Какой подход лежит в основе ФГОС?
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.
Какие результаты освоения ООП планируются в ФГОС?
- личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию),
- метапредметные (овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями)
- предметные (освоение опыта деятельности по получению нового знания).
2. Понятие «педагогическая технология»: сущность, основные характеристики, классификации.
В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.
Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:
• научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
• процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;
• деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Критерии технологичности педагогической технологии
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:
• концептуальность;
• системность;
• управляемость;
• эффективность;
• воспроизводимость.
Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
• логикой процесса,
• взаимосвязью его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.
Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Структура педагогической технологии
Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:
• концептуальная основа;
• cодержательный компонент обучения;
• процессуальная часть - технологический процесс.
Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.
Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала Процессуальная частьпредставлена системной совокупностью следующих элементов:
• организация учебного процесса;
• методы и формы учебной деятельности учащихся;
• методы и формы работы преподавателя;
• деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;
• диагностика учебного процесса.
• cущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней
Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:
ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.
Билет № 13.
1. Документы, определяющие содержание образования. Учебный план. Роль базисного учебного плана и государственных стандартов в определении содержания образования.
1. ФГОС НОО
2. Учебные планы (базисные, типовые, учебные планы школы).
3. Учебная программа – нормативный документ, раскрывающие содержание ЗУН по учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
Учебный план - это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.
Типы учебных планов:
- базисный;
- типовой;
- учебный план школы.
Базисный учебный план – основной государственный нормативный документ, на его основе строится типовые и рабочие учебные планы.
Типовые учебные планы носят рекомендательный характер, разрабатываются на основе базового плана.
Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существуют два типа таких планов: собственно учебный (на длительный период времени) и рабочий учебный (на год).
Роль базисного учебного плана и стандартов в определении содержания образования.
Базисный учебный план включает нормативы:
- продолжительность обучения (в учебных годах), общая и по каждой из его ступеней;
- недельная учебная нагрузка на каждой из ступеней общего среднего образования;
- максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;
- суммарная оплачиваемая государством нагрузка педагога, учитывая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление учебных групп на подгруппы.
2. Диагностика и оценка учебных достижений учащихся.
Проверка и оценка ЗУН уч-ся это нбх. компонент процесса О.
Основные назначения – это контроль усвоения ЗУН + воспитательные и образовательный задачи.
Воспитательное значение оценки:
1. На основе оц. формир. отнош-я уч-ка к себе как к л.
2. На основе оценки стимулируется познават. интерес и познават. акт-ть уч-ся, а также Р. (+) качеств л.
Образовательные задачи оценки: качественная характеристика усвоения З. и стимулирование к дальнейшей ДД. Ученик должен понимать уровень своих достижений в ЗУН, пробелов и путей их преодоления.
Оценка – процесс действий оценивания осуществлен-ный человеком:
- словесное суждение по поводу чего-либо
- процесс сопоставления ЗУН с программ. требован. и стандартом (ГОС)
В начальной школе хорошо использовать такие оценки как: согласен, хорошо, одобрение, похвала, поощрение, коррект. замечания.
Отметка – условно-формальное отражение процесса и результата оценивания, может выражаться:
1) В баллах – 5, 4, 3, 2
2) В символах
Выставление отметки сопровожд. оценочным суждением, комментированием У. т.к. именно слово нацеливает ребенка на то что у него получится хорошо, а над чем еще и как стоит работать.
Психолого-пед. компоненты оценки У.:
- мотивационный – слово У. побуждает к проявлению активности в ДД.
- ориентирующий – оценка У. ориентир. ребенка в достижения, пробелах и направлениях в ДД.
- развивающий – оценка У. способствует Р. ребенка в целом как Л.
Если У. указывает на ошибку, то он обязан сказать, показать пути ДД.
Оценивается не Л., а только процесс и результат ДД.
Отметка:
5 – ответ доносит логику фактов + примеры, содержательность, отсутствие речевых ошибок.
4 – правильно излагает научные положения, но затрудняется в речевых оформлениях и допускает погрешности.
3 – знает и понимает основные положения, но допускает неточности в ответе, затрудняется в формировании и иллюстрации примеров
2 – демонстрирует незнание, непонимание материала, допускает грубые ошибки, не может связать теорию с примерами.
Билет № 14.
1. Виды образовательных учреждений в России и вариативность образовательных программ.
В российской системе образования существуют следующие виды образовательных учреждений.
-Дошкольные учреждения (ясли, детские сады).
- Школы, т.е. образовательные учреждения начального общего, основного общего и среднего или полного общего образования
- Профессионально-технические училища
- Колледжи
- Высших учебных заведений (вузов, учреждений высшего профессионального образования)
- Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детдома, интернаты и пр.)
Вариативность образования - это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся.
УМК "Гармония".
Первой особенностью комплекта "Гармония" является стремление преодолеть сложившееся разделение традиционной и развивающей систем обучения на основе положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. Вторая особенность комплекта находит выражение в том, что в нем предусмотрены следующие направления: гуманизация, дифференциация и личностно- ориентированный подход к процессу обучения.
Обновление начальной школы означает переход на поисково-исследовательскую деятельность. УМК "Начальная школа 21 века" реализует в образовательном процессе право ребёнка на свою индивидуальность, предоставляя каждому ребёнку право на ошибку, на самооценку своего труда. Обновление комплекта идёт также за счёт обогащения различных дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы начального образования, а также формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе.
тавит перед начальной школой задачу формирования функционально грамотной личности, то есть человека, который умеет учиться. Эта задача реализуется в курсе с помощью деятельностного подхода - традиционного инструмента образовательной программы "Школа-2100". Одним из проявлений этого подхода является усвоение на уроках алгоритма самостоятельного получения новых знаний, поиска ответов на возникающие у ребёнка вопросы.
УМК "Школа России"
включает учебники нового поколения. В нём сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие прежде всего возрастные особенности детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала.
Система Л.В.Занкова.
Ведущая цель системы - общее развитие каждого школьника. Речь идёт об общем развитии психической деятельности, которое включает три линии развития психики ребёнка - ум, волю, чувства. Основной идеей является обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.
2. Цели и движущие силы воспитания. Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания.
Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Главная задача воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и на всегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. система задач:
1) формирование нравственности (обретение знаний, моральных норм, правил поведения, моральных убеждений, формирование моральных чувств, эмоций, овладение навыками нравственного поведения);
2) формирование всесторонни и гармонично развитой нравственной личности, основным качеством которой стала бы традиционная российская интеллигентность;
3) формирование художественного ценностного мира личности;
4) формирование жизненной позиции личности, соответствующий традиционно просоциальной российской идеологии, осознание прав и обязанностей в контексте этой идеологии;
5) развитие социальных потребностей, интересов и ценностей личности вопреки укореняющемуся индивидуализму;
6) формирование психологических качеств (интеллекта воли, эмоций, способностей, характера и др.) в контексте гармонично и всесторонне развитой личности;
7) формирование устойчивой нравственной позиции в отношении социальных функций личности: общения, прав и обязанностей ее, экономической и политической системы, труда и вознаграждения за него, будущего общества и т. п.
Движущая сила процесса воспитания - разница между целями, поставленными воспитателем, и теми, что были фактически реализованы (результаты воспитательной деятельности).Постановка целей означает, что в процессе воспитания желаемые отношения воспитанников, их духовный мир, позиция личности как бы "проектируются" воспитателем. При этом просчитываются варианты развития: какими будут воспитанники через год - два, какими идеями будут руководствоваться благодаря его воспитательной деятельности, какие качества личности должны проявиться на следующей воспитательной ступени развития и т. д.
Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. В процессе воспитания проявляются все законы диалектики:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон перехода количественных изменений в качественные.
3. Закон отрицания отрицания.
Билет № 15.
1. Учебная программа. Проанализируйте программу по любому предмету начальной школы, выделите ее структуру, соответствие принципам обучения.
