Какой подход лежит в основе ФГОС?

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход.

Какие результаты освоения ООП планируются в ФГОС?

- личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию),

- метапредметные (овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями)

- предметные (освоение опыта деятельности по получению нового знания).

2. Понятие «педагогическая технология»: сущность, основные характеристики, классификации.

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие "технология", пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология. Это направление зародилось в 60-е годы в США, Англии и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира. Появление этого термина и направления исследований в педагогике не являются случайностью.

Понятие "педагогическая технология" может рассматриваться в трех аспектах:

• научном - как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

• процессуальном - как описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

• деятельностном - осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Критерии технологичности педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям - критериям технологичности, которыми являются:

• концептуальность;

• системность;

• управляемость;

• эффективность;

• воспроизводимость.

Концептуальность педагогической технологии предполагает, что каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность означает, что педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

• логикой процесса,

• взаимосвязью его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и методов с целью коррекции результатов.

Эффективность, указывает на то, что современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость - подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Структура педагогической технологии

Перечисленные критерии технологичности определяют структуру педагогической технологии, которая включает в себя три части:

• концептуальная основа;

• cодержательный компонент обучения;

• процессуальная часть - технологический процесс.

Концептуальная часть педагогической технологии - это научная база технологии, те психолого-педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательную часть технологии составляют цели - общие и конкретные, а также содержание учебного материала Процессуальная частьпредставлена системной совокупностью следующих элементов:

• организация учебного процесса;

• методы и формы учебной деятельности учащихся;

• методы и формы работы преподавателя;

• деятельность педагога по управлению процессом усвоения материала;

• диагностика учебного процесса.

• cущность педагогической технологии и требования, предъявляемые к ней

Как и любая технология, педагогическая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого. Педагогическую технологию можно представить следующей формулой:

ПТ = цели + задачи + содержание + методы (приемы, средства) + формы обучения.

Билет № 13.

1. Документы, определяющие содержание образования. Учебный план. Роль базисного учебного плана и государственных стандартов в определении содержания образования.

1. ФГОС НОО

2. Учебные планы (базисные, типовые, учебные планы школы).

3. Учебная программа – нормативный документ, раскрывающие содержание ЗУН по учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Учебный план - это документ, определяющий состав учебных предметов, последовательность их изучения и общий объем отводимого на это времени.

Типы учебных планов:

- базисный;

- типовой;

- учебный план школы.

Базисный учебный план – основной государственный нормативный документ, на его основе строится типовые и рабочие учебные планы.

Типовые учебные планы носят рекомендательный характер, разрабатываются на основе базового плана.

Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существуют два типа таких планов: собственно учебный (на длительный период времени) и рабочий учебный (на год).

Роль базисного учебного плана и стандартов в определении содержания образования.

Базисный учебный план включает нормативы:

- продолжительность обучения (в учебных годах), общая и по каждой из его ступеней;

- недельная учебная нагрузка на каждой из ступеней общего среднего образования;

- максимальная обязательная недельная учебная нагрузка учащихся, включая число учебных часов, отводимых на обязательные занятия по выбору;

- суммарная оплачиваемая государством нагрузка педагога, учитывая максимальную учебную нагрузку, факультативные занятия, внеклассную работу, деление учебных групп на подгруппы.

2. Диагностика и оценка учебных достижений учащихся.

Проверка и оценка ЗУН уч-ся это нбх. компонент процесса О.

Основные назначения – это контроль усвоения ЗУН + воспитательные и образовательный задачи.

Воспитательное значение оценки:

1. На основе оц. формир. отнош-я уч-ка к себе как к л.

2. На основе оценки стимулируется познават. интерес и познават. акт-ть уч-ся, а также Р. (+) качеств л.

Образовательные задачи оценки: качественная характеристика усвоения З. и стимулирование к дальнейшей ДД. Ученик должен понимать уровень своих достижений в ЗУН, пробелов и путей их преодоления.

Оценка – процесс действий оценивания осуществлен-ный человеком:

- словесное суждение по поводу чего-либо

- процесс сопоставления ЗУН с программ. требован. и стандартом (ГОС)

В начальной школе хорошо использовать такие оценки как: согласен, хорошо, одобрение, похвала, поощрение, коррект. замечания.

