Структура методической работы в ДОУ
Как показывает педагогическая практика, в современной литературе существуют различные точки зрения на структуру компонентов методической работы как деятельности.
Так,Л.И. Ильенко считает, что в методической работе образовательного учреждения должны присутствовать такие компоненты, как: цель, задачи, содержание, организационные формы, методы, средства, условия для роста педагогического мастерства каждого педагога и коллектива, а также результаты.
Все эти компоненты обеспечивают и функционирование структуры методической работы и, при определенных условиях, ее результативность.
Любая деятельность, в том числе и методическая, начинается с целеполагания.
К целям методической работы обращаются многие авторы.
К. Ю. Белая предлагает следующие цели методической работы ДОУ:
- освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения, воспитания и развития дошкольников;
- повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению воспитательно-образовательного процесса;
- обмен опытом между членами педагогического коллектива [2003.C. 88].
Из всех целей, представленных авторами, заслуживает внимания и оправдывает методическую деятельность одна - оказание помощи педагогу и всему педагогическому коллективу в повышении и развитии их профессиональной компетентности для достижения качественных результатов в своей педагогической деятельности, а все остальное – это задачи, при помощи которых будет решаться основная цель методической работы. В тоже время для достижения вышеуказанной цели необходимо выявлять начальный уровень профессиональной подготовки педагогов и лишь затем формулировать цель и планировать и организовывать методическую работу с педагогами.
Наиболее современные требования к постановке задач методической работы предлагают авторы Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева. Суть их заключается в следующем:
– исследование образовательных потребностей социума;
– анализ состояния воспитательно-образовательной работы в образовательном учреждении;
– формирование банка информации по основным направлениям развития системы дошкольного образования (программы, технологии, методическая литература и т.д.);
– обеспечение высокого качества воспитательно-образовательного процесса путем внедрения программ, технологий нового поколения;
– выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении, его обобщение и распространение;
– прогнозирование, планирование и работа по повышению и развитию профессиональной компетенции педагогического коллектива учреждения; оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования;
– оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности, помощь в подготовке к аттестации;
– организация совместной работы с учреждениями науки при проведении совместных форм работы (конференции, педагогические чтения, эксперименты) [2001.C. 22].
Последним компонентом методической деятельности является ее результат, которым, по мнению Т.П. Колодяжной,должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, где каждый педагог ДОУ является профессионально компетентной и творчески активной личностью [2002.C. 78].
Так как результат зависит от цели, а цель методической работы – это создание условий для профессионального роста педагога и педагогического коллектива в совершенствовании качества воспитательно-образовательного процесса, учреждения и развитии личности ребенка.
Следовательно, результатомметодической работы будет высокий уровень профессиональной компетентности педагога и педагогического коллектива в решении образовательных задач ДОУ.
В целом, на основе проведенного теоретического анализа и практического опыта можно отметить, что методическая работа имеет как сильные, так и слабые стороны своей деятельности.
Сильные стороны методической работы заключаются в том, что она:
– является одним из условий развития и последующего совершенствования профессиональной компетенции педагогов;
– способствует совершенствованию качества организации воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения;
– помогает изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта коллег и собственного;
– создает условия для внедрения инновационных форм педагогической деятельности;
– содействует накоплению опыта исследовательской деятельности педагога.
Опираясь на мнения разных авторов (К.Ю. Белая, В.А. Беляева и А.А. Петренко, В.П. Дуброва и Е.П. Милошевич, Т.П. Колодяжная, Л.И. Фалюшина и др.) и изучение практического опыта, можно отметить, что современный уровень организации методической работы в ДОУ недостаточно высок. Л. И. Фалюшина отмечает, что «одним из важных недостатков современной организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении является ее неконкретность,не системность,направленность не на решение определенных проблем дошкольного учреждения, а на стремление соответствовать заранее данным формам (ее формальность)» [2004.C. 82].
Отсюда, к слабым сторонамметодической работы в ДОУ можно отнести следующие:
– не систематизируются структурные компоненты методической работы в ДОУ;
– разрабатываются задачи методической работы без указания конкретных желаемых результатов ДОУ;
– прослеживается бессистемность в определении содержания методической работы, т.к., педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования;
– используются однообразные формы организации методической работы, так как выбираются они чаще всего без учета индивидуальных особенностей и возможностей педагогов;
– выявляется несостоятельность условий для эффективной организации методической работы;
– осуществляется формальный подход к запросам и потребностям педагогов в вопросах развития их профессионального уровня.
Подобное состояние методической работы в ДОУ обусловлено ее слабой организационной структурой, дефицитом кадров, необоснованностью содержания методической работы, отсутствием четкого распределения обязанностей между руководителем (заведующей), методистом (старшим воспитателем) и воспитателями ДОУ.
Таким образом, современная ситуация в образовании с реализацией компетентностного подхода и новых требований к педагогу, придают особую актуальность организации методической работы как одного из условий повышения профессиональной компетентности педагогов.
ЛЕКЦИЯ №3
Содержание методической работы в современном детском саду
Содержание методической работы ДОУ формируется на основе разных источников:
– законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ и регионов, определяющих цели и задачи системы дошкольного образования, а значит и методической работы;
– программ развития образования в регионе, учреждения, авторских программ, пособий, позволяющих обновлять традиционное содержание методической работы;
– новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методической работы;
– результатов диагностики и прогнозирования состояния воспитательно-образовательного процесса, уровня развития детей, помогающих определить основное содержание методической работы и самообразования педагогов.
Т.П. Колодяжная утверждает, что содержание методической работы должно быть направлено на выполнение конкретных задач каждого дошкольного учреждения, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане [2002.C. 79].
В.А. Беляева, А.А. Петренко рассматривают одинаковые направления содержания методической деятельности относительно двух разных должностей - педагога и методиста учреждения:
- диагностика образовательной среды
- анализ условий организации образовательного процесса
- анализ качества образовательного процесса
- информационная деятельность
- организационно-методическая деятельность
- инновационная деятельность
- контрольно-диагностическая деятельность
- обобщение педагогического опыта
Милошевич А.В. рассматривают содержание методической работы с позиции компетентностного подхода. Он выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности педагога ДОУ:
- социально-психологическая компетентность;
- педагогическая компетентность;
- дидактическая (знание ряда ведущих дидактических концепций);
- методическая;
- коммуникативная и др.
ЛЕКЦИЯ №4