Физическое воспитание в учебных заведениях России со второй половины XIX в. до XX в
В ходе школьной реформы 60 — 70-х гг. были приняты новые положения и уставы о народных училищах, гимназиях и университетах. Эти реформы в очень малой степени коснулись постановки физического воспитания в учебных заведениях.
В 1862 г. кадетские корпуса были реорганизованы в военные гимназии, в них был расширена программа изучаемых предметов, приглашены лучшие педагоги, а также гимназии отличались хорошей постановкой физического воспитания.
В начале 80-х гг. гимназии были вновь переименованы в кадетские корпуса и гимнастика в них стала дополнительным средством военной муштры и издевательства над кадетами.
С 1872 г. гимнастика стала обязательным предметом в реальных училищах.
В 1873 г. было издано руководство по гимнастике для сельских школ.
В 1889 г. вышла в свет «Инструкция и программа преподавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии». Несмотря на то, что этим документом предусматривались занятия строевыми и военными упражнениями, а также развитие физических качеств, на практике она мало, где применялась.
В общем, в учебных заведениях не было специалистов и материальной базы для проведения занятий физическими упражнениями. Государственные органы не проявляли заинтересованности в улучшении постановки физического воспитания.
Лишь общественные деятели и отдельные педагоги стремились к тому, чтобы улучшить положение дел с физическим воспитанием детей. Они во внеучебное время организовывали детские игры, создавали спортплощадки и кружки для занятий физическими упражнениями. Но и их забота во многом сводилась на нет теми тяжелейшими условиями, в которых жила основная масса детей в России.
В начале XX в. наблюдается подъем физического воспитания и спорта в учебных заведениях.
В 1904 г. при министерстве народного просвещения создается врачебно-санитарный отдел, в обязанности которого входило наблюдение за физическим состоянием и здоровьем детей.
В 1908 г. по инициативе военного министра и с участием Николая II в начальных школах вводится обучение военному строю и гимнастике. Преподавателями были унтер-офицеры, солдаты, урядники.
В этот период создаются отряды «потешных», где дети обучались военному строю, гимнастическим упражнениям, принятым в армии, военным играм. В течение трех лет (1910— 1912 гг.) военный министр и Николай II проводили и присутствовали на парадах «потешных». К 1914 г. эти отряды перестали существовать.
В средних учебных заведениях — частных гимназиях, реальных и коммерческих училищах, кадетских корпусах -учились дети дворян, буржуазии, чиновников. Занятия по физическому воспитанию в этих заведениях проводились на более высоком уровне специально обученными педагогами. На них отводилось 2-3 часа в неделю,.
В 1913 г. вопрос о состоянии физического воспитания в средних учебных заведениях поднимался на заседании в Государственной думе. В результате министр народного просвещения Игнатьев утвердил комиссию по физическому воспитанию в средних школах, которая разработала программу, с учетом занятий спортом и ручным трудом.
В учебных заведениях России не было единой методики преподавания гимнастики. Все зависело от подготовки учителей. В большинстве средних учебных заведений занятия строились по методу сокольской гимнастики, в некоторых преобладала шведская или немецкая гимнастика. Выпускники курсов П.Ф. Лесгафта проводили уроки, используя средства и методы, разработанные русским ученым.
Во внеурочное время, по инициативе замечательных русских педагогов Н.С. Филитиса, Н.О. Массалитовой, И.Я. Гер-да, Н.В. Зака, с детьми организовывались экскурсии, соревнования, занятия спортом, игры.
К этому периоду относится и создание скаутских отрядов, основной задачей которых являлось пополнение рядов офицеров, преданных царю. Педагогами являлись скаут-мастера из Англии. Детей учили заниматься разведкой, помогать полиции и т.д. Средствами физического воспитания являлись элементы сокольской гимнастики, различные виды спорта и военизированные игры.
С начала XXв. гимнастика, спорт и игры получают распространение среди студентов. Чтобы отвлечь студентов от политической борьбы, разрешено было организовывать спортивные секции. В университетах Петербурга, Москвы, Киева, Томска создаются кружки спорта, гимнастики и игр. В 1911 г. организовываются С.-Петербургская, а в 1914 г. Московская городские спортивные лиги студентов, которые стали проводить соревнования среди учащихся высших учебных заведений.