Отметка – условно-формальное отражение процесса и результата оценивания, может выражаться:

1) В баллах – 5, 4, 3, 2

2) В символах

Выставление отметки сопровожд. оценочным суждением, комментированием У. т.к. именно слово нацеливает ребенка на то что у него получится хорошо, а над чем еще и как стоит работать.

Психолого-пед. компоненты оценки У.:

- мотивационный – слово У. побуждает к проявлению активности в ДД.

- ориентирующий – оценка У. ориентир. ребенка в достижения, пробелах и направлениях в ДД.

- развивающий – оценка У. способствует Р. ребенка в целом как Л.

Если У. указывает на ошибку, то он обязан сказать, показать пути ДД.

Оценивается не Л., а только процесс и результат ДД.

Отметка:

5 – ответ доносит логику фактов + примеры, содержательность, отсутствие речевых ошибок.

4 – правильно излагает научные положения, но затрудняется в речевых оформлениях и допускает погрешности.

3 – знает и понимает основные положения, но допускает неточности в ответе, затрудняется в формировании и иллюстрации примеров

2 – демонстрирует незнание, непонимание материала, допускает грубые ошибки, не может связать теорию с примерами.

Билет № 14.

1. Виды образовательных учреждений в России и вариативность образовательных программ.

В российской системе образования существуют следующие виды образовательных учреждений.

-Дошкольные учреждения (ясли, детские сады).

- Школы, т.е. образовательные учреждения начального общего, основного общего и среднего или полного общего образования

- Профессионально-технические училища

- Колледжи

- Высших учебных заведений (вузов, учреждений высшего профессионального образования)

- Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детдома, интернаты и пр.)

Вариативность образования - это его способность соответствовать потребностям и возможностям различных групп учащихся и индивидуальным особенностям отдельных учащихся.

УМК "Гармония".

Первой особенностью комплекта "Гармония" является стремление преодолеть сложившееся разделение традиционной и развивающей систем обучения на основе положений традиционной методики и новых подходов к решению методических проблем. Вторая особенность комплекта находит выражение в том, что в нем предусмотрены следующие направления: гуманизация, дифференциация и личностно- ориентированный подход к процессу обучения.

Обновление начальной школы означает переход на поисково-исследовательскую деятельность. УМК "Начальная школа 21 века" реализует в образовательном процессе право ребёнка на свою индивидуальность, предоставляя каждому ребёнку право на ошибку, на самооценку своего труда. Обновление комплекта идёт также за счёт обогащения различных дисциплин (арифметики, алгебры, геометрии, логики) с целью установления перспективы начального образования, а также формирования готовности к систематическому изучению алгебры и геометрии в основной школе.

тавит перед начальной школой задачу формирования функционально грамотной личности, то есть человека, который умеет учиться. Эта задача реализуется в курсе с помощью деятельностного подхода - традиционного инструмента образовательной программы "Школа-2100". Одним из проявлений этого подхода является усвоение на уроках алгоритма самостоятельного получения новых знаний, поиска ответов на возникающие у ребёнка вопросы.

УМК "Школа России"

включает учебники нового поколения. В нём сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие прежде всего возрастные особенности детей, постепенное нарастание трудности в предъявлении учебного материала.

Система Л.В.Занкова.

Ведущая цель системы - общее развитие каждого школьника. Речь идёт об общем развитии психической деятельности, которое включает три линии развития психики ребёнка - ум, волю, чувства. Основной идеей является обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности.

2. Цели и движущие силы воспитания. Общечеловеческие ценности как основа идеалов воспитания.

Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Главная задача воспитания — формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе. Цели воспитания не устанавливаются раз и на всегда и не являются постоянными в любом обществе. Меняется система общественного устройства и социальные отношения — изменяются и цели воспитания. Всякий раз они задаются в виде требований, которые предъявляют к личности человека новые тенденции развития общества. В более или менее стабильные периоды общественного развития и цели воспитания становятся относительно устойчивыми. система задач:

1) формирование нравственности (обретение знаний, моральных норм, правил поведения, моральных убеждений, формирование моральных чувств, эмоций, овладение навыками нравственного поведения);

2) формирование всесторонни и гармонично развитой нравственной личности, основным качеством которой стала бы традиционная российская интеллигентность;

3) формирование художественного ценностного мира личности;

4) формирование жизненной позиции личности, соответствующий традиционно просоциальной российской идеологии, осознание прав и обязанностей в контексте этой идеологии;

5) развитие социальных потребностей, интересов и ценностей личности вопреки укореняющемуся индивидуализму;

6) формирование психологических качеств (интеллекта воли, эмоций, способностей, характера и др.) в контексте гармонично и всесторонне развитой личности;

7) формирование устойчивой нравственной позиции в отношении социальных функций личности: общения, прав и обязанностей ее, экономической и политической системы, труда и вознаграждения за него, будущего общества и т. п.

