Методики обучения школьников игре в баскетбол
Понятия «принципы», «средства», «методы обучения», «методы организации занимающихся» в теории физической культуры объединяются термином «методика обучения». Он подразумевает совокупность хорошо продуманных действий педагога, обеспечивающих эффективное освоение занимающимися изучаемого учебного материала.
Процесс обучения школьников игре в баскетбол направлен на вооружение учеников знаниями, умениями, навыками, постоянное их развитие и совершенствование, формирование системы знаний по вопросам техники, тактики, правил игры и т.п.
Решение задач обучения предполагает вооружение занимающихся широким кругом знаний об игре.
Метод деятельности - это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели. Выбирая верный метод, мы уверенно и кратчайшим путем получаем желаемый результат.
Метод характеризует деятельность с позиции процесса, поэтому метод -процессуальная характеристика деятельности. Но не любой процесс есть метод. Метод выступает нормативной моделью процесса деятельности, определяя, как нужно действовать наиболее рациональным и оптимальным образом в процессе решения соответствующих задач.
Как указывал В.И.Андреев «Методы обучения - это, с одной стороны, методы преподавания, а с другой – учения». [1]
Методы преподавания - это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых в процессе решения определенного
типа педагогических (дидактических) задач.
Эффективность процесса обучения определяется уровнем его организации. На занятиях по баскетболу можно использовать несколько методов организации занимающихся: фронтальный, поточный, проходной, групповой, метод круговой тренировки и индивидуальных заданий.
Фронтальный метод.
При фронтальном методе упражнения выполняются одновременно или посменно всеми учениками, расположенными в одну или несколько шеренг.
Применение фронтального метода предусматривает такую организацию работы учащихся, при которой вся группа выполняет какое-либо одно, общее для всех задание. По преимуществу этот метод может находить место в вводной и заключительной частях урока, но иногда и в основной, особенно в младших группах. Преимущественно же, фронтальный метод используется при прохождении не очень сложного материала программы на этапе первоначального обучения.
Многие наставники находят, что применение фронтального метода оправдывает себя в менее дисциплинированных группах, где еще не вырос и не окреп коллектив.
Надо подчеркнуть, что очень важной особенностью фронтального метода является обеспечение постоянного непосредственного руководства тренера. В отдельных случаях, используя этот метод, педагог может привлекать себе в помощь учеников, давая им различные задания, связанные с организацией работы группы.
При использовании фронтального метода задания, одинаковые для всех учеников, могут выполняться:
- одновременно всеми учащимися на занятии ;
- одновременно в группах;
- поочередно по одному, по два человека с паузами или потоком (потоком - только на этапе закрепления и совершенствования изучаемой позиции при условии хорошей дисциплины)
Фронтальный метод есть метод, при котором преподаватель работает со всеми учащимися над единым учебным материалом.
В данный метод входят такие упражнения как
- ловля мяча, отскочившего от пола, двумя руками
- передача мяча одной рукой от плеча в прыжке
- ловля мяча, летящего над игроком, одной рукой.
При фронтальном методе учитель управляет учебно-познавательной
деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы.
Групповой метод.
Групповой метод предусматривает такую организацию работы учащихся, при которой группа делится на отделения, каждое из которых выполняет свое, отличающееся от других, задание.
Групповой метод используется при прохождении довольно сложного материала, когда тренеру-педагогу необходимо уделять большое внимание ученикам, осваивающим сложный материал и оказывать им помощь, Отдельные группы учеников могут получать задания, соответствующие различным этапам разучивания материала и разной степени трудности. Тренер обязан помочь уяснить только узловые и самые трудные моменты по усвоению того или иного задания.
Групповой метод отвечает таким запросам, обеспечивая дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. Тренер подбирает карточки-задания, наиболее соответствующие силам и способностям каждого отделения и каждого ученика.
Применение группового метода оправдывается в дисциплинированных, хорошо сплоченных группах. Особенно эффективно использование группового метода со старшими ребятами, где тренер уже располагает подготовленным активом учеников-помощников для занятий с отделениями. Учащиеся становятся более организованными и способными в самостоятельной работе.
Групповой метод - учащиеся разбиты на группы, каждая из которых получает отдельные задания. Тренер-преподаватель, не выпуская из-под контроля всех учащихся, работает, по преимуществу, с одной группой или поочередно работает переходя от одной группы к другой.
В групповом методе ученики класса делятся на группы и выполняют задания. Первая группа выполняет броски в кольцо с места одной от груди. Вторая группа делает ведение два шага бросок с центра зала. Третья группа выполняет ведение мяча, остановка прыжком бросок в кольцо.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса.
Поточный метод.
Метод представляет такую организацию учащихся, при которой каждый ученик выполняет задания в своей учебной подгруппе друг за другом, потоком. Применяется на стадии углубленного изучения и совершенств. В этот метод входят следующие упражнения:
- Штрафной бросок
- Ведение мяча, два шага бросок кольцо
Индивидуальный метод.
Применение метода индивидуальных заданий предусматривает самостоятельное выполнение заданий, предложенных учителем или выбранных учащимися. Этот метод, по преимуществу, используется во вводной или основной частях урока, но может иметь место и в заключительной части. В младшем возрасте метод индивидуальных заданий помогает ознакомиться и получить реальную оценку подготовленности учащихся.
Этот метод дает учителю возможность удовлетворить желания учащихся выполнять понравившийся вид задания и, таким образом, чередовать регламентируемый материал с относительно свободным (интересно для ученика).
Вместе с тем, ученики приучаются к сознательному самостоятельному выполнению заданий. Метод индивидуальных заданий делает возможным дифференцирование упражнений по содержанию и характеру нагрузки для отдельных учеников. Не менее важно установить дозировку в занятиях урока ученикам и ученицам.
К методу индивидуальных заданий прибегают при необходимости исправления ошибок или для достижения успехов в индивидуальной подготовке.
Самостоятельное выполнение тренировочного задания по выбору оправдывается в более дифференцированных, подготовленных группах. Применяя метод индивидуальных заданий, тренер-педагог сохраняет за собой при самостоятельной работе учеников общее руководство группой, не ослабляя наблюдения за отдельными учениками.
Упражнения и задания, предложенные тренером (или выбранные учениками) могут выполняться в следующем порядке:
- Одновременно всем составом группы;
- Отдельными учениками;
- группами по особым заданиям тренера.
Использование метода индивидуальных заданий возможно при проведении тренировок в любых условиях.
Метод индивидуальных заданий - каждый получает задание, работает и выполняет его самостоятельно, тренер-педагог руководит выборочно.
Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной.
Комплексная тренировка.
Комплексная тренировка включает в себя элементы вышеперечисленных методов тренировок. При проведении комплексной тренировки требуется включение нескольких разных видов работ, например, подвижная игра (15 минут), круговая тренировка (30 минут), фронтальное занятие (20 минут), групповые занятия (15 минут), подвижная игра (10 минут) - всего полтора часа. Обязательно проводится строго по времени и характеризуется точной дозировкой нагрузки на уроке. По сигналу тренера начинается и оканчивается каждая часть тренировки. Находясь все время в подвешенном состоянии, ученики привыкают к неопределенности, внутренне готовы к переменам и во время соревнований. Перемены их мало пугают, они внутренне к ним предрасположены.
Подводя черту по методике организации учебного процесса с использованием классификации теории физической культуры, отметим:
1) фронтальный метод,
2) групповой метод,
3) метод индивидуальных заданий,
4) круговая тренировка,
5) комплексная (комбинированная) тренировка - таков диапазон предлагаемых методик организации уроков, освещенный в спортивной литературе.
Все вышеизложенное следует учитывать при отработке отдельных элементов, например техника подачи броска.
Организация такой тренировки - одна из важных забот тренера. Для ее эффективности целесообразно воссоздать условия, близкие к игровым: имитировать шум болельщиков через динамики, нагнетая психологическое напряжение игроков, искусственно повышая цену броска. Кроме того, следует постоянно тренировать броски в состоянии физического утомления.
Удобнее всего заниматься отработкой бросков в парах или тройках, а если в зале есть кольца с возвращающим желобом, то индивидуально. Следует расчленить движения на части и научить ученика мысленно предвидеть каждый этап действий при совершении броска (например, каким образом работают кисти, в какой последовательности выполняются действия организмом).
Перед началом тренировок следует подробно объяснить и наглядно показать все элементы движений.
Поставить правильный в техническом отношении бросок необходимо в самой ранней стадии обучения, поскольку исправлять ошибки в технике броска значительно сложнее, чем сразу обучить правильному выполнению его.
Игрокам полезно постоянно просматривать кинопрограммы лучших «снайперов», с целью учиться правильной постановке кисти, положению рук, ног, корпуса.
Для закрепления полученных знаний и доведение техники до автоматизма предлагается проведение индивидуальных и командных занятий. Обрабатывание навыков непосредственно в игре.[22]
Успешность учебного процесса в целом зависит от умения педагога построить каждое занятие, руководствуясь соответствующими принципами обучения и используя адекватные средства, методы обучения и организации занимающихся. Наибольший эффект дает их рациональное сочетание и варьирование с учетом результативности предыдущих этапов и особенностей предстоящей деятельности с конкретным контингентом занимающихся.
Анализ научно-методической литературы позволяет сделать следующиевыводы:
1. Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств.
В связи с подростковым возрастом возникают проблемы обучения игре баскетбол, благодаря этому возникает вопрос использования определенных методов обучения.
2. Все перестройки организма напрямую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности.
3. Успешность учебного процесса в целом зависит от умения педагога построить каждое занятие, руководствуясь соответствующими принципами обучения и используя средства и методы обучения и организации занимающихся.
На основании вышеперечисленных выводов можно сформулировать рабочуюгипотезу:наиболее успешен будет процесс обучения шестиссников игре в баскетбол, если в физкультурные занятия будут включены следующие группы упражнений:
- упражнения для совершенствования техники ловли и передачи мяча;
- упражнения для развития навыков ведения мяча;
- упражнения для развития физических качеств баскетболиста.