Педагог в современном дошкольном учреждении, важнейшие профессиональные функции, педагогические умения и личностные качества
Требования к профессионально-личностной компетенции педагогов ДОУ.
Профессиональная компетентность – это системная интегральная хар-ка личности, предоставляющая взаимосвязь пед. компетентности, пед. мастерства, профессионально-значимых качеств и индивидуального имиджа педагога, составляющих неповторимую индивидуальность каждого педагога – профессионала.
1. Профессиональные и личностные качества
Профессиональная компетентность педагога ДОУ:
· Мотивационно-ценностный компонент - отношение к педагогической деятельности, формирование психологической готовности педагога к труду;
· Теоретический компонент - совокупность знаний о дошкольной педагогике, психологии и методиках и т.д.;
· Технологический компонент - совокупность педагогических умений и навыков, позволяющих осуществить пед. деятельность:
1. гностические умения – умения, с помощью которых педагог изучает ребенка
2. конструктивные умения – необходимы педагогу для проектирования пед. процесса
3. коммуникативные умения – установление взаимоотношений с детьми, родителями, коллегами
4. организаторские умения – организация собственной деятельности, деятельности детей, родителей
5. специальные – умение петь, танцевать, выразительно рассказывать
6. прогностические – умение прогнозировать
7. рефлексивные - способность к пед. рефлексии
8. диагностические - умение осуществлять диагностику развития детей дошкольного возраста
· Диагностический компонент – способность определять продуктивность и результативность профессиональной деятельности и развития ребенка в целом.
Личностные качества педагога: профессиональная культура, педагогическое мастерство (совокупность пед. техник), индивидуальный имидж (психологические, вербальные и невербальные характеристики), пед. такт, пед. зоркость, пед. оптимизм, пед. рефлексия, эмпатия.
2. Профессиональные функции педагога ДОУ
1. Создание педагогических условий для развития и успешного воспитания детей
2. Обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья детей. Забота об укреплении здоровья (физического и психологического)
3. Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми – основная функция педагога ДОУ
4. Участие в педагогическом просвещении родителей
5. Регулирование и согласование воспитательных воздействий семьи и ДОУ
6. Повышение проф. квалификации через самообразование и другие формы работы
7. Участие в опытной, исследовательской работе, инновационной деятельности
4. Формы повышения квалификации педагогов (курсы, аттестация, самообразования, методические объединения, семинары)
5. Права, функциональные обязанности воспитателя ДОУ.
24.(57). Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Роль семьи в формировании личности ребенка.
Семья - социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.
Для эффективного семейного воспитания необходимо формировать у самих родителей педагогически целесообразную направленность на общение с собственными детьми.
Функции семьи:
· репродуктивная;
· хозяйственно-экономическая;
· воспитательная;
· социализации;
· психотерапевтическая;
· рекреативная (восстановительная);
· регулятивная;
· коммуникативная.
Воспитательные функции семьи:
- влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. С возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью;
- в семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут;
- семья осуществляет социализацию личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию;
- семья обеспечивает преемственность традиций;
- важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества;
- существенное влияние семья оказывает на выбор профессии.
Типы семей.
1. По составу:
- нуклеарная (состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей)
- неполная
- полная
- отдельная
- расширенная (представители старшего поколения)
- большая (состоящая из нескольких супружеских пар)
2. По типу главенства в семье:
- эгалитарная (равноправная)
- патриархальная
- матриархальная
3. По качеству отношений:
- благополучные
- устойчивые
- проблемные
- конфликтные
- социально-неблагополучные
- дезорганизованные (культ силы, страх, изолированность членов семьи)
Семейное воспитание - целенаправленное взаимодействие старших членов семьи с младшими, основанное на любви и уважении личного достоинства и чести детей, предполагающее их психолого-педагогическую поддержку, защиту и формирование личности детей с учетом их возможностей в соответствии с ценностями семьи и общества.
Содержание семейного воспитания - формирование базовой культуры личности в совокупности всех ее компонентов: культуры жизненного самоопределения; интеллектуальной; коммуникативной; нравственной; эстетической; трудовой и физической культуры личности.
Воспитательный потенциал семьи - совокупность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемые ее особенностями (типом, структурой, традициями, авторитетностью родителей и др.).
Авторитет родителей - такое взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям (А. С. Макаренко).
Принципы семейного воспитания:
- целенаправленность;
- культуросообразность;
- гуманизм;
- связь воспитания с жизнью детей и их потребностями;
- единство и согласованность общественного и семейного воспитания;
- учет возможностей и особенностей развития личности ребенка;
- единство требований и воспитательных позиций;
- включенность воспитуемого в воспитательное взаимодействие и деятельность семьи.
Условия семейного воспитания:
- семейный быт, уклад;
- семейные традиции;
- семейные отношения, эмоциональный климат семьи;
- общение и совместная деятельность;
- понимание и принятие ребенка;
- чувство долга и ответственности за воспитание детей;
- педагогическая культура родителей: умение анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, владение основами психолого-педагогической грамотности;
- авторитет родителей;
- организация жизненного пространства ребенка.
Стиль семейного воспитания - установки и соответствующее поведение родителей, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение взрослых к детям вообще.
· Сотворчество - идеальный вариант взаимодействия, когда все наиболее значимые проблемы преодолеваются путем их обсуждения и совместного творческого решения.
· Сотрудничество - характерны взаимопомощь и взаимоподдержка.
· Партнерские отношения - равные, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи.
· Независимые отношения - каждый член семьи действует автономно от других, якобы уважая свободу и независимость других.
· Конкурентные отношения - характеризуют стремление противопоставить одного члена семьи другим, чтобы иметь преимущества перед остальными членами семьи.
· Конфликтные отношения - любые решения, обсуждение семейных проблем с неизбежностью приводят к конфликту.
· Авторитарные отношения - тип взаимоотношений между родителями и детьми, когда родители стремятся в любой ситуации подчинить поведение детей своей воле.
Основные документы: Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению этой декларации в 90-е годы (ООН), Закон РФ «Об образовании» (1992 г.), Федеральный Закон РФ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный Кодекс РФ (1995 г.).
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.