Гуманизация процесса воспитания: проблемы и противоречия

Основные идеи гуманизации образования имеют долгую историю. Их ро­доначальниками некоторые считают представителей современной гумани­стической психологии и педагогики (Ш. Бюлер, А, Маслоу, К. Роджерс). Од­нако данные идеи были сформулированы значительно раньше в трудах вы­дающихся ученых-просветителей многих стран мира. В центре внимания гу­манистической педагогики - уникальная целостная личность, которая стре­мится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для воспри­ятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в раз­нообразных жизненных ситуациях.

Школа в гуманистической педагогике призвана способствовать изданию условий, в которых достигаются осознание и реализация ребенком своих по­требностей и интересов. При этом учащийся имеет право на ошибку, на сво­бодный выбор и творческий поиск, который педагог стимулирует не оценкой или наказанием, а заинтересованной поддержкой. От учителя гуманистиче­ская педагогика требует принимать ребенка таким, каков он есть, стараться поставить себя на его место, проникнуться его ощущениями и переживания­ми, проявлять искренность и открытость.

Обновление школы, гуманизация образования и воспитания не имеют ничего общего с нравоучениями и моральными сентенциями. Еще К. Д. Ушинский решительно отвергал такую «педагогику» и связывал гуманиза­цию прежде всего с организацией разумной и привлекательной для учащихся деятельностью, способствующей становлению их добрых чувств и устремле­ний.

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в целом склады­вается из трех основных составляющих:

• правовая база: соблюдение прав и гуманное отношение к ребенку,

• гуманистическое воспитание,

• гуманизация образования.

Рассмотрим подробнее каждую составляющую.

Создание условий для максимального развития каждой личности в обще­стве людей с разными физическими и психологическими особенностями в качестве общечеловеческой проблемы волновало прогрессивную мысль с ан­тичных времен. Путями разрешения этой проблемы виделось, с одной сторо­ны, принятие и соблюдение законов, а с другой - соответствующее воспита­ние [123].

Современные учебные заведения сегодня делают достаточно много в на-

правлении гуманизации воспитательного процесса. Однако проблема реали­зации гуманистического принципа в школьной и вузовской практике остает­ся еще до конца нереализованной, и примеров тому достаточно много.

Взрослый, выступая в качестве родителя, воспитателя, учителя, часто пы­тается занять позицию «правого во всем». Мотивация такого поведения взрослого подкрепляется внутренним убеждением: «раз я взрослый, значит, я знаю, как лучше». Но всегда ли эта позиция педагогически оправдана, всегда ли мы соблюдаем те этические нормы, общаясь с ребенком, которые нас ха­рактеризуют как педагога с большой буквы? Соблюдаем ли мы права ребен­ка, и есть ли они у него? Еще И. Кант писал: «Наш, долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других и как святыню ценить его. Во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей. Проклятие тому, кто ущемля­ет право других и топчет его ногами!» Л.Н. Толстой отмечал, что наказание не только ожесточает детей, ослабляет связь людей в обществе, но и развра­щает того, кто наказывает.

Сегодняшняя статистика не в пользу учительства. В 1993 году проведено экспериментальное обследование 5 тысяч учащихся школ Хабаровского края, Свердловской области, Екатеринбурга с точки зрении реализации прав ре­бенка. Результаты неутешительные:

1. В школах господствует авторитарный стиль общения в системе «адми­нистрация - учитель - ученик».

2. В школах широко практикуются различные виды насилия над учащи­мися.

Виды насилия:

• физическое оскорбление - в наибольшей степени ему подвергаются учащиеся младших классов - 22%, 5-6 кл. - 5%. Это удар указкой, линейкой, книгой и др. предметами,

• словесное оскорбление - в большей степени используется по отношению к учащимся 5-6 кл. - 56%, начальной шк. - 42%; 7-8 кл. - 30%. Взрослый на­меренно, сознательно пытается обидеть ученика, вызвать у него чувство пси­хического дискомфорта при помощи грубых слов и выражений. Характерная особенность - отсутствие свидетелей,

• публичное унижение - оскорбление при свидетелях (класс, друзья, др. учителя, родители). В большой степени подвергаются учащиеся младших классов - 70%, 5-6 кл. - 15%, 10-11 кл. - 0,5%.

