Структура методической работы в ДОУ

Как показывает педагогическая практика, в современной литературе существуют различные точки зрения на структуру компонентов методической работы как деятельности.

Так,Л.И. Ильенко считает, что в методической работе образовательного учреждения должны присутствовать такие компоненты, как: цель, задачи, содержание, организационные формы, методы, средства, условия для роста педагогического мастерства каждого педагога и коллектива, а также результаты.

Все эти компоненты обеспечивают и функционирование структуры методической работы и, при определенных условиях, ее результативность.

Любая деятельность, в том числе и методическая, начинается с целеполагания.

К целям методической работы обращаются многие авторы.

К. Ю. Белая предлагает следующие цели методической работы ДОУ:

- освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения, воспитания и развития дошкольников;

- повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению воспитательно-образовательного процесса;

- обмен опытом между членами педагогического коллектива [2003.C. 88].

Из всех целей, представленных авторами, заслуживает внимания и оправдывает методическую деятельность одна - оказание помощи педагогу и всему педагогическому коллективу в повышении и развитии их профессиональной компетентности для достижения качественных результатов в своей педагогической деятельности, а все остальное – это задачи, при помощи которых будет решаться основная цель методической работы. В тоже время для достижения вышеуказанной цели необходимо выявлять начальный уровень профессиональной подготовки педагогов и лишь затем формулировать цель и планировать и организовывать методическую работу с педагогами.

Наиболее современные требования к постановке задач методической работы предлагают авторы Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева. Суть их заключается в следующем:

– исследование образовательных потребностей социума;

– анализ состояния воспитательно-образовательной работы в образовательном учреждении;

– формирование банка информации по основным направлениям развития системы дошкольного образования (программы, технологии, методическая литература и т.д.);

– обеспечение высокого качества воспитательно-образовательного процесса путем внедрения программ, технологий нового поколения;

– выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательном учреждении, его обобщение и распространение;

– прогнозирование, планирование и работа по повышению и развитию профессиональной компетенции педагогического коллектива учреждения; оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования;

– оказание поддержки педагогическим работникам в инновационной деятельности, помощь в подготовке к аттестации;

– организация совместной работы с учреждениями науки при проведении совместных форм работы (конференции, педагогические чтения, эксперименты) [2001.C. 22].

Последним компонентом методической деятельности является ее результат, которым, по мнению Т.П. Колодяжной,должно явиться становление индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности, где каждый педагог ДОУ является профессионально компетентной и творчески активной личностью [2002.C. 78].

Так как результат зависит от цели, а цель методической работы – это создание условий для профессионального роста педагога и педагогического коллектива в совершенствовании качества воспитательно-образовательного процесса, учреждения и развитии личности ребенка.

Следовательно, результатомметодической работы будет высокий уровень профессиональной компетентности педагога и педагогического коллектива в решении образовательных задач ДОУ.

В целом, на основе проведенного теоретического анализа и практического опыта можно отметить, что методическая работа имеет как сильные, так и слабые стороны своей деятельности.

Сильные стороны методической работы заключаются в том, что она:

– является одним из условий развития и последующего совершенствования профессиональной компетенции педагогов;

– способствует совершенствованию качества организации воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения;

– помогает изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта коллег и собственного;

– создает условия для внедрения инновационных форм педагогической деятельности;

– содействует накоплению опыта исследовательской деятельности педагога.

Опираясь на мнения разных авторов (К.Ю. Белая, В.А. Беляева и А.А. Петренко, В.П. Дуброва и Е.П. Милошевич, Т.П. Колодяжная, Л.И. Фалюшина и др.) и изучение практического опыта, можно отметить, что современный уровень организации методической работы в ДОУ недостаточно высок. Л. И. Фалюшина отмечает, что «одним из важных недостатков современной организации методической работы в дошкольном образовательном учреждении является ее неконкретность,не системность,направленность не на решение определенных проблем дошкольного учреждения, а на стремление соответствовать заранее данным формам (ее формальность)» [2004.C. 82].

Отсюда, к слабым сторонамметодической работы в ДОУ можно отнести следующие:

– не систематизируются структурные компоненты методической работы в ДОУ;

– разрабатываются задачи методической работы без указания конкретных желаемых результатов ДОУ;

– прослеживается бессистемность в определении содержания методической работы, т.к., педагогические проблемы, над которыми работают педагогические коллективы, выбираются случайно, без должного обоснования;

– используются однообразные формы организации методической работы, так как выбираются они чаще всего без учета индивидуальных особенностей и возможностей педагогов;

– выявляется несостоятельность условий для эффективной организации методической работы;

– осуществляется формальный подход к запросам и потребностям педагогов в вопросах развития их профессионального уровня.

Подобное состояние методической работы в ДОУ обусловлено ее слабой организационной структурой, дефицитом кадров, необоснованностью содержания методической работы, отсутствием четкого распределения обязанностей между руководителем (заведующей), методистом (старшим воспитателем) и воспитателями ДОУ.

Таким образом, современная ситуация в образовании с реализацией компетентностного подхода и новых требований к педагогу, придают особую актуальность организации методической работы как одного из условий повышения профессиональной компетентности педагогов.

ЛЕКЦИЯ №3

Содержание методической работы в современном детском саду

Содержание методической работы ДОУ формируется на основе разных источников:

– законов Российской Федерации, нормативных документов, инструкций, приказов Министерства образования РФ и регионов, определяющих цели и задачи системы дошкольного образования, а значит и методической работы;

– программ развития образования в регионе, учреждения, авторских программ, пособий, позволяющих обновлять традиционное содержание методической работы;

– новых психолого-педагогических и методических исследований, повышающих научный уровень методической работы;

– результатов диагностики и прогнозирования состояния воспитательно-образовательного процесса, уровня развития детей, помогающих определить основное содержание методической работы и самообразования педагогов.

Т.П. Колодяжная утверждает, что содержание методической работы должно быть направлено на выполнение конкретных задач каждого дошкольного учреждения, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане [2002.C. 79].

В.А. Беляева, А.А. Петренко рассматривают одинаковые направления содержания методической деятельности относительно двух разных должностей - педагога и методиста учреждения:

- диагностика образовательной среды

- анализ условий организации образовательного процесса

- анализ качества образовательного процесса

- информационная деятельность

- организационно-методическая деятельность

- инновационная деятельность

- контрольно-диагностическая деятельность

- обобщение педагогического опыта

Милошевич А.В. рассматривают содержание методической работы с позиции компетентностного подхода. Он выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности педагога ДОУ:

- социально-психологическая компетентность;

- педагогическая компетентность;

- дидактическая (знание ряда ведущих дидактических концепций);

- методическая;

- коммуникативная и др.

ЛЕКЦИЯ №4

Наши рекомендации