К началу Первой мировой войны в России было 105 вузов, в 40 из них — спортивные кружки по фехтованию, лыжам, конькам, гимнастике, футболу, борьбе, легкой атлетике. Самодеятельное развитие не могло компенсировать отсутствие физического воспитания как обязательного предмета в учебных планах вузов
39. Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Российские Олимпиады. «Канцелярия главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи».
После реформ XIX века возникли спортивные общества и клубы, доступ в которые имели лишь представители крупной буржуазии и дворянства. Первыми были «С.-Петербургский речной яхт-клуб» (1860) и «Речной яхт-клуб» в Москве (1867).
Наибольшее распространение получили такие виды спорта, как футбол, лыжи, борьба, легкая атлетика, гимнастика, гребной спорт, поднятие тяжестей.
Большое значение для развития спорта в России имели международные встречи спортсменов. В конце XIX века представители и спортсмены нашей страны принимали участие в международной спортивной жизни. В 1894 г. генерал А.Д. Бутовский участвовал в Международном спортивном конгрессе в Париже, где был избран в члены Международного олимпийского комитета.
Несмотря на то, что российские спортсмены не участвовали в первых Олимпийских играх в Афинах, они постоянно принимали участие в международных соревнованиях по конькобежному спорту, борьбе, тяжелой атлетике, велоспорту, фехтованию, гребле.
С начала XXв. русские спортсмены нередко выходили победителями на первенствах Европы и мира, в Олимпийских играх.
Н. Струнников дважды в 1910и 1911 гг. был чемпионом мира по конькам. Н.А. Панин-Коломенкин завоевал золотую медаль по фигурному катанию на IV Олимпийских играх в Лондоне (1908). Борцы Н. Орлов и А. Петров серебряные медали на этих играх.
Отметим и других талантливых спортсменов: Н. Струнников и В. Ипполитов (коньки), С. Елисеев (штанга). И. Поддубный (борьба), А. Харлампиев (бокс), М. Свешников (гребля).
В 1912 г. Россия впервые полной командой официально выступила на Олимпийских играх в Стокгольме. Из-за плохой подготовки команды Россия заняла предпоследнее место в неофициальном зачете, завоевав две серебряные и две бронзовые награды и поделив с командой Австро-Венгрии 15-16 место.
В конце 1912 г. в целях усиления контроля и политического надзора за деятельностью спортивных обществ царское правительство создало «Канцелярию главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи». В 1913 г. при ней был организован Временный совет, в который вошли представители министерств - военного, просвещения, финансов, путей сообщения, а также от императорского двора и др. Учреждение
ПО
канцелярии и совета не оказало существенного влияния на развитие спортивного движения в России.
После неудачного выступления на Олимпийских играх по предложению Российского Олимпийского комитета было решено ежегодно проводить свои Российские Олимпиады. Первые прошли в 1913 г. в Киеве и в 1914 в Риге. В соревнованиях в Риге приняло участие 24 города. Программа рассчитана была на шесть дней, в нее входили соревнования для мужчин по таким видам спорта, как легкая атлетика, гимнастика, фехтование, стрельба, вело- и мотоспорт, тяжелая атлетика, конный спорт, футбол, плавание, парусно-гребные гонки; для женщин — по легкой атлетике и фехтованию.
Накануне Первой мировой войны в России насчитывалось свыше 1200 спортивных, охотничьих и рыболовных клубов и обществ. Спортивные клубы (800) объединяли 50 тыс. спортсменов. Эти показатели намного ниже, чем в Германии, США, Англии, Франции и др.
Во главе спортивных обществ «Богатырь», «Маяк», Всероссийских спортивных лиг и союзов (футбола, конного и теннисного спорта и др.) стояли генералы, коммерсанты, банкиры.
Первые шаги делали: баскетбол, плавание, русский хоккей, ручной мяч, автомотоспорт.
В стране стали проводиться соревнования в городах и губерниях, а по некоторым видам — первенство России.
