педагог и ученик. Это системообразующий фактор педпроцесса. Цель внутренне присуща педагогически интерпретированному социальному опыту, обязательно присутствует в средствах и деятельности педагогов и воспитанников.

Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели.

Содержание – это часть опыта поколений, отобранная в соответствии с поставленной целью, рассматриваемая как объект познания.

Методы – это действия педагога и учащегося, посредством которых передается и принимается содержание.

Средства как материализованные предметные способы «работы» с содержанием используются в единстве с методами.

Формы организации педагогического процесса, отражая внешние особенности взаимодействия, придают ему логическую завершенность.

Отсутствие одного из компонентов нарушает целостность педагогической системы.

Средства деятельности, формы, методы связи субъектов педагогического взаимодействия служат основой управления учебно-воспитательным процессом. Эта структура задана с позиций деятельностного подхода.

Движущей силой явл противоречие

Движущие силы ПП:

--противоречия м-у познаватель-ми и практич задачами,кот должны решить учащиеся,и уровнем их ЗУН,умственного,волевого, эмоц-го развития (т.е.противоречие м-у выдвигаемыми треб-ми и реальными возмож-ми учащ-ся)

--противоречие организационных форм пп–как прав пп осущ-ся фронтально, а каждый учащийся овладевает ЗУ индивидуально.Это обуславливает необходимость совершенствования путей индивидуализации пп.

Движущие силы развития педагогического пр-са:

1. внешние противоречия.

-Между внеш воздействием, требованиями и внутр готовностью им соответствовать.

-Между нарастающим потоком информации и ограниченными возможностями охватить его в учебно-воспитательном пр-се.

-Между целенаправленностью и планомерностью образоват-ого пр-са и неупорядоченному влиянию соц среды и др факторов.

-Между обобщённым и индивид-м опытом отдельной личности

-Между коллективными формами обучения и восп-я, и индивид-м хар-ом овладения духовными ценностями.

-Между пед средствами, формами и принятием их учащимся.

2. внутренние противоречия.

-Между знаниями личностно-нравственно-эстетических норм и уровням сформированностьи соответ-их умений и привычек.

-Между сформированным идеалом личности и идеалом поведения.

-Между долгом, поведением и чувствами.

-Между притязаниями и возможностями.

-Между оценкой и самооценкой.

Наши рекомендации