Гуманизация процесса воспитания: проблемы и противоречия
Основные идеи гуманизации образования имеют долгую историю. Их родоначальниками некоторые считают представителей современной гуманистической психологии и педагогики (Ш. Бюлер, А, Маслоу, К. Роджерс). Однако данные идеи были сформулированы значительно раньше в трудах выдающихся ученых-просветителей многих стран мира. В центре внимания гуманистической педагогики - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Школа в гуманистической педагогике призвана способствовать изданию условий, в которых достигаются осознание и реализация ребенком своих потребностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибку, на свободный выбор и творческий поиск, который педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От учителя гуманистическая педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживаниями, проявлять искренность и открытость.
Обновление школы, гуманизация образования и воспитания не имеют ничего общего с нравоучениями и моральными сентенциями. Еще К. Д. Ушинский решительно отвергал такую «педагогику» и связывал гуманизацию прежде всего с организацией разумной и привлекательной для учащихся деятельностью, способствующей становлению их добрых чувств и устремлений.
Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в целом складывается из трех основных составляющих:
• правовая база: соблюдение прав и гуманное отношение к ребенку,
• гуманистическое воспитание,
• гуманизация образования.
Рассмотрим подробнее каждую составляющую.
Создание условий для максимального развития каждой личности в обществе людей с разными физическими и психологическими особенностями в качестве общечеловеческой проблемы волновало прогрессивную мысль с античных времен. Путями разрешения этой проблемы виделось, с одной стороны, принятие и соблюдение законов, а с другой - соответствующее воспитание [123].
Современные учебные заведения сегодня делают достаточно много в на-
правлении гуманизации воспитательного процесса. Однако проблема реализации гуманистического принципа в школьной и вузовской практике остается еще до конца нереализованной, и примеров тому достаточно много.
Взрослый, выступая в качестве родителя, воспитателя, учителя, часто пытается занять позицию «правого во всем». Мотивация такого поведения взрослого подкрепляется внутренним убеждением: «раз я взрослый, значит, я знаю, как лучше». Но всегда ли эта позиция педагогически оправдана, всегда ли мы соблюдаем те этические нормы, общаясь с ребенком, которые нас характеризуют как педагога с большой буквы? Соблюдаем ли мы права ребенка, и есть ли они у него? Еще И. Кант писал: «Наш, долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его. Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Проклятие тому, кто ущемляет право других и топчет его ногами!» Л.Н. Толстой отмечал, что наказание не только ожесточает детей, ослабляет связь людей в обществе, но и развращает того, кто наказывает.
Сегодняшняя статистика не в пользу учительства. В 1993 году проведено экспериментальное обследование 5 тысяч учащихся школ Хабаровского края, Свердловской области, Екатеринбурга с точки зрении реализации прав ребенка. Результаты неутешительные:
1. В школах господствует авторитарный стиль общения в системе «администрация - учитель - ученик».
2. В школах широко практикуются различные виды насилия над учащимися.
Виды насилия:
• физическое оскорбление - в наибольшей степени ему подвергаются учащиеся младших классов - 22%, 5-6 кл. - 5%. Это удар указкой, линейкой, книгой и др. предметами,
• словесное оскорбление - в большей степени используется по отношению к учащимся 5-6 кл. - 56%, начальной шк. - 42%; 7-8 кл. - 30%. Взрослый намеренно, сознательно пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство психического дискомфорта при помощи грубых слов и выражений. Характерная особенность - отсутствие свидетелей,
• публичное унижение - оскорбление при свидетелях (класс, друзья, др. учителя, родители). В большой степени подвергаются учащиеся младших классов - 70%, 5-6 кл. - 15%, 10-11 кл. - 0,5%.
• коллективное осуждение с унижением достоинства происходит при пассивном или активном участии свидетелей, организованном учителем или учителями, могут вовлекаться и родители. Начальная школа - 60%, 5-7 кл. -40%.
• шантаж - угроза нежелательного, противоречащего этическим нормам разглашения информации о ребенке или его семье с целью коррекции его поведения. Лидируют по данному показателю учащиеся 7-9 кл. - 70%, 10-11 кл.
- 40%,
• наказание трудом - наиболее завуалированная форма. Начальная школа
- 92%, 5-9 кл. - 82%, 10-11 кл. - 15%.
Таким образом, в большей степени подвергаются различным видам унижения учащиеся начальной школы, в более «выгодном» положении находятся старшеклассники, но и тут не все благополучно.
Социологические исследования (1997 г.), проведенные в разных регионах страны [118], показывают, что во многих школах педагоги только ограничиваются разговорами о гуманизме, признании прав школьников. Так, 46% опрошенных учителей не скрывают, что они пользуются авторитарными методами. Со своей стороны, ученики отмечают следующие недостатки, возникающие в процессе общения со своими наставниками: неудовлетворенность общим моральным климатом в школе высказали 69% респондентов, 77% опрошенных учащихся оскорблены тем, что «большинство учителей кричат на учеников». Доброжелательность у большинства своих наставников отметили всего 20% респондентов, уважительное отношение к ученику как к личности независимо от успеваемости отметили 18%. Почти каждый третий (29%) признается: «Я чувствую, что многие учителя считают меня человеком второго сорта».
Но существует и другая, не менее сложная, проблема. Провозгласив гуманистический принцип, педагог любого учебного заведения поставил себя в ситуацию острых постоянных противоречий ежедневной школьной и вузовской реальности: уважение ученика со стороны учителя ни в коем случае не гарантирует уважения учителя со стороны ученика - более того, даже создает опасность формирования потребительского отношения к педагогам, как бы обслуживающим детей [123].
Данные противоречия разрешить достаточно сложно. Но выход из этой проблемной ситуации можно найти лишь зная нормативно-правовые документы, где человек признается как наивысшая ценность жизни.
ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
1. Чем объяснить, что в учебных заведениях сегодня доминирует авторитарный, антигуманный стиль общения, идет нарушение педагогической этики?
Какая причина, по-вашему, наиболее существенно влияет на этот процесс? Аргументируйте свой ответ.
Причины:
- педагог долгие годы воспитывался на традициях авторитарной педагогики и не подготовлен к работе в новых условиях (учитывая, что и в школе, и в вузе работает старшее поколение: каждый третий учитель и каждый пятый профессор - пенсионер или близок к этому возрасту),
- происходит затухание воспитывающей функции школы. Признание того, что школа должна воспитывать, формировать культуру общения, не находит отражения у большинства педагогов; только 34,1% признали, что школа должна давать опыт социального взаимодействия и общения,
- многие педагоги еще не могут сориентироваться в мире новых ценностей воспитания, не видят новых ориентиров,
- общество в целом имеет низкий уровень этической культуры общения, что нашло отражение во всех социальных институтах, причастных к воспитанию
подрастающего поколения.
2. Согласны ли вы с данным утверждением Д.Г. Левитеса: «Чем талантливей, ярче, убедительней педагог, тем большую угрозу он представляет для воспитанника, ибо, порой сам того не осознавая, всем своим обликом подавляет волю, внутреннюю свободу ученика, не столько раскрывает в нем его самого, сколько навязывает себя как эталон, образец самореализации».
Какова ваша точка зрения на эту проблему?