Логоритмика в системе комплексной коррекционной работы при различных нарушениях речи
В последние годы резко возросло число дошкольников с проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы.
У большинства дошкольников , отмечаются проблемы психомоторного развития. Двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации движений. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной инструкции, особенно серии двигательных актов, а также, в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушается последовательность элементов действий, опускаются его составные части. Наблюдается недостаточная сформированная мелкая моторика пальцев рук, нарушения артикуляционной моторики в виде легких парезов, тремора, насильственных движений отдельных мышц языка, обусловливающие проявление дизартрических нарушений.
Наиболее эффективным средством развития моторной и психической сфер детей с недоразвитие всех компонентов речевой системы является логопедическая ритмика.
Вопросам соотношения мышления, языка и речи посвящены монографии Л.С. Выготского, А.Г. Спиркина. Важным направлением развития речи детей является проведение с ними логоритмической работы. О значении логопедической ритмики для коррекции речи детей писали В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Д.С. Озерцовский, Ю.А.Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое влияние ритма на различные отклонения в психофизической сфере человека, а также то, что логопедическая ритмика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.
Коррекционные логоритмические упражнения должны развивать функциональные системы ребенка - дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, слуховое восприятие, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала и т.д., т.е. развивать речевую функциональную систему через неречевые психические процессы.
Логопедическая ритмика является своеобразной формой активной терапии, средством воздействия в комплексе методик и учебной дисциплиной.
Первое понимание логопедической ритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.
Второе понимание логопедической ритмики обусловливает включение ее в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения людей с различными аномалиями развития и нарушения речи.
Логопедическая ритмика (логоритмика) может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик и как учебная дисциплина .
Цель логоритмики – преодоление у детей речевые нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Основными задачами логоритмического воздействия являются:
− развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
− формирование правильного дыхания;
− развитие способности ориентироваться в пространстве;
− выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
− развитие фонематического слуха, просодических компонентов;
− формирование навыка релаксации;
− развитие и коррекция музыкально-ритмических движений.
Логоритмические занятия полезны для всех категорий детей особенно с заикающими детьми.
Логоритмические занятия могут включать три части: вводная, основная, заключительная.Так, в вводную часть включаем легкие задания, в большинстве случаев в виде движения в разных направлениях, например «Марш-полька-хоровод», «Самолеты-бабочки», «