Педагогическая этика о нравственном сознании учителя. Структура нравственного сознания учителя
Нравственное сознание учителяпредставляет диалектическую совокупность этических знаний, нравственных чувств, убеждений, воли и идеалов, определяющих его нравственные отношения, поступки и профессиональные действия (Л.Л.Шевченко). Нравственное сознание учителя - часть нравственного мира, который проявляется в сознании, деятельности и отношениях. Его можно определить и как часть нравственной культуры личности, характеризующей уровень нравственного развития человека.
Нравственная культура личности педагога – это целостная система элементов, охватывающая:
Ø культуру этического мышления(способность морального суждения, умение пользоваться этическим и эстетическим знанием, различать категории добра и зла, гармонии и красоты, применять нравственные нормы на практике),
Ø культуру чувств (способность к моральному резонансу, сопереживанию),
Ø культуру поведения, характеризующую конкретный способ осуществления в моральной практике помыслов, знаний и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка,
Ø этикет как уровень приверженности правилам, регламентирующим форму, манеры, стиль, тон общения.
В структурунравственного сознания педагога включаются:
· нравственные (этические) взгляды,
· убеждения (идеалы),
· нравственные чувства, которые отражают моральные отношения, возникающие в процессе обучения и воспитания ребенка.
Нравственные (этические) взгляды педагога.Нравственные взгляды учителя – это комплекс этических знаний, требований, норм и правил взаимодействия педагога с учащимися в воспитательно - образовательном процессе школы. Динамикаразвития нравственных взглядов связана с процессом расширения профессиональной информированности педагога о личности ребенка. Этические взгляды педагога включают в себя понимание ряда этических категорий:
· идеалы детства, отрочества, юности,
· принципы диалогового взаимодействия учителя с учащимися,
· осознание своего профессионального долга,
· осмысление для себя понятий чести, достоинства, профессиональной совести учителя,
· понимание основных моральных категорий (добра и зла) применительно к педагогической деятельности.
Убеждения (идеалы) педагога.Убеждения являются центральным элементом сознания и самосознания личности. Они характеризуются уверенностью личности в том, что приобретенные им знания, взгляды, принципы, идеалы являются истинными и соответствуют его жизненным целям и стремлениям (С.Б.Елканов).
Убеждение по своей сути имеет трехкомпонентную структуру:
ü познавательный компонент (глубокое знание предмета (темы) разговора),
ü эмоционально – мотивационный компонент (отношение к этому знанию),
ü волевой компонент (готовность действовать в соответствии со знанием и желанием).
Таким образом, убеждения представляют собой идеи, которыми педагог овладел настолько, что они уже сами владеют личностью и управляют ее практическими действиями и поведением. Без твердых педагогических убеждений не может быть веры в возможность совершенствования личности ребенка.
Нравственные чувства педагога.
Нравственные чувства - это переживания по поводу того или иного поведения людей или своего собственного поведения с позиций нравственных категорий, таких как «справедливо - несправедливо», «человечно - бесчеловечно»К нравственным чувствам относятся: симпатия-антипатия, привязанность-отчужденность, уважение-презрение, любовь-ненависть, справедливость - несправедливость и др
Ведущими нравственными чувствами педагога являются:
· любовь к детям,
· профессиональная ответственность за жизнь, здоровье и развитие ребенка,
· терпимость,
· доброжелательность,
· доверие и уважение к учащимся.
Ш. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики. Принципы гуманной педагогики: любить ребенка; очеловечивать среду, в которой живет ребенок; проживать в ребенке свое детство.
Ш.А. Амонашвили, продолжая развивать гуманистическую педагогику, выдвинул три основных принципа своей жизнеутверждающей, гуманной, гармоничной педагогической деятельности:
Любить ребёнка. Любовь - это человеческое солнце. Учитель должен излучать человеческую доброту и любовь, без которых невозможно воспитывать гуманную душу в человеке. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления достоинства, игнорирования жизни ребёнка.
Очеловечивать среду, в которой живёт ребёнок. Это означает внимание ко всем сферам общения ребёнка с целью обеспечения ему душевного комфорта и равновесия. Ничто не должно раздражать ребёнка, рождать в нем страх, неуверенность, уныние, униженность. Прожить в ребёнке своё детство. Это надежный путь для того, чтобы ребята доверились учителю, оценили доброту его души, приняли его любовь. Одновременно это и путь познания жизни ребёнка.
Любовь к ребёнку, к человеку - вот основа гуманистической педагогики. Гуманистическое воспитание детей с опорой на общечеловеческие ценности является одной из приоритетных задач нашего общества. Под ценностями понимаются «специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное и отрицательное значение для человека и общества (благо, добро, зло, прекрасное, безобразное и др.), заключенные в явлениях общественной жизни и природы»
9 Поступок как исходный момент нравственного поведения воспитанника в различных жизненных ситуациях. Пути формирования у личности привычки к обдумыванию своего поведения.
Нравственное развитие личности проходит три стадии (Колберг С.):
•доморальный уровень - ребенок исполняет требования из страха наказания,
•конвенциальный уровень - соблюдение морали определяется стремлением принадлежать группе, обществу; соответствовать их требованиям в целях самосохранения (ориентация на поддержание установленных правил и формального порядка),
•автономный уровень - личность добровольно избирает нравственное поведение, так как имеет твердые убеждения, что жить в обществе надо в соответствии с нормами, принятыми этим обществом; свобода выбора ограничивается нравственными рамками и совестью индивидуума
11)Педагогическая мораль это система нравственных требований, предъявляемых кучителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, к детям и остальным участникам учебно-воспитательного процесса.
Педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка