Билет № 4. Научные основы методической работы в ДОУ: определение, цели и задачи, функции
Уровни управления ДО:
1 уровень – заведующая ДОУ
2 уровень – ст. воспитатель ДОУ, завхоз, мед. работник
3 уровень – воспитатели, кухонные и прачечные работники, дворники и др.
Методическая работа — это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров по повышению научно-теоретического уровня, методической подготовки и профессионального мастерства (А.Н.Морозова).
Методическая работа - это целостная, системная деятельность педагогов ДОУ, основанная на достижениях науки и передовой практики, направленная на повышение профессионального мастерства каждого педагога, повышение качества и эффективности учебного процесса (К.Ю.Белая).
Цель методической работы - это повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОУ и повышение профессиональной квалификации каждого педагога.
Задачи методической работы:
по отношению к конкретному педагогу:
1. Повышение уровня теоретической и психологической подготовленности педагогов, профессионального мастерства;
2. Развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;
3. Развитие современного стиля педагогического мышления, исполнительского мастерства;
4.Формирование готовности к профессиональному самообразованию.
по отношению к педагогическому коллективу:
1. Сплочение педагогического коллектива;
2. Выработка общих педагогических ценностей, традиций;
3. Анализ воспитательно-образовательного процесса и его результатов;
4. Предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов;
5. Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта;
6. Приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе.
по отношению к общей системе дошкольного образования:
1.Осмысление нормативно-правовых документов;
2. Внедрение достижений науки и передовой практики.
Проблему организации методической работы в ДОУ, изучали следующие ученые:
Л. В. Поздняк, Л. М. Валабуева, К Ю. Белая, А. Н. Морозова, О. В. Никифорова, М. М. Поташник, Е. П. Милашевич и др.
Функции методической работы (К. Ю.Белая):
1. Информационная (сбор, обработка информации по проблемам дошкольного образования, выявление и создание банка данных).
2. Аналитическая (изучение фактического состояния педагогической деятельности, обоснование применения способов, средств, воздействий по достижению целей, объективная оценка полученных результатов и выработка регулирующих механизмов);
3. Планово-прогностическая (выбор целей, разработка программ их достижения);
4. Организационно-координационная (на основе данных проблемно-ориентированного анализа учет конкретной ситуации);
5. Обучающая (повышение профессионального уровня педагогов, развитие общей эрудиции);
6. Контрольно-диагностическая (контроль и диагностика проведенной работы, объективная оценка полученных результатов);
7. Проектировочная (разработка содержания и создание проектов деятельности ДОУ).
Содержание методической работы (основные направления):
1.Повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению образовательно-воспитательной работы;
2. Подготовка научно-методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
3. Обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение достижений науки и практики;
4.Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников;
5.Оказание поддержки в инновационной деятельности педагогам;
6. Координация деятельности ДОУ с семьей, спонсорами, общественностью для реализации задач развития воспитанников и ДОУ.
7. Анализ качества учебно-воспитательной работы.
Билет № 5. Методический кабинет в ДОУ как центр методической работы в ДОУ, модель методического кабинета ДОУ.
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача зам. зав. по ВМР - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.
Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.
Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.