В 1915 г. правительство объявило мобилизацию спортсменов для помощи царской армии.
40. Становление и развитие физической культуры и спорта в СССР.
После Октябрьской революции в 1917 г. среди первых мероприятий Советской власти значилось и создание в рамках Государственного Наркомата просвещения отдела школьной медицины и гигиены, основной задачей которого было организация питания, а также постановка физического воспитания в школе.
Небольшая группа ученых, врачей и педагогов, признавшая Советскую власть, в Петрограде и Москве начала разрабатывать научные основы системы социалистического физического воспитания.
22 апреля 1918 г. ВЦИК принял декрет «Об обязательном обучении военному искусству», согласно которому было учреждено Главное управление всеобщего военного обучения и формирование резервных частей Красной Армии (всевобуч). В его составе был организован отдел физкультурного развития и спорта, ведавший физической подготовкой в частях Красной Армии, на пунктах допризывной подготовки, а также среди гражданского населения.
Военное обучение проходили граждане от 16 до 40 лет. Оно включало в себя и физическую подготовку — занятия гимнастикой и различными видами спорта. Военное обучение строилось по 96-часовой программе.
Но для того, чтобы осуществлять физическую подготовку по программе всевобуча, нужны были специалисты. В связи с этим в Москве в 1918 г. было создано высшее специальное физкультурное заведение, а в 1919 г. на базе бывших курсов П.Ф. Лесгафта открылся Государственный институт физического образования.
В 1919 г., руководствуясь программой по военному делу, было разработано содержание занятий физкультурой с детьми и юношеством. Эти материалы служили основой для составления губернскими отделами народного образования примерных программ.
Программы разрабатывались учителями, инспекторами и инструкторами физкультуры и утверждались губернскими научно-методическими советами. Программы значительно отличались по содержанию. Например, в основу программы, разработанной Иркутским ГубОНО (губернский отдел народного образования), была положена соколь-ская система с сохранением ее терминологии. Авторы программы не отказывались от исторического наследия в области теории и практики физического воспитания, максимально используя все лучшее, полезное, что было накоплено ранее. Материалами при составлении программы служили «Теория и практика, курс физического воспитания (Ж. Демени, Ж. Филини), «Физическое воспитание» (В.В. Го-риневский).
В апреле 1919 г. состоялся первый Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготовке, который выработал программу развития советского физического воспитания и спортивного движения на военный период.
Охваченная кольцом интервенции Советская Россия не получила приглашения на Олимпийские игры, проходившие в 1920 г. в Антверпене. И было решено провести в стране областные соревнования под названием «Среднеазиатская», «Сибирская», «Кавказская» олимпиады. Но из-за необходимости сосредоточить силы против Колчака проведение в Москве финалов не состоялось.
В середине 20-х гг. вместе с созданием ликбезов развернулось движение за ликвидацию «физкультнеграмотности», которое сопровождалось вовлечением широких масс населения в спортивные секции, разъяснением оздоровительной и воспитательной роли занятий физическими упражнениями.
27 июня 1923 г. был образовал центральный орган управления — Высший Совет физической культуры (ВСФК), который учредил свои отделы в республиках, губерниях и городах, решал задачи, связанные с физической культурой.
41. Физическое воспитание в начальной, средней и высшей школах с 1917 по 1941 г. Введение комплекса ГТО.
Высший Совет физкультуры ввел на 1923/24 учебные годы всеобщее, обязательное преподавание физкультуры в школах. Но этот процесс шел очень медленно. Такая же картина была и со школьным спортом. Физкультурные кружки были только в школах крупных городов. Такое критическое положение объяснялось экономическими трудностями, нехваткой гимнастических залов и специалистов, но самой основной трудностью было отсутствие содержания и методов работы советской физической культуры.
В связи с этим возникло много всевозможных направлений в вопросах определения содержания и методов социалистической физической культуры.
Выступавшие под знаком центризма детского физического воспитания видели развитие физической культуры в том, чтобы в школах занимались только благоприятной и полезной для учеников игровой деятельностью, тем самым упрощались подходы к физическому воспитанию.
