Педагогическая практика в дошкольных учреждениях

Цель и задачи практики

Цель:

познакомиться с организацией логопедического процесса в дошкольном учреждении, отработать профессионально-педагогические умения в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи.

Задачи:

  1. Ознакомиться с работой учителя-логопеда в дошкольном учреждении.
  2. Формировать умения планировать и проводить логопедическую работу с детьми дошкольного возраста.
  3. Установить связи между полученными теоретическими знаниями о специфике работы логопеда с детьми дошкольного возраста и практикой.
  4. Развивать профессионально-значимые качества и способности.
  5. Совершенствовать навыки ведения отчётной документации.

Организация и содержание практики

Продолжительность практики и курс зависят от «учебного плана».

Учебно-воспитательная и коррекционная деятельность студентов курируется факультетским руководителем, групповым руководителем, учителем-логопедом, администрацией дошкольного учреждения в котором студент проходит практику.

Студенты заочного отделения проходят практику без отрыва от производства, допускается прохождение практики в удобное для студента время, но с учётом сроков, установленных «учебным планом».

Студентам разрешается проходить практику, как в специализированных дошкольных учреждениях, так и в специализированных группах при общеобразовательных дошкольных учреждениях, а также на логопунктах ДОУ.

Независимо от сроков прохождения данного вида практики, каждый студент обязан выполнить следующие виды работы:

  1. Изучить документы, регламентирующие работу учителя-логопеда в дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением речи, логопедических группах, логопунктах ДОУ.
  2. Изучить контингент детей дошкольного учреждения, группы, логопункта.
  3. Изучить методическое и материально-техническое оснащение логопедического кабинета.
  4. Освоить основные виды деятельности учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста (обследование речи детей, комплектование групп, планирование, подготовка и проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных видов занятий, взаимосвязь с другими участниками коррекционно-педагогического процесса, ведение документации, формы отчётности и др.)
  5. Пронаблюдать, зафиксировать в дневнике, обследование учителем-логопедом одного ребёнка с нарушением речевого развития.
  6. Пронаблюдать (с обязательной фиксацией в дневнике) 15 занятий учителя-логопеда (6 – индивидуальных, 6 – подгрупповых, 3 - фронтальных) с последующим их анализом.
  7. Провести логопедическое обследование одного ребёнка, имеющего речевые нарушения, зафиксировать полученные результаты в речевой карте, поставить адекватный логопедический диагноз.
  8. По итогам обследования составить перспективный план коррекционных мероприятий для самостоятельной индивидуальной работы студента с этим ребёнком во время прохождения практики.
  9. Написать психолого-педагогическую характеристику на обследованного ребёнка с учётом возраста и имеющихся нарушений.
  10. Подготовиться и провести ежедневные пробные и 3 открытых логопедических занятия в соответствии с договорённостью с администрацией дошкольного учреждения и учителем-логопедом, курирующим студента. Для проведения занятия студенту необходимо иметь конспект, соответствующий программе (плану) коррекционной работы, теме занятия, с правильно подобранным лексическим материалом. Конспект составляется в соответствии со структурой занятия, студентом ставятся коррекционно-обучающие, коррекционно-развивающие и коррекционно-воспитывающие цели, определяется регламент (длительность по времени) каждого этапа занятия, подбирается, изготавливается наглядный материал (схемы занятий см. в Приложении). Всего отчётными считаются – 3 открытых занятия (1 – индивидуальное, 1 – подгрупповое, 1 – фронтальное). Конспекты этих занятий с анализом, который делает сам студент, оценкой администрации, учителя-логопеда, подписями присутствующих, прилагаются к документации. Один из конспектов сдаётся с наглядностью.
  11. Подготовиться, спланировать и провести, полный день работы учителя-логопеда в дошкольном учреждении (группе) для детей с нарушениями речи.
  12. Подготовить конспект и провести воспитательное мероприятие с детьми дошкольного возраста, в котором обязательно учесть коррекционную направленность всей работы с детьми с речевыми нарушениями (мероприятие организуется в игровой форме).
  13. Подготовить, провести и оформить консультацию для воспитателей, родителей (на выбор) по проблемам работы, воспитания, коррекции, развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
  14. Изготовить методические (наглядные) материалы для логопедического кабинета.