• коллективное осуждение с унижением достоинства происходит при пассивном или активном участии свидетелей, организованном учителем или учителями, могут вовлекаться и родители. Начальная школа - 60%, 5-7 кл. -40%.

• шантаж - угроза нежелательного, противоречащего этическим нормам разглашения информации о ребенке или его семье с целью коррекции его по­ведения. Лидируют по данному показателю учащиеся 7-9 кл. - 70%, 10-11 кл.

- 40%,

• наказание трудом - наиболее завуалированная форма. Начальная школа

- 92%, 5-9 кл. - 82%, 10-11 кл. - 15%.

Таким образом, в большей степени подвергаются различным видам уни­жения учащиеся начальной школы, в более «выгодном» положении находят­ся старшеклассники, но и тут не все благополучно.

Социологические исследования (1997 г.), проведенные в разных регионах страны [118], показывают, что во многих школах педагоги только ограничи­ваются разговорами о гуманизме, признании прав школьников. Так, 46% оп­рошенных учителей не скрывают, что они пользуются авторитарными мето­дами. Со своей стороны, ученики отмечают следующие недостатки, возни­кающие в процессе общения со своими наставниками: неудовлетворенность общим моральным климатом в школе высказали 69% респондентов, 77% оп­рошенных учащихся оскорблены тем, что «большинство учителей кричат на учеников». Доброжелательность у большинства своих наставников отметили всего 20% респондентов, уважительное отношение к ученику как к личности независимо от успеваемости отметили 18%. Почти каждый третий (29%) признается: «Я чувствую, что многие учителя считают меня человеком вто­рого сорта».

Но существует и другая, не менее сложная, проблема. Провозгласив гу­манистический принцип, педагог любого учебного заведения поставил себя в ситуацию острых постоянных противоречий ежедневной школьной и вузов­ской реальности: уважение ученика со стороны учителя ни в коем случае не гарантирует уважения учителя со стороны ученика - более того, даже созда­ет опасность формирования потребительского отношения к педагогам, как бы обслуживающим детей [123].

Данные противоречия разрешить достаточно сложно. Но выход из этой проблемной ситуации можно найти лишь зная нормативно-правовые доку­менты, где человек признается как наивысшая ценность жизни.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Чем объяснить, что в учебных заведениях сегодня доминирует автори­тарный, антигуманный стиль общения, идет нарушение педагогической эти­ки?

Какая причина, по-вашему, наиболее существенно влияет на этот про­цесс? Аргументируйте свой ответ.

Причины:

- педагог долгие годы воспитывался на традициях авторитарной педагогики и не подготовлен к работе в новых условиях (учитывая, что и в школе, и в вузе работает старшее поколение: каждый третий учитель и каждый пятый про­фессор - пенсионер или близок к этому возрасту),

- происходит затухание воспитывающей функции школы. Признание того, что школа должна воспитывать, формировать культуру общения, не находит отражения у большинства педагогов; только 34,1% признали, что школа должна давать опыт социального взаимодействия и общения,

- многие педагоги еще не могут сориентироваться в мире новых ценностей воспитания, не видят новых ориентиров,

- общество в целом имеет низкий уровень этической культуры общения, что нашло отражение во всех социальных институтах, причастных к воспитанию

подрастающего поколения.

2. Согласны ли вы с данным утверждением Д.Г. Левитеса: «Чем талант­ливей, ярче, убедительней педагог, тем большую угрозу он представляет для воспитанника, ибо, порой сам того не осознавая, всем своим обликом подав­ляет волю, внутреннюю свободу ученика, не столько раскрывает в нем его самого, сколько навязывает себя как эталон, образец самореализации».

Какова ваша точка зрения на эту проблему?

Наши рекомендации