Дидактические средства обучения
Средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения, так же как и содержание, методы, организационные формы, являются компонентом системы обучения (проектируемой модели) и учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы любого учебного заведения.
Роль средств обучения как инструмента учебно-воспитательной деятельности возрастает в связи с технологизацией всех сфер общественной жизни.
Классификация средств обучения осуществлена на основе двух подходов: педагогического и инженерного. Педагогический подход базируется на необходимости реализации в учебном процессе различных дидактических целей, в первую очередь характера представления окружающей действительности, организации разнообразных видов учебно-познавательной деятельности учащихся, осуществления мотивационных, учебно-воспитательных и контрольно-корректирующих и т.д. функций преподавателя. Инженерный подход позволяет учесть конструктивно-технологические особенности средств обучения, их деление на классы в зависимости от способа производства, каналов воздействия на учащихся, экономических характеристик и т.д. Существует следующая классификация средств обучения по характеру представления в них окружающей действительности:
1. Натуральные объекты – включают предметы объективной действительности для непосредственного изучения: оборудование, инструменты, образцы и коллекции материалов, сырья, деталей и т.д.
2. Изображения и отображения материальных объектов (оригиналов) – составляют группу, в которую входят: модели, муляжи, макеты, таблицы, иллюстративные материалы, экранно-звуковые средства, кинофильмы, транспаранты, видео- и звукозаписи, пластинки, радио- и телепередачи.
3. Средства обучения, представляющие описание предметов и явлений объективной действительности условными средствами (слова, знаки, графики) – включают текстовые таблицы, схемы, диаграммы, карты, учебные книги: учебники и учебные пособия, сборники задач, инструкции для самостоятельных работ, дидактические материалы и др.
4. Технические средства обучения – это носители учебной информации, для представления которой требуются специальные технические устройства. К ним относятся: транспаранты, диа- и кинофильмы, видеофильмы, звукозаписи, компьютерные программы и т.д. К этой группе можно отнести различную проекционную и звуковоспроизводящую аппаратуру (кинопроекторы, диапроекторы, графопроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны); тренажеры, универсальные технические средства, лингафонные устройства, электронно-вычислительную технику (имеются в виду компьютерные программы).
Формирование систем средств обучения предполагает не только знание их классификации по тем или иным признакам, но и знание их дидактических свойств и функций.
Дидактические свойства – признаки, стороны средств обучения, отличающие его от других, особенности, проявляющиеся в дидактических функциях, отражают потенциальные возможности, присущие только средствам обучения.
Как бы различны ни были дидактические функции средств обучения, все они выполняют следующие общие функции:
– наглядности, обеспечивающей осознанность и осмысленность воспринимаемой учащимися учебной информации, формирование представлений и понятий;
– информативности, поскольку средства обучения являются непосредственными источниками знания, т.е. носителями определенной информации;
– компенсаторности, облегающей процесс обучения, способствующей достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого;
– адаптивности, ориентированной на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, адекватность содержания понятия возрастным особенностям учащихся, плавную преемственность знаний;
– интегративности, позволяющей рассматривать объект или явление как часть и как целое. Эта функция реализуется при комплексном применении средств обучения, а также при использовании средств новых информационных технологий.
Средства обучения используются при реализации всех педагогических процедур: объяснении учебного материала, совершенствовании знаний и умений, мотивации и контроле усвоения. Любая педагогическая процедура может включать четыре основных вида действий преподавателя: предъявление информации; получение ответа; анализ, отработка и оценка ответа; принятие решения о дальнейших действиях.
Выбрав в качестве основания классификации действия преподавателя, средства обучения можно подразделить на средства предъявления информации, средства получения ответа от учащихся, средства анализа и оценки ответов, средства принятия решений о дальнейших действиях учащихся.
Кроме того, средства обучения можно подразделить на виды в зависимости от содержания информации, носителями которой они являются, и формы, в которой эта информация представлена. Средства обучения служат для предъявления и получения знаний об объектах и действиях с ними, формулировок заданий, вопросов и задач, а также ответов учащихся и указаний о дальнейших действиях. По форме представления информации средства обучения могут быть разделены, с одной стороны, на вещественные и знаковые, а с другой – на визуальные, слуховые, тактильные и комбинированные.
Классификация средств обучения по разным основаниям приведена в табл. 4.
Ни одно из средств обучения в отдельности не может решить поставленные учебные задачи. Отсюда важность методики комплексного использования средств обучения в учебном процессе, которой в совершенстве должен владеть педагог.
Таблица 4