На протяжении всей практики студентами ведётся вся необходимая документация, которая оформляется в соответствии с требованиями и сдаётся в течение недели после завершения практики (очное отделение), в течение первой недели сессии (заочное отделение)

Планирование практики

Первая неделя практики:

  • Ознакомление с задачами и содержанием коррекционно-развивающей работы учреждения.
  • Составление плана практики, графика открытых занятий
  • Анализ документов, регламентирующих работу учителя-логопеда в дошкольном учреждении (группе) для детей с нарушениями речи, логопункте.
  • Анализ оформления и оборудования логопедического кабинета.
  • Анализ документации учителя-логопеда (речевые карты, планы (годовой, занятий, индивидуальной коррекционно-развивающей работы, взаимодействия с другими специалистами, работы с родителями), годовых отчётов и т.д.)
  • Знакомство с детьми, зачисленными в логопедическую группу, на логопункт. Изучение личных дел, речевых карт, медицинской документации.
  • Наблюдение логопедического обследования, логопедических занятий.
  • Самостоятельное обследование речи у выбранного ребёнка, заполнение речевой карты, составление перспективного плана.
  • Подготовка, составление конспектов открытых занятий.
  • Проведение ежедневных пробных индивидуальных занятий по 15-20 минут под руководством учителя-логопеда.
  • Наблюдение за ребёнком для составления характеристики.

Все вышеперечисленные виды работ фиксируются в дневнике, который заводится с первого дня практики (см. Приложение).

Вторая неделя практики:

  • Наблюдение логопедических занятий.
  • Активная подготовка конспектов занятий.
  • Ежедневное проведение пробных индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий под контролем учителя-логопеда.
  • Наблюдение и участие в консультациях, проводимых учителем-логопедом (с родителями, педагогами).
  • Самостоятельное проведение консультаций.
  • Проведение открытых занятий.
  • Наблюдение за ребёнком для составления характеристики.
  • Подготовка к проведению воспитательного мероприятия.
  • Подготовка, планирование полного дня учителя-логопеда.
  • Участие в педагогических советах, подготовка материалов к ним (статистические данные по речевым нарушениям, прогнозы речевого развития детей, результативность логопедической работы, рекомендации и т.д).
  • Подготовка, оформление, проведение консультации для педагогов, родителей.
  • Изготовление методических (наглядных) материалов для логопедического кабинета.

Третья неделя практики:

  • Ежедневное проведение пробных индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий.
  • Наблюдение за ребёнком для составления характеристики.
  • Проведение полного дня учителя-логопеда.
  • Проведение воспитательного мероприятия.
  • Изготовление методических (наглядных) материалов для логопедического кабинета.
  • Подведение итогов работы.
  • Оформление отчётной документации.

Аналогично другим видам практики, данный вид практики начинается с установочной конференции, во время которой решаются все организационные вопросы, даются пояснения по выполнению заданий.

Заканчивается практика «Заключительной конференцией», на которой подводятся итоги, выставляются оценки.

Отчётная документация по практике

В установленные сроки студент должен сдать все отчётные документы в папке с описью.

  1. Дневник практики.
  2. Тетрадь с занятиями, которые наблюдал студент.
  3. Речевая карта на одного ребёнка с логопедическим заключением, подписью учителя-логопеда, с прилагаемым наглядным материалом по различным разделам и видам обследования.
  4. Перспективный план работы на ребёнка, с которым проводилось логопедическое обследование с подписью учителя-логопеда.
  5. Психолого-педагогическая характеристика на обследованного ребёнка.
  6. Конспекты (3) открытых занятий, с анализом каждого из проведённых занятий (анализирует студент), с оценкой, подписью учителя-логопеда (оценка и подпись ставятся под каждым из конспектов).
  7. Наглядность к одному из проведённых открытых занятий.
  8. Подробный план полного дня учителя-логопеда с подписью учителя-логопеда.
  9. Отзыв с печатью ДОУ, подписями заведующей и учителя-логопеда.
  10. Отчёт по практике.
  11. Конспект воспитательного мероприятия с анализом (анализирует

студент) с подписью учителя-логопеда.

  1. Разработка консультации для родителей или педагогов ДОУ с подписью учителя-логопеда.

Требования к содержанию и оформлению документов по практике

Дневник практики

Оформляется в тетради в клетку (48 листов). Студент фиксирует в нём все этапы работы в период практики, даёт анализ произведённой деятельности.

Схема ведения дневника представлена в Приложении.

Тетрадь с занятиями, которые наблюдал студент.

Оформляются в тетради в клетку в соответствии со схемой записи «фотографии» занятий, в которой подробно описывается работа логопеда, а так же действия и ответы детей. Каждое занятие анализируется студентом по схеме анализа занятия.

