Билет № 4. Научные основы методической работы в ДОУ: определение, цели и задачи, функции

Уровни управления ДО:

1 уровень – заведующая ДОУ

2 уровень – ст. воспитатель ДОУ, завхоз, мед. работник

3 уровень – воспитатели, кухонные и прачечные работники, дворники и др.

Методическая работа — это систематическая, целенаправленная, коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров по повышению научно-теоретического уровня, методической подготовки и профессионального мастерства (А.Н.Морозова).

Методическая работа - это целостная, системная деятельность педагогов ДОУ, основанная на достижениях науки и передовой практики, направленная на повышение профессионального мастерства каждого педагога, повышение качества и эффективности учебного процесса (К.Ю.Белая).

Цель методической работы - это повышение качества и эффективности образовательного процесса в ДОУ и повышение профессиональной квалификации каждого педагога.

Задачи методической работы:

по отношению к конкретному педагогу:

1. Повышение уровня теоретической и психологической подготовленности педагогов, профессионального мастерства;

2. Развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;

3. Развитие современного стиля педагогического мышления, исполнительского мастерства;

4.Формирование готовности к профессиональному самообразованию.

по отношению к педагогическому коллективу:

1. Сплочение педагогического коллектива;

2. Выработка общих педагогических ценностей, традиций;

3. Анализ воспитательно-образовательного процесса и его результатов;

4. Предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов;

5. Выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта;

6. Приобщение коллектива к научно-экспериментальной работе.

по отношению к общей системе дошкольного образования:

1.Осмысление нормативно-правовых документов;

2. Внедрение достижений науки и передовой практики.

Проблему организации методической работы в ДОУ, изучали следующие ученые:

Л. В. Поздняк, Л. М. Валабуева, К Ю. Белая, А. Н. Морозова, О. В. Никифорова, М. М. Поташник, Е. П. Милашевич и др.

Функции методической работы (К. Ю.Белая):

1. Информационная (сбор, обработка информации по проблемам дошкольного образования, выявление и создание банка данных).

2. Аналитическая (изучение фактического состояния педагогической деятельности, обоснование применения способов, средств, воздействий по достижению целей, объективная оценка полученных результатов и выработка регулирующих механизмов);

3. Планово-прогностическая (выбор целей, разработка программ их достижения);

4. Организационно-координационная (на основе данных проблемно-ориентированного анализа учет конкретной ситуации);

5. Обучающая (повышение профессионального уровня педагогов, развитие общей эрудиции);

6. Контрольно-диагностическая (контроль и диагностика проведенной работы, объективная оценка полученных результатов);

7. Проектировочная (разработка содержания и создание проектов деятельности ДОУ).

Содержание методической работы (основные направления):

1.Повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению образовательно-воспитательной работы;

2. Подготовка научно-методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;

3. Обобщение и распространение передового педагогического опыта, внедрение достижений науки и практики;

4.Прогнозирование, планирование и работа по повышению квалификации педагогических работников;

5.Оказание поддержки в инновационной деятельности педагогам;

6. Координация деятельности ДОУ с семьей, спонсорами, общественностью для реализации задач развития воспитанников и ДОУ.

7. Анализ качества учебно-воспитательной работы.

Билет № 5. Методический кабинет в ДОУ как центр методической работы в ДОУ, модель методического кабинета ДОУ.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения, поэтому задача зам. зав. по ВМР - сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нем, как в своем рабочем кабинете.

Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

Реализация информационно-аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

Наши рекомендации