Движущая сила процесса воспитания - разница между целями, поставленными воспитателем, и теми, что были фактически реализованы (результаты воспитательной деятельности).Постановка целей означает, что в процессе воспитания желаемые отношения воспитанников, их духовный мир, позиция личности как бы "проектируются" воспитателем. При этом просчитываются варианты развития: какими будут воспитанники через год - два, какими идеями будут руководствоваться благодаря его воспитательной деятельности, какие качества личности должны проявиться на следующей воспитательной ступени развития и т. д.

Процесс воспитания диалектичен. Это выражается в его непрерывном развитии, динамичности, подвижности, изменчивости. В процессе воспитания проявляются все законы диалектики:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные.

3. Закон отрицания отрицания.

Билет № 15.

1. Учебная программа. Проанализируйте программу по любому предмету начальной школы, выделите ее структуру, соответствие принципам обучения.

Учебная программа – нормативный документ, раскрывающие содержание ЗУН по учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.

Функции учебной программы:

1) Описательная (описание содержания образования на уровне учебного предмета).

2) Идейно-мировоззренческая функция (знания, включенные в программу, направлены на формирование духовности и научного мировоззрения у школьников).

3) Регулирующая или организационно-методическая (организует ДД учителя по подготовке к занятиям).

Виды учебной программы:

1) Типовые (разрабатывается на основе требований государственного образовательного стандарта относительно той или иной образовательной области).

2) Рабочие учебные программы (на основе типовых, описывается национально-региональный компонент).

3) Авторские учебные программы (могут содержать иную логику построения учебного предмета).

Способы построения учебных программ:

1) Концентрический (одни и те же разделы программы изучаются на разных ступенях обучения).

2) Линейный (не происходит повторного возвращения к уже ранее изучавшимся разделам программы)

Анализ программы “Школа России”по РЯ Рамзаева

В основе данной программы лежат личностно – ориентированный и проблемно – поисковый подходы. Основное положение программы – развитие у ребёнка интереса к познанию своей страны и её духовного величия, её значимости в мировых масштабах.

Структура программы:
* Пояснительная записка
* Содержание программы
* Требования к уровню подготовки учащихся
* Календарно-тематическое планирование
* Контроль уровня обученности
* Литература и средства обучения

1. Принцип воспитания гражданина России

2. Принцип ценностных ориентиров

3. Принцип обучения в деятельности

4. Принцип синтеза традиций и инноваций

5. Принцип экоадекватного характера образования

6. Принцип глобальной ориентации образования

7. Принцип работы на результат

8. Принцип вариативности

2. Методы, средства и формы организации воспитания: понятие, сущность.

Воспитание — процесс целенаправленного и систематического воздействия на развитие человека.

Метод воспитания — это путь достижения заданной цели воспитания. Методы — это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Средство воспитания — это совокупность приемов.

Факторы, определяющие выбор методов воспитания:

§ Цели и задачи воспитания. Какова цель, таким должен быть и метод ее достижения.

§ Содержание воспитания.

§ Возрастные особенности воспитанников. Одни и те же задачи решаются различными методами в зависимости от возраста воспитанников.

§ Уровень сформированности коллектива. По мере развития коллективных форм самоуправления методы педагогического воздействия не остаются неизменными: гибкость управления — необходимое условие успешного сотрудничества воспитателя с воспитанниками.

§ Индивидуальные и личностные особенности воспитанников.

§ Условия воспитания — климат а коллективе, стиль педагогического руководства и др.

§ Средства воспитания. Методы воспитания становятся средствами, когда выступают компонентами воспитательного процесса.

§ Уровень педагогической квалификации. Воспитатель выбирает только те методы, с которыми он знаком, которыми владеет.

§ Время воспитания. Когда времени мало, а цели большие, применяются «сильнодействующие» методы, в благоприятных условиях используются «щадящие» методы воспитания.

Классификация методов воспитания на основе направленности:

§ Методы формирования сознания личности.

§ Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

§ Методы стимулирования поведения и деятельности.