Сторонники медицинского направления видели основы физического воспитания в кондиционной гимнастике, они считали, что лечебная гимнастика, став всеобщей в практике школ и спортивных кружков, может не только устранить возможность производственных заболеваний, но и создать связи между процессом работы и физическим воспитанием.
Гигиеническое направление и его преемники исходили из того, что эксплуатация и нездоровый образ жизни прошлого поколения закономерно ослабили организм рабочих и их детей. Для них работа означала лишь ощутимую усталость, и поэтому дальнейшую нагрузку, связанную с гимнастической и спортивной деятельностью, они считали только подрывом здоровья.
Специальную форму пути развития физкультуры представлял Комитет художественного физического воспитания. По представлению Комитета, действительное физическое воспитание должно основываться на художественном переживании в процессе работы. В предлагаемых формах были отброшены буржуазные системы упражнений и вместо них введены стилизованные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание и др.). Основным содержанием физической культуры должны стать — гимнастика, спорт, подвижные игры.
В 1927 г. была выпущена программа по физической культуре, ставшая исходным рубежом для всех следующих программ, в ней были сформулированы задачи физического воспитания, средства и методы урока физкультуры, формы организации, также ею предусматривалось проведение в начальной школе уроков физической культуры три раза в неделю. Схема урока состояла из 6 серий (как в уроке у Ж. Демени) для начальной школы и 8 серий для средней: 1) порядковые упражнения; 2) подготовительные упражнения; 3) метание; 4) сопротивления; 5) прыжки; 6) специальные упражнения профилактического и корригирующего характера для отдельных групп мышц; 7) ходьба; 8) заключительная часть.
Недостатки этой программы заключались в том, что не было учета физкультурных достижений, она не давала конкретных нормативных требований. В рамках программы осуществлялось также воспитание санитарно-гигиенических навыков - с изучением явлений окружающей среды (производство, рынок, пекарня). Это сокращало время на физические упражнения.
В 1927 - 1928 гг. физическое воспитание было включено в учебные планы педагогических и медицинских вузов. В июле 1929 г. физическое воспитание стало обязательным предметом в высших учебных заведениях России, а с 1930 г. оно стало обязательным предметом во всех вузах СССР. Для осуществления работы в данном направлении в вузах были созданы кафедры физического воспитания и спорта, приглашены на работу соответствующие специалисты. Студенты занимались лыжным спортом, боксом, стрелковым спортом, гимнастикой, баскетболом и волейболом. Серьезным препятствием для осуществления физического воспитания студентов являлось отсутствие материальной базы, спортивных сооружений и инвентаря.
В конце 30-х гг. физическое воспитание и спорт все прочнее занимали свое место в системе учебно-воспитательной работы средних и высших учебных заведений.
В 1939 г. были внесены изменения в школьные программы физического воспитания. Введена была начальная и допризывная военная подготовка школьников, которой предусматривались строевая подготовка, стрельба, правила противовоздушной обороны и противохимической защиты. В новых программах отводилось место внеклассным и внешкольным формам занятий гимнастикой, спортом и играми.
В стране регулярно проводились соревнования на первенство школ, районов, городов, областей, республик и Советского Союза.
Вся работа с подрастающим поколением и студентами строилась по единым программам на основе комплекса БГТО и ГТО, а также Единой Всесоюзной классификации.
42. Спортивно-массовая работа с населением с 1917 года до начала Второй мировой войны.
Развернувшееся физкультурное движение в стране требовало значительного улучшения материально-технической базы. Несмотря на большие финансовые затруднения, в стране началось строительство крупных спортивных сооружений. В ноябре 1927 г. в Ленинграде открылся первый в стране зимний плавательный бассейн, в 1928 г. вступил в строй московский стадион «Динамо»
Первая Всероссийская спартакиада была проведена в августе 1928 г. На Красной площади прошло торжественное ее открытие. В течение года в городах, селах, областях и республиках проводились отборочные соревнования по легкой атлетике, футболу, плаванию, велоспорту, тяжелой атлетике, борьбе, стрельбе, гребле и другим видам спорта. В финальной части соревнований приняли участие 7225 человек, из них 960 девушек, 612 участников - из капиталистических стран (Чехословакии, Германии, Англии, Франции, Норвегии, Финляндии, Аргентины, Уругвая), которые состязались в 21 виде спорта (проходившие в эти же дни XIОлимпийские игры в Амстердаме включали в программу 17 видов). В течение двух недель шли соревнования по легкой атлетике, футболу, плаванию, велосипедному спорту, баскетболу, волейболу, ручному мячу, теннису, тяжелой атлетике, борьбе, стрельбе, городкам, народной гребле, фехтованию, национальным танцам.