Учебная программа – нормативный документ, раскрывающие содержание ЗУН по учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
Функции учебной программы:
1) Описательная (описание содержания образования на уровне учебного предмета).
2) Идейно-мировоззренческая функция (знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников).
3) Регулирующая или организационно-методическая (организует ДД учителя по подготовке к занятиям).
Виды учебной программы:
1) Типовые (разрабатывается на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области).
2) Рабочие учебные программы (на основе типовых, описывается национально-региональный компонент).
3) Авторские учебные программы (могут содержать иную логику построения учебного предмета).
Способы построения учебных программ:
1) Концентрический (одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения).
2) Линейный (не происходит повторного возвращения к уже ранее изучавшимся разделам программы)
Анализ программы “Школа России”по РЯ Рамзаева
В основе данной программы лежат личностно – ориентированный и проблемно – поисковый подходы. Основное положение программы – развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах.
Структура программы:
* Пояснительная записка
* Содержание программы
* Требования к уровню подготовки учащихся
* Календарно-тематическое планирование
* Контроль уровня обученности
* Литература и средства обучения
1. Принцип воспитания гражданина России
2. Принцип ценностных ориентиров
3. Принцип обучения в деятельности
4. Принцип синтеза традиций и инноваций
5. Принцип экоадекватного характера образования
6. Принцип глобальной ориентации образования
7. Принцип работы на результат
8. Принцип вариативности
2. Методы, средства и формы организации воспитания: понятие, сущность.
Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека.
Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Средство воспитания — это совокупность приемов.
Факторы, определяющие выбор методов воспитания:
§ Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.
§ Содержание воспитания.
§ Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.
§ Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.
§ Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.
§ Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.
§ Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.
§ Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.
§ Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.
Классификация методов воспитания на основе направленности:
§ Методы формирования сознания личности.
§ Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
§ Методы стимулирования поведения и деятельности.
Формы:
-воспитательные мероприятия(организация непосредственного воспит. Воздействия на учащихся, которым, как правило, отводится роль зрителей и исполнителей.
-коллективно творческие дела(предполагают организацию современной деятельности учащихся, в основе кот. Находятся какие-то общественные события или события коллективной жизни.
-воспитательные игры(определяют организацию совместной деятельности учащихся)
Билет № 16.
1. Сущность образования как общественного и педагогического явления. Задачи начальной общеобразовательной школы в современных условиях.
Образование — это не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, ,их переработке и совершенствованию.
В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, позволяющих ему занять определенное положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности, взаимодействии и общении с другими индивидами.
Образование вооружает человека системой интеллектуальных и практических навыков и умений, позволяющих ему решать любые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности.
В процессе получения образования человек накапливает опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям, что дает ему возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир, и, с другой — поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой.
Наконец, в ходе образования человек накапливает опыт творческой деятельности, необходимый для решения разнообразных проблем жизни и деятельности.
Результатом образования является всестороннее развитие личности, т. е. формирование человека, имеющего широкие и устойчивые знания, навыки и умения, сочетающего в своей деятельности физический и умственный труд, производящего материальные и духовные блага для общества, гармонически развитого в физическом и духовном отношении, активного общественного деятеля, человека с высокими нравственными идеалами, с развитым эстетическим вкусом, с разносторонними материальными и духовными потребностями.
Образование, как понятие, представляется в определенной степени сложным и многогранным. Под определением понятия «образование» подразумевается не только систематический и целенаправленный процесс, но и результат усвоения личностью знаний, умений и навыков. А также, на основании этого, формирование познавательных процессов, индивидуального мировоззрения, формирование ума и чувственных ощущений.
Образованным считается тот человек, который имеет представление об общих принципах и методах, определяющих общий подход к рассмотрению фактов и явлений. Это такой человек, который может иметь достаточно высокий уровень способностей и иметь навык применения изученного на практике.
