Методологические подходы к образовательному процессу

Подход – это методологическая ориентация учителя или руководителя учреждения, побуждающая к использованию определенной характерной совокупности взаимосвязанных идей, понятий и способов педа­гогической деятельности.

В научной литературе понятие «подход» понимается как комплексное педагогическое средство, включающее три основных компонента:

1) основныепонятия, используемые в процессе изучения; управления и преобразования воспитательной практики, выступающие качестве главного инструмента мыследеятельности;

2) принципы как исходные положения или главные пра­вила осуществления педагогической деятельности; оказывающие существенное влияние на отбор содержания, форм и способов организации воспитательного процесса, на построение стиля общения и отношений с учащимися, родителями и коллегами, на выбор критериев оценки результатов воспитательной деятельности;

3) методы и приемы построения образовательного процесса, которые в наи­большей степени соответствуют избираемой ориентации.

Осуществление образовательного процесса с необходимостью требует использования определенных методологических подходов. Во-первых, применение образовательной технологии уже само по себе реализует технологический подход к учебно-воспитательному процессу. Во-вторых, философская основа технологии также представляет определенный философский подход. В третьих, подход существует как определенный акцент всей совокупности содержания, методов, средств и способов деятельности, применяемых в педагогическом процессе. Имеют большое распространение следующие подходы.

Акмеологический подход– ориентация на максимальную творческую самореализацию учителя и учащихся в различных жизненных сферах. Akme (греч) – пик, вершина, высшая ступень чего-либо.

Валеологический подход – постановка во главу угла развития здорового образа жизни учащегося. Va le (лат.) – «будь здоров».

Гуманистический подход – это реализация в процессе образования гуманистических идей; гуманистическая философия в действии. Альтернативами гуманистическому подходу являются авторитарный, манипулятивный.

Детерминистский подход – в основе которого лежит однозначное соответствие причины и следствия.

Деятельностный подход.Абсолютизируя роль деятельности, можно сформулировать этот подход так: «Личность человека формируется и проявляется только в деятельности».

Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. Он исходил из различения внешней и внутрен­ней деятельности. Первая слагается из специфических для че­ловека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев. Вторая происходит по­средством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а ис­пользует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах.

Деятельно­сть рассматривается как средство становления и развития субъектности ребенка.

Диагностический подход – построение технологии на основе процедур диагностики.

Интегральный подход – направление деятельности, при котором объединяются (интегрируются) ряд важнейших объектов системы.

Информационный подход заключается в описании педагогического процесса в понятиях информатики (источник, приемник, канал информации, обратная связь и т.п.).

Коммуникативный подход состоит в установлении взаимодействия всех субъектов (объектов), находящихся в откры­тых взаимоотношениях с целью достижения прогнози­ру­емых конечных результатов.

Комплексный подход предполагает учет и анализ множества взаимосвязанных элементов педагогического процесса.

Культурологический подход предполагает объединение в целост­ном непрерывном образовательном процессе специальных, обще­культурных и психолого-педагогических блоков знаний по кон­кретным научным дисциплинам, общечеловеческим и националь­ным основам культуры, на основе принципа культуросообразности и закономерностей развития личности, в котором личность ребенка выполняет приоритетную, системообразующую роль.

Личностно ориентированный подходозначает, во-первых, создание благоприятной среды для личностного роста учащихся и учителей, во-вторых, методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

Поисковый, исследовательский, творческий подходы подразумевают, соответственно, включение в педагогический процесс педагогического поиска, исследования, творчества.

Практико-ориентированный подход ставит одной из главных целей технологии практический результат.

Природосообразный подход – следование естественным, природным факторам развития ребенка.

Проблемный подход основывается на постановке, выявлении и решении проблем.

Синергетический подход – это методологическая ориентация в познавательной и практической деятельности, предполагающая применение совокупности идей и понятий открыты­х нелинейных самоорганизующихся систем, какими являются педагогические объекты.

Системный подход. Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Система есть упорядоченное множество взаимосвязанных компонентов, взаимодействие которых способствует реализации в образовательном учреждении функции содействия развитию личности ребенка.

Ситуативный, тактический, стратегический подходы – расчет деятельности на временной отрезок соответственно «здесь и сейчас», «зона ближайшего развития» и далекого будущего.

Социокультурный (культурно-исторический) подход исходит из того, что главная закономерность онтогенеза психики состоит в интериоризации ребенком структуры его внешней, социально-символи­ческой (т.е. совместной со взрослыми и опосредствованной знаками) деятельности.

Средовой подход подразумевает обязательный учет и использование педагогического влияния окружающей среды.

Стохастический (статистический) подход основан на допущении неопределенности, неоднозначности результата.

Целостный подход рассматривает педагогический процесс как целостный объект, объединенный едиными обобщенными характеристиками. Аспектный подход предполагает рассмотрение явления с каких-либо отдельных сторон.

Ценностный подход – ориентация на определенный набор ценностей, которые в большинстве технологий представлены общечеловеческими ценностями, а также понятиями: Человек (абсолютная ценность), Семья, Труд, Знание, Культура, Отечество, Земля, Мир.

В зависимости от основополагающей идеи построения оригинальных авторских технологий выделяют еще следующие подходы: образовательно-когнитивный, эмоционально-волевой, теоретико-понятийный(В.В. Давыдов), мыследеятельностный (Ю.В. Гро­мыко, П.Г. Щедровицкий) и др.

Наши рекомендации