Речевая карта

Оформляется на одного ребёнка, которого выбирает студент по рекомендации учителя-логопеда. Заполняется на специальных бланках, должна соответствовать всем требованиям логопедического обследования. В конце карты оформляется логопедическое заключение. К речевой карте студент прилагает наглядный материал по различным разделам и видам обследования по его усмотрению. Схема составления речевой карты представлена в Приложении. Речевая карта обязательно подписывается учителем-логопедом.

Перспективный план работы

Выполняется на листах формата А-4, в печатном варианте. Примерная схема перспективного плана имеется в Приложении. Перспективный план подтверждает подписью учителя-логопеда.

Психолого-педагогическая характеристика на обследованного ребёнка

Выполняется на листах формата А-4, желательно в печатном варианте.

Конспекты открытых занятий

Необходимо представить 3 конспекта (1 конспект индивидуального занятия, 1 конспект подгруппового занятия, 1 конспект фронтального занятия). Занятия должны быть разнотипными, например: индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков), подгрупповые – формирование лексико-грамматических категорий, фронтальные – развитие связной монологической речи и другие варианты, которые могут быть предложены учителем-логопедом, курирующим студента.

Каждый конспект оформляется в отдельной тетради. В конце каждого конспекта должен быть анализ проведения занятия, выполненный студентом, оценка, подпись учителя-логопеда. Схема оформления конспектов занятий представлена в Приложении .

Наглядность к одному из проведённых открытых занятий

Выполняется в любом (объёмном, плоскостном) варианте, должна соответствовать программному содержанию занятия и требованиям, предъявляемым к наглядности при работе с детьми с нарушениями речевого развития. Объемный материал сдаётся как приложение к папке с документами в коробке с подписью.

Подробный план полного дня учителя-логопеда

Выполняется на листах формата А-4, в печатном варианте. В плане указывается число, день недели, обозначаются виды работы в соответствии с длительностью по времени, ставятся цели и задачи каждого вида деятельности, записываются имена и фамилии детей, с которыми будет проводиться работа, в виде короткой записи даётся ход выполняемой деятельности. В дальнейшем ставится отметка о выполнении всех запланированных видов работы, пишется анализ проведённого дня. План утверждается администрацией и учителем-логопедом, что подтверждается подписями. Схема оформления плана представлена в Приложении.

Отзыв

Составляется по схеме (см. Приложение). В отзыве учителем-логопедом выставляется оценка за практику, даётся характеристика студента, его отношения к детям, к практике, степень самостоятельности и ответственности при подготовке и проведении разнообразной логопедической работы и т.д., в заключении ставится печать и подпись учителя-логопеда, администрации.

Отчёт по практике

Выполняется в печатном варианте с титульным листом.

При выполнении отчёта можно ориентироваться на следующую схему:

- какие цели и задачи стояли перед вами при выполнении

данной практики;

- как вами изучалась логопедическая работа в

дошкольном учреждении (группе) для детей с

нарушениями речи;

- как анализировался контингент детей;

- количество занятий, которые вы посетили;

по каким разделам; какие методы и приёмы были

применены учителем-логопедом при проведении этих занятий;

- какие трудности возникали при составлении конспектов;

- какие трудности возникали при анализе посещённых занятий;

- количество проведённых занятий. Какие наглядные

пособия были использованы; какие пособия были изготовлены;

- какие трудности встречались при подготовке и

проведении разных видов занятий;

- как достигались коррекционно-развивающие цели

занятия; какие приёмы индивидуального и

дифференцированного подхода к детям были

использованы на занятиях; их результативность.

- какая воспитательная работа была проведена с

коллективом группы;

- какая литература изучена в процессе практики;

- какие умения и навыки приобретены в процессе практики;

- общие выводы о практике. Ее значение в овладении

профессией учителя-логопеда дошкольного учреждения

(группы) для детей с нарушениями речи;

- предложения по совершенствованию содержания и

организации практики.

Отчёт подписывается студентом-практикантом.

Конспект воспитательного мероприятия

Выполняется в печатном варианте на листах формата А-4, с титульным листом по схеме. В конце конспекта приводится анализ (делается студентом). Учителем-логопедом ставиться оценка, подпись.

Разработка консультация для родителей или педагогов ДОУ

Выполняется в печатном варианте на листах формата А-4 с титульным листом, либо в виде папки, книги-раскладушки, стенгазеты и т.д. Тема выбирается студентом или рекомендуется учителем-логопедом. Консультация оформляется фотографиями, рисунками, работами детей и т.д. Консультация должна быть предложена родителям или педагогам в устной форме с обязательной демонстрацией прилагаемой наглядности. На титульном листе учитель-логопед ставит дату проведения консультации, подпись.

Критерии оценки практики

При выставлении оценки за практику учитываются следующие критерии:

Наши рекомендации