В Москве построили два стадиона «Динамо» и «Юных пионеров». В ходе спартакиады было установлено 80 новых всесоюзных рекорда. Но главное заключалось не в рекордах, а в самой идее спартакиады - привлечь к спорту как можно больше юношей и девушек, вызвать подъем физкультурного движения, выявить талантливых спортсменов, дать толчок развитию спорта в национальных республиках.
Героем спартакиады стал молодой ленинградский пловец Александр Шумин. Он участвовал в девяти заплывах и в восьми из них победил с рекордными результатами. В последующие годы Шумин 120 раз устанавливал рекорды страны на различных дистанциях. Он был одним из организаторов первой в стране детско-юношеской спортивной школы плавания. В 1934 г. ему в числе первых было присвоено звание «Заслуженный мастер спорта».
В числе призеров гребной регаты был заслуженный мастер спорта П. Дементьев.
В результате I место заняла команда РСФСР, II-Украины, III-Белоруссии, IV-Узбекистана, V-Закавказья, VI-Туркменистана.
Спартакиада вскрыла ряд недостатков в организации физкультурной работы: 1) несмотря на рост массовости, уровень спортивного мастерства основной массы участников был невысок; 2) передовой опыт Москвы и Ленинграда распространялся слабо; 3) по-прежнему ощущался недостаток учебно-методической литературы, спортивных сооружений и инвентаря, квалифицированных преподавателей и тренеров.
Важным вкладом в создание советской системы физического воспитания явился комплекс ГТО (готов к труду и обороне), введенный в 1931 г., который помог устранить разнобой в средствах и методах физкультурной работы.
Нормы ГТО, учитывающие возрастные и половые особенности человека, были пригодны для школьного и внешкольного физического воспитания молодежи. Система ГТО требовала относительно малого количества специалистов и играла большую роль в вовлечении общественных организаций в спортивную жизнь. Стержень норм ГТО составляла гимнастика, легкая атлетика, игры, борьба и национальные виды спорта.
С 1931 г. была введена сдача норм ГТО I ступени, в которую входили нормативы по бегу, прыжкам и метаниям, подтягиванию (для мужчин), лазанию по канату (для женщин), плавание, езда на велосипеде, лыжные переходы, гребля, передвижение в противогазе. А также в этот комплекс входило знакомство с оказанием первой медицинской помощи, с основами самоконтроля.
С января 1933 г. введена сдача норм ГТО II ступени, в которую входило 22 нормы и 3 требования, а также военно-прикладные виды: прыжки на лыжах, прыжки в воду, фехтование на штыках, преодоление полосы препятствий и др.
118
В 1934 г. введен комплекс БГТО (будь готов к труду и обороне), который носил прикладной, оздоровительный характер. Установление этого комплекса завершило оформление всей системы комплекса ГТО, в котором нашли отражение основные принципы советской системы физического воспитания — прикладность, всесторонность и оздоровительная направленность. Благодаря комплексу ГТО советские люди приобщались к систематическим занятиям физической культурой. Со сдачи норм ГТО начали свой путь многие известные спортсмены. Только за 1933 -1937 гг. нормы ГТО I ступени сдавали 4 млн. 458 тыс. человек, II ступени - 35 тыс., БГТО - 759,5 тыс. человек.
Идеи и принципы ГТО получили свое дальнейшее развитие в Единой спортивной классификации (ЕВСК), созданной в 1935 - 1937 гг. Это повлекло за собой введение разрядных норм, спортивных званий. Классификация дала возможность установить единые принципы определения спортивной подготовки на всей территории СССР.