Формы:

-воспитательные мероприятия(организация непосредственного воспит. Воздействия на учащихся, которым, как правило, отводится роль зрителей и исполнителей.

-коллективно творческие дела(предполагают организацию современной деятельности учащихся, в основе кот. Находятся какие-то общественные события или события коллективной жизни.

-воспитательные игры(определяют организацию совместной деятельности учащихся)

Билет № 16.

1. Сущность образования как общественного и педагогического явления. Задачи начальной общеобразовательной школы в современных условиях.

Образование — это не только сумма знаний, но и основа психологической готовности человека к непрерывности в накоплении знаний, ,их переработке и совершенствованию.
В процессе образования человек овладевает содержанием знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности, позволяющих ему занять определенное положение среди людей, достигать конкретных целей и результатов в профессиональной деятельности, взаимодействии и общении с другими индивидами.
Образование вооружает человека системой интеллектуальных и практических навыков и умений, позволяющих ему решать любые проблемы, возникающие в его жизни и профессиональной деятельности.
В процессе получения образования человек накапливает опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, к другим людям, что дает ему возможность, с одной стороны, самосовершенствоваться, развивать свою психику и внутренний мир, и, с другой — поддерживать взаимовыгодные отношения с социальной средой.
Наконец, в ходе образования человек накапливает опыт творческой деятельности, необходимый для решения разнообразных проблем жизни и деятельности.
Результатом образования является всестороннее развитие личности, т. е. формирование человека, имеющего широкие и устойчивые знания, навыки и умения, сочетающего в своей деятельности физический и умственный труд, производящего материальные и духовные блага для общества, гармонически развитого в физическом и духовном отношении, активного общественного деятеля, человека с высокими нравственными идеалами, с развитым эстетическим вкусом, с разносторонними материальными и духовными потребностями.

Образование, как понятие, представляется в определенной степени сложным и многогранным. Под определением понятия «образование» подразумевается не только систематический и целенаправленный процесс, но и результат усвоения личностью знаний, умений и навыков. А также, на основании этого, формирование познавательных процессов, индивидуального мировоззрения, формирование ума и чувственных ощущений.

Образованным считается тот человек, который имеет представление об общих принципах и методах, определяющих общий подход к рассмотрению фактов и явлений. Это такой человек, который может иметь достаточно высокий уровень способностей и иметь навык применения изученного на практике.

Поэтому в понятие образования включены не только знания, умения и навыки, которые являются итогом обучения, но и навык и умение анализировать, думать, творить, сравнивать и давать оценку с этических и морально-нравственных позиций всему происходящему вокруг как постоянно происходящий процесс общения и деятельности человека. Всего этого можно достичь, если вовлекать человека в различные виды деятельности общественного производства.

Таким образом, под сущностью образования человека понимается следующее: специально организованный процесс и его результат постоянной и непосредственной передачи из поколения в поколение исторически и социально значимого опыта. Процесс в данном случае является становлением личности в соответствии с ее генетическими данными и ее дальнейшим развитием и совершенствованием.

2. Задачи воспитания: понятие и общая характеристика.

Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований ученика. Его главная задача – вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвоения должны быть сформированы основы мировоззрения – системы взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие:

• усвоение определенного объема научных знаний;

• формирование мировоззрения;

• развитие умственных сил, способностей и дарований;

• развитие познавательных интересов;

• развитие потенциальных возможностей личности;

• формирование познавательной активности;

• развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки;

• вооружение учеников методами познавательной деятельности;

• формирование способов мышления, опыта творческой деятельности.

Физическое воспитание – неотъемлемая составная часть почти всех воспитательных систем. Современное общество, в основе которого лежит высокоразвитое производство, требует физически крепких, выносливых, здоровых людей, способных с высокой производительностью трудиться на предприятиях, переносить повышенные нагрузки, быть готовыми к защите Родины.

Задачи физического воспитания:

• укрепление здоровья, правильное физическое развитие;

• повышение умственной и физической работоспособности;

• развитие и совершенствование природных двигательных качеств;

• обучение новым видам движений;

• развитие стремления быть здоровым, бодрым, доставлять радость себе и окружающим.

Трудовое воспитание и политехническое образование. Трудно себе представить современного человека, не умеющего плодотворно трудиться, не владеющего знаниями об окружающем его производстве и производственных отношениях, о применяемых орудиях труда.

Нравственное воспитание. Под моралью понимают исторически сложившиеся нормы и правила поведения человека, определяющие его отношение к обществу, труду, людям.

