Сущность понятий «методика», «технология», их иерархия, соподчиненность и взаимосвязь
В современных вузах при подготовке социальных педагогов, практических психологов и социальных работников введен курс «Методика и технология работы социального педагога».Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист прежде всего знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем. Познакомившись с особенностями науки, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем помочь ребенку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. На эти и многие другие вопросы дают ответы понятия «методика» и «технология».
Социальная педагогика как наука имеет предмет, объект, методологию (учение о научном методе познания, сов-ть методов, применяемых в науке). Методика является составной частью методологии.Методика:1) отрасль социально-педагогических знаний; изучает адекватные способы решения социальных проблем индивида, социально-педагогических и воспитательных за стоящих перед личностью, семьей, социумом, обществом;2) совокупность форм, средств, методов, приемов соц-пед д-ти. Основные задачи методики работы социального педагога:
1.разработка основных направлний,принципов,форм, средств, методов организации соц-пед работы с различными категориями населения
2.разработка основных направлний,принципов,форм, средств, методов,которые помогут социальному педагогу овладеть искусством помощи детям
3.разработа механизмов изучения,анализа, внедрения отеч-го и зарубежного опыта соц-пед работы в практику профессиональной деятельности
Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания включает два основных компонента:1) диагностический - обобщение и осмысление конкретного социально опыта; апробация оваций, те. определение факта новаторства и условий его распространения; описание и накопление ценной методической информации;2) конструктивный- определение пути реализации теоретических идей в массовой социально практике, т.е. подготовка рекомендаций для социальных педагогов с учетом региональных особенностей, реализация адекватных форм и методов социально работы; определение перспектив и технологий овладения профессиональным мастерством; в целом — развитие индивидуального творчества каждого соц пед.
Назначение методики работы социального педагога можно охарактеризовать тремя признаками:- определение цели социально работы;- определение способов решения проблемы клиента;- определение характера взаимоотношений соц пед и подопечных.
Методика в самом общем виде представляет собой совокупность методов, приемов и средств целесообразного проведения какой-либо работы.
Понятие метода имеет очень широкое применение. Социальная педагогика является отраслью педагогики, поэтому при определении методов соц-пед деятельности необходимо опираться на традиционные методы обучения и воспитания, используемые в педагогике и учитывать специфику социального воспитания и социального обучения и взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.
В поле зрения социального педагога находится ребенок и окружающая его социальная среда, и именно социальный педагог помогает решению проблем ребенка в процессе его социализации. Социальный педагог может работать непосредственно с ребёнком или же опосредованно - через семью, друзей, детский коллектив - воздействуя на ребёнка. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с ребёнком в течение длительного времени. С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.
Методы - это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Кроме метода в соц-пед деятельности широко используются понятия «прием» и «средство». Прием - частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами. Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами. Средства - это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели.
Технология– система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.Технологии подр-ся на: 1)Социальные - система знаний о способах преобразования и регулирования соц отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения. 2)Соц-пед - обоснование (описание) этапов, методов и средств соц-пед деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной педагогической цели. 3)Пед - это совокупность основных методов, действий, операций и процедур, обеспечивающих получение прогнозируемого результата.
Виды: 1) метатехнологии-технологии по орг-ции другой деят-сти (напр, техн непрерывного обр-ния, техника борьбы с преступностью); 2) мактотехн-реализация политики в рамках ведомств соц институтов отдельной области (напр, техн профильного обр-ния); 3) модульно-локальные-техн, охватывающие отдельные части воспит процесса опред-го учреждения (напр, техн проведения благотворит акций, орг-ции воспитат мероприятий; 4) микротехн-инд взаим-вие с конкр чел-ком (напр, техн диагн-ки личности, тренинги.
Любую научно и практически обоснованную технологию отличают следующие три обязательных признака:
• разделение процесса на взаимосвязанные этапы;
• координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели);
• однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели Классификация: По степени новизны различают традиционные(технологии прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые).
По преобладающей деятельности в профессиональной работе социального педагога различают консультативные, посреднические, игровые, психотерапевтические, коррекционные технологии, технологии проведения тренингов, организации досуга подопечных; технологии проектирования, моделирования, экспертизы, управления и т.д.
По количеству подопечных, включенных в процесс реализации социально-педагогической технологии, можно выделить следующие виды: индивидуальные (технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения, самообеспечения и т.д.); групповые (технологии социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, технологии трудоустройства безработных, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями и т.д.); массовые (технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии социальной рекламы и т.д.).
По степени практической включенности в процесс профессиональной деятельности А.И.Пригожин выделил: кабинетные (по лучены в результате информационно-логического анализа ситуации); лабораторные (получены в экспериментальных, специально искусственно созданных условиях); полевые (получены в результате реальной работы в общественной среде).
Л.Я. Дятченко подразделил технологии на следующие группы: макротехнологии (технологии уровня общества, региона, больших социальных групп); мезотехнологии (технологии уровня города, населенного пункта, крупной социальной группы); микротехнологии (рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне).
Проанализируем соотношение понятий методика и технология по следующим основаниям: целеполагание, универсальность применения, субъект соц-пед.деятельности.Целеполагание имеет важное значение и для методики, но в соц-пед.деятельности часто нет возможности поставить конкретные цели. В процессе реализации методики возникает масса уточнений координально меняющих замысел. В рамках технологии данный факт недопустим, в технологии-точность,предсказуемость результата..Особенностью технологии является ее универсальность. Максимальное количество соц.педагогов в состоянии освоить ведущие технологии. Их реализация не изменяется под воздействием индивидуально-личностных особенностей человека. В методике ситуация обратная. Именно индивидуально-личностные особенности соц.педагога, ньюансы его проф.подготовки играют существенную роль в решении соц-пед.задачи.На подбор методики существенное влияние оказывает содержание деятельности ее объекта. Знание специфики деятельности задает своеобразие цели, определяет методики, кот. м.б. несколько. В технологиях содержание деятельности ожидается опр.изменения объекта. Рост и развитие человека происходит не линейно, под воздействием различных условий и факторов. В этом случае применение технологии становится нецелесообразным. Необходима комбинация частных технологий и методов, которые влекут за собой постоянное внесение изменений, что и допускается методикой.
Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить соц-пед д-ть, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед соц пед. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики — диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.