В Конституции 1936 г. было закреплено право трудящихся на создание различных общественных организаций, в том числе и спортивных обществ. В течение 1935 -1936 гг. в СССР создается система ДСО.
21 июня 1936 г. начинает функционировать Всесоюзный Комитет по делам физкультуры и спорта при Совете Народных Комиссаров, который работал вплоть до 1958 г.
В 1937 - 1940 гг. физкультурное движение развивалось во всех союзных республиках. В стране проводилось большое количество соревнований и спортивных праздников. Смотром достижений физкультурной работы в стране стали Всесоюзные дни физкультурника, проводившиеся в 1939 и 1940 годах. В стране было построено 378 стадионов, около 70 тыс. спортивных площадок, 6 тыс. спортивных залов и других сооружений.
Но в тоже время, согласно данным, приведенным Коллегией Комитета государственной безопасности СССР, «В 1930 — 39 гг. по обвинению в контрреволюции, государственных преступлениях судебными и всякого рода несудебными органами вынесены приговоры и постановления в отношении 3778234 человек, их них 786098 человек расстреляно».
Трагические события 1937 — 1938 гг. вместе со всей страной пережило и советское физкультурное движение, его руководители, педагоги и спортсмены. Так, незаконно подверглись репрессиям - председатель Всесоюзного совета физической культуры при ЦИК СССР Н.К. Антипов, председатель Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР Н.И. Харченко, председатель советской секции исполкома КСИ М.С. Кедров, ректор ГЦИФК А.А. Зикмунд, директор ГЦОЛИФК С.М. Фрумин и др. Такая же участь постигла создателя и пропагандиста борьбы самбо В. Ощепкова и спортсмена из ЦДКА Н. Ковтуна. В 1937 г. Николай Ковтун показал выдающийся по тем временам результат в прыжках в высоту (201 см), что являлось не только всесоюзным рекордом, но и одним из лучших мировых достижений в этом виде спорта. Впоследствии Н. Ковтун был необоснованно репрессирован, его достижение вычеркнули из списка рекордов нашей страны на 20 лет. Его имя не упоминалось и в спортивной печати. Лишь спустя годы результат Н. Ковтуна был восстановлен в истории спорта.
Большинство из этих людей погибло в тюрьмах и лагерях.
43. Перестройка советского физкультурного движения на военный лад в годы Великой Отечественной войны. Физическое воспитание учащейся молодежи в военные годы.
С первых дней Великой Отечественной войны физкультурное движение стало перестраиваться на военный лад.
Задачи вставшие перед физкультурными организациями в годы войны формулировались так: 1) подготовить резервы Красной Армии; 2) проводить массовую военно-физическую подготовку населения; 3) готовить кадры специалистов по лечебной физической культуре для работы в госпиталях.
Физкультурные организации включились в проведение военно-физической подготовки населения, предоставив для этого кадры специалистов, спортивные базы, инвентарь и оборудование. Для ведения занятий на военно-учебные пункты направлялись преподаватели и тренеры, инструкторы физической культуры, студенты физкультурных учебных заведений.
В сентябре 1941 г. было введено всеобщее военное обучение трудящихся. Физкультурные организации совместно с Осоавиахимом и Красным Крестом помогали органам Всеобуча готовить воинов прикладных специальностей.
Составной частью военно-физической подготовки населения стали массовые лыжные и легкоатлетические кроссы, военизированные походы, марш-броски, сдача норм на значок ГТО. В целях приближения комплекса ГТО к требованиям военного времени в 1942 г. в него были внесены некоторые дополнения: изучение материальной части винтовки, знание топографии, оказание санитарной помощи и др. В годы войны физкультурные организации много сделали по внедрению лечебной физической культуры в госпиталях.
Преподаватели и студенты ИФК им. П.Ф. Лесгафта только за вторую половину 1941 г. подготовили по военно-прикладным видам 140 тыс. человек. В эти годы коллектив Государственного центрального института физкультуры дал Красной Армии и народному ополчению свыше 340 тыс. обученных военно-прикладным специальностям бойцов.