Эмоциональное (эстетическое) воспитание – еще один базовый компонент воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников.

формирование эстетических знаний;

• воспитание эстетической культуры;

• овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

• формирование эстетического отношения к действительности;

• развитие эстетических чувств;

Билет № 17.

1. Учебно-методические комплекты, учебники и учебные пособия. Проведите анализ содержания учебника с точки зрения соответствия педагогическим и дидактическим требованиям.

Учебно-методический комплекс (УМК) — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины.

Содержание образования и учебных программ находит отражение в учебной литературе – учебниках и учебных пособиях.

Функции учебника:

1. Информационная (обеспечение необходимой и достаточной информацией).

2. Трансформационная (материал в учебнике преобразуется с учетом возрастных особенностей и дидактических требований).

3. Систематизирующая (систематическое, последовательное изложение материала в логике учебного предмета).

4. Функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля (возможность повторного изучения, проверки самим учеником полученных знаний).

5. Интегрирующая (помогает ребенку присоединять к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук).

6. Координирующая (использование других средств обучения – карт, иллюстраций, диапозитивов).

7. Развивающее-воспитательная (формирование таких качеств, как трудолюбие, мыслительная активность, творческая способность).

8. Обучающая (развивает такие У и Н, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание, необходимые для самообразования).

Учебные пособия:

- хрестоматии по литературе и истории;

- сборники задач по математике, физики, химии;

- атласы по географии, биологии;

- сборники упражнений по языку.

Учебные пособия расширяются некоторые стороны учебника и имеют своей целью решение конкретных задач обучения (информационных, тренировочных, проверочных).

Проведите анализ содержания учебника с точки зрения соответствия педагогическим и дидактическим требованиям

2. Умственное воспитание школьников цели, задачи, содержание, методы.

Умственное воспитание направлено на развитие интеллекта, познавательных возможностей, склонностей и дарований ученика. Его главная задача – вооружить школьников системой знаний основ наук. В результате их усвоения должны быть сформированы основы мировоззрения – системы взглядов на природу, общество, человеческие ценности, труд, смысл жизни, познание.

Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие:

• усвоение определенного объема научных знаний;

• формирование мировоззрения;

• развитие умственных сил, способностей и дарований;

• развитие познавательных интересов;

• развитие потенциальных возможностей личности;

• формирование познавательной активности;

• развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной подготовки;

• вооружение учеников методами познавательной деятельности;

• формирование способов мышления, опыта творческой деятельности.

Билет № 18.

1. Мотивы учения школьников. Влияние учителя на формирование мотивов учения младших школьников.

Мотив учения — это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Например, если активность ученика направлена на работу с самим изучаемым объектом (лингвистическим, математическим, биологическим и т. д.), то чаще всего в этих случаях можно говорить о разных видах познавательных мотивов. Если активность ученика направлена в ходе учения на отношения с другими людьми, то речь идет, как правило, о различных социальных мотивах. Иными словами, одних учеников в большей мере мотивирует сам процесс познания в ходе учения, других — отношения с другими людьми в ходе учения.

Соответственно принято различать две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.

Первая большая группа мотивов может быть разбита на несколько подгрупп:

1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Они также различаются по уровням. Эти уровни определяются глубиной интереса к знаниям. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т. д.;

2) учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда; 3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Эти уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.

Вторая большая группа мотивов — социальные мотивы — также распадается на несколько подгрупп:

1) широкие социальные мотивы, состоящие в стремлении получать знания, чтобы быть полезным Родине, обществу, желании выполнить свой долг, в понимании необходимости учиться и в чувстве ответственности. Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования.

К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии;

2) узкие социальные, так называемые позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.

Эти мотивы связаны с широкой потребностью человека в общении, в стремлении получить удовлетворение от процесса общения, от налаживания отношений с другими людьми, от эмоционально окрашенных взаимодействий с ними.

Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на «положительном подкреплении»).

Иногда позиционный мотив проявляется в стремлении ученика занять первое место, быть одним из лучших, в таком случае иногда говорят о «престижной мотивации».

Позиционный мотив может состоять также в попытках разного рода самоутверждения-—в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в группе или коллективе и т. д.;

3) социальные мотивы, называемые мотивами социального сотрудничества, состоящие в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Этот мотив. является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков). Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Концепция духовно_нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании»

Наши рекомендации