Поэтому в понятие образования включены не только знания, умения и навыки, которые являются итогом обучения, но и навык и умение анализировать, думать, творить, сравнивать и давать оценку с этических и морально-нравственных позиций всему происходящему вокруг как постоянно происходящий процесс общения и деятельности человека. Всего этого можно достичь, если вовлекать человека в различные виды деятельности общественного производства.
Таким образом, под сущностью образования человека понимается следующее: специально организованный процесс и его результат постоянной и непосредственной передачи из поколения в поколение исторически и социально значимого опыта. Процесс в данном случае является становлением личности в соответствии с ее генетическими данными и ее дальнейшим развитием и совершенствованием.
2. Задачи воспитания: понятие и общая характеристика.
Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований ученика. Его главная задача – вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвоения должны быть сформированы основы мировоззрения – системы взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание.
Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие:
• усвоение определенного объема научных знаний;
• формирование мировоззрения;
• развитие умственных сил, способностей и дарований;
• развитие познавательных интересов;
• развитие потенциальных возможностей личности;
• формирование познавательной активности;
• развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки;
• вооружение учеников методами познавательной деятельности;
• формирование способов мышления, опыта творческой деятельности.
Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепких, выносливых, здоровых людей, способных с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовыми к защите Родины.
Задачи физического воспитания:
• укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
• повышение умственной и физической работоспособности;
• развитие и совершенствование природных двигательных качеств;
• обучение новым видам движений;
• развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.
Трудовое воспитание и политехническое образование. Трудно себе представить современного человека, не умеющего плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве и производственных отношениях, о применяемых орудиях труда.
Нравственное воспитание. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.
Эмоциональное (эстетическое) воспитание – еще один базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.
формирование эстетических знаний;
• воспитание эстетической культуры;
• овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
• формирование эстетического отношения к действительности;
• развитие эстетических чувств;
Билет № 17.
1. Учебно-методические комплекты, учебники и учебные пособия. Проведите анализ содержания учебника с точки зрения соответствия педагогическим и дидактическим требованиям.
Учебно-методический комплекс (УМК) — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины.
Содержание образования и учебных программ находит отражение в учебной литературе – учебниках и учебных пособиях.
Функции учебника:
1. Информационная (обеспечение необходимой и достаточной информацией).
2. Трансформационная (материал в учебнике преобразуется с учетом возрастных особенностей и дидактических требований).
3. Систематизирующая (систематическое, последовательное изложение материала в логике учебного предмета).
4. Функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля (возможность повторного изучения, проверки самим учеником полученных знаний).
5. Интегрирующая (помогает ребенку присоединять к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук).
6. Координирующая (использование других средств обучения – карт, иллюстраций, диапозитивов).
7. Развивающее-воспитательная (формирование таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, творческая способность).
8. Обучающая (развивает такие У и Н, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования).
Учебные пособия:
- хрестоматии по литературе и истории;
- сборники задач по математике, физики, химии;
- атласы по географии, биологии;
- сборники упражнений по языку.
Учебные пособия расширяются некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных).
Проведите анализ содержания учебника с точки зрения соответствия педагогическим и дидактическим требованиям
2. Умственное воспитание школьников цели, задачи, содержание, методы.
Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований ученика. Его главная задача – вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвоения должны быть сформированы основы мировоззрения – системы взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание.
Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие:
• усвоение определенного объема научных знаний;
• формирование мировоззрения;
• развитие умственных сил, способностей и дарований;
• развитие познавательных интересов;
• развитие потенциальных возможностей личности;
• формирование познавательной активности;
• развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки;
• вооружение учеников методами познавательной деятельности;
• формирование способов мышления, опыта творческой деятельности.
Билет № 18.
1. Мотивы учения школьников. Влияние учителя на формирование мотивов учения младших школьников.
Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения.
Соответственно принято различать две большие группы мотивов:
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:
1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;
2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда; 3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.
Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.
Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп:
1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования.
К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;
2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.
Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на «положительном подкреплении»).
Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае иногда говорят о «престижной мотивации».
Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения-—в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе и т. д.;
3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив. является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков). Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Концепция духовно_нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании»