Ручной труд, его классификация, методика руководства в разных возрастных группах

Ручной труд(вводится со старшей группы) развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше. В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы с некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям. Дети на опыте усваивают элементарные представления о св-вах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи, применяя для этого то одни,то другие инструменты, способы соединения частей. Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка из природного материала, ребёнок подбирает крупный жёлудь для туловища, чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает жёлудь пополам, чтобы сделать ботинки, и т.д. Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу, чтобы выбрать форму, соответствующую задуманному предмету: из семян клёна делают крылышки стрекозы, из шишки – лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с приложением сил. Ребёнку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный вид. Всё это оказывает огромное воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.Классификация:изготовление игрушек из различных материалов:дети приобретают много новых знаний и умений, они задумываются над устройством различных предметов, заполняют свой досуг разумным содержанием как в дет.саду, так и дома. Сначала дети наблюдают за тем,как воспитатель из материалов делает игрушки,затем сами пытаются сначала помочь воспитателю, а потом уже самостоятельно смастерить какую-нибудь незамысловатую игрушку.Материал должен храниться в ящике,разделённых на несколько частей, где материал можно разложить по видам:коробки,кускикартона,ткань,катушки,бечёвка, проволока. В старшей и подготовительной к школе группах необходимо иметь ножницы, маленькое шило с короткой колющей частью, кисточки для клея, клей канцелярский, синтетический, а также кусочки столярного клея, который воспитатель готовит по мере необходимости.Дети 4-5 лет могут сделать самые простые игрушки. Для того чтобы они успешно справились с поставленной задачей, надо дать им заготовленные части, которые можно легко соединить. Коллективной формой работы, которая рекомендуется для старшей и подготовительной к школе групп,является изготовление макетов. С детьми старшей и подготовительной групп готовят оборудование и атрибуты для игр-драматизаций.Они могут сделать шапочки для козлят и волка, а потом поиграть в игру «Волк и семеро козлят». Дети старшей и подготовительной групп могут изготовить для младшей группы лото. Работа с деревом: детей 7-ого года жизни следует приучать пользоваться молотком, пилой,клещами,плоскогубцами. Воспитание этих навыков возможно в практической деятельности по изготовлению каких-либо полезных предметов. Работа по дереву привлекает детей своей новизной, использованием разнообразных инструментов. Особенно она важна в воспитании мальчиков, которым на 6-ом, а тем более на 7-ом году жизни необходима такая деятельность, в которой они могли бы приложить физические усилия, достигнуть известной сноровки в работе с настоящими инструментами, в обработке дерева, превращая его из простой доски или чурбака в разные вещи. Здесь проявляются смекалка, находчивость, инициатива, поиски путей реализации замысла, взаимопомощь, стремление сделать игрушку прочной, красивой, что особенно ценно в подготовке детей к школе. В работе по дереву особенно важно соблюдение основных дидактических принципов: следует идти от простого к сложному, соблюдать последовательность усложнения в подборе конструкций.Необходимо обеспечить повторность действий при выполнении новых поделок, но с использованием тех умений, которые требовались в изготовлении ранее выполненных конструкций. Работу с деревом целесообразно организовывать не со всей группой.При фронтальной организации создаётся большой шум, воспитателю трудно руководить одновременно работой большой группы, он не имеет возможности уделить внимание каждому ребёнку, оказать конкретную помощь. Наиболее целесообразно при этом виде работы разделять группу на 2-3 подгруппы по 7-8 человек. Важно, чтобы дети договорились, кто с кем будет работать. Т.к. работа с деревом часто требует взаимопомощи, наиболее удобно организовать труд детей парами. У детей старшей и подготовительной к школе групп развивается умение ставить перед собой цель и элементарно планировать процесс работы, рационально использовать материал, применять целесообразные приёмы работы. У детей 7-ого года жизни развивается относительная ловкость, точность и быстрота действий, точность глазомера, умение приспосабливать материал, самостоятельно находить выход из затруднительного положения.

Наши рекомендации