Общая характеристика форм воспитательной работы

Формы воспитания (воспитательной работы) как конкретные формы педагогического процесса осуществляются во внеурочной воспитательной работе классными руководителями и другими педагогами. Чаще всего эти формы проводятся в рамках классных часов (часов классного руководителя) в соответствии со школьным расписанием или общешкольных мероприятий. В теории воспитания форму воспитательной работы характеризуют как выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру общения, отношений педагогов и учащихся. Форма воспитательной работы организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. Одна и та же форма может отражать разное содержание.

Существуют разные подходы к классификации форм воспитательной работы. По классификации Е. В. Титовой, существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры (рис. 57).

Общая характеристика форм воспитательной работы - student2.ru

Рис. 57. Классификация форм воспитательной работы (по Е. В. Титовой)

По количеству участников формы воспитания подразделяются на индивидуальные, групповые, массовые (рис. 58, с. 137).

Общая характеристика форм воспитательной работы - student2.ru

Рис. 58. Классификация форм воспитательной работы по количеству участников

Кроме того, различают (М. И. Рожков, Л. В. Байбородова) следующие формы воспитательной работы:

а) по видам деятельности: учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

б) по способу влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

в) по времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов); продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель); традиционные (регулярно повторяющиеся);

г) по времени подготовки: формы воспитания без включения учащихся в предварительную подготовку и формы, предусматривающие такую подготовку;

д) по субъекту организации: организаторами деятельности детей выступают педагоги или другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициаторами деятельности и ее организаторами выступают сами воспитанники;

е) по результату: формы, результатом которых является обмен информацией; формы, результат которых – выработка общего решения (мнения); формы, результат которых — общественно значимый продукт.

Все классификации взаимосвязаны. В зависимости от подхода одна и та же форма может быть отнесена к разным классификациям.

Форма работы может быть коллективной и творческой, если она создается участниками деятельности в процессе совместного поиска. К формам коллективной творческой деятельности во внеучебное время относят коллективные творческие дела (КТД), чередование традиционных поручений (ЧТП), сюжетно-ролевые игры, коллективное планирование, коллективный анализ и другие.

Многообразие форм и необходимость постоянного их обновления в практике ставят педагогов перед проблемой выбора формы воспитательной работы. В педагогической литературе можно найти описание различных форм проведения классных часов, конкурсов, сценариев, праздников. Вместе с тем использование готового сценария в большинстве случаев не только бесполезное, но и вредное явление. Можно заимствовать идеи, отдельные элементы используемых в практике форм, но для конкретного случая обычно выстраивается вполне определенная форма работы.

Предпочтительным является вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы, педагогов и школьников, а в ряде случаев и родителей. Конструирование новой формы может идти таким образом: выбирается известный тип формы, которая наполняется конкретным содержанием и способами организации деятельности. Другой способ построения формы: за основу берется содержательная идея и после этого осуществляется поиск формы организации, построения, реализации выбранного содержания.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите понятие «метод воспитания». Как оно соотносится с понятием «метод педагогического воздействия»?

2. Какие подходы к классификации методов воспитания вам известны?

3. Что понимают под средствами воспитания?

4. Охарактеризуйте убеждение, внушение, положительный пример как методы (приемы) формирования сознания личности.

5. Раскройте сущность и назначение методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения?

6. Назовите методы воспитания, специально направленные на стимулирование и мотивацию деятельности и отношений учащихся. Дайте их краткую характеристику.

7. Каковы функции методов контроля и самоконтроля в воспитании?

8. Определите понятие «форма воспитания (воспитательной работы)». Осуществите классификацию форм воспитательной работы по разным основаниям.

9. Назовите формы воспитательной работы, которые традиционно проводятся в общеобразовательной школе. Дайте их краткую характеристику.

Рекомендуемая литература

1. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания : учеб. пособие. — М. : Педагогическое общество России, 2002. — С. 310—346.

2. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс : учеб. для студ. пед. вузов : в 2 кн. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1999. — Кн. 2 : Процесс воспитания. — С. 94—136; 146—177.

3. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001. — С. 111—164.

4. Селиванов В. С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / [под ред. В. А. Сластенина]. — М. : Изд. центр «Академия», 2000. — Гл. VI, XI, XII.

5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика / [под ред. В. А. Сластенина]. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — С. 330—347.

6. Харламов И. Ф. Педагогика. — Минск : Універсітэцкае, 2000. — С. 327—348.

Глоссарий

 Метод воспитания — способ упорядоченной совместной деятельности (взаимодействия) педагога и воспитанников, направленный на решение определенных воспитательных задач.

 Метод педагогического воздействия — способ деятельности воспитателя, ориентированный на организацию взаимодействия с воспитанниками, их деятельности.

 Средства воспитания (в узком смысле) — совокупность предметов материальной и духовной культуры, предназначенных для организации и осуществления воспитательного процесса.

 Средства воспитания (в широком смысле) — все, что способствует достижению целей воспитания: различные виды деятельности, коллектив учащихся, содержание образования, формы воспитания и т. п.

 Форма воспитательной работы — выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру общения, отношений педагогов и учащихся.

Тема 19

Формирование мировоззрения, нравственно-эстетической

и гражданской культуры личности

Раньше я слушал слова людей и верил в их дела. Теперь же я слушаю

слова людей и смотрю на их дела.

Конфуций

Требования к компетентности по теме

 знать и уметь раскрывать сущность мировоззрения личности, его внутреннюю структуру, обосновывать педагогические условия и возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся;

 знать и уметь раскрывать сущность и структуру нравственной культуры личности, определять цель, задачи, содержание нравственного воспитания учащихся разного возраста;

 знать и уметь раскрывать сущность и структуру эстетической культуры личности, характеризовать средства формирования эстетической культуры учащихся, определять задачи и содержание эстетического воспитания
с учетом возрастных особенностей школьников;

 знать и уметь раскрывать содержание понятий «гражданская культура», «гражданственность», «политическая культура», «правовая культура» личности; уметь обосновывать критерии (показатели) сформированности гражданских качеств личности;

 знать и уметь охарактеризовать цель, задачи, содержание, педагогические условия, возрастную специфику воспитания гражданской культуры и ее компонентов.

Основные вопросы

1.Сущность мировоззрения. Педагогические условия, возрастные возможности формирования научного мировоззрения учащихся.

2.Нравственная культура личности: сущность, структура, возрастные особенности формирования.

3.Цель, задачи, содержание и средства эстетического воспитания.

4.Гражданская культура личности, ее компоненты. Пути и средства воспитания гражданских качеств учащихся.

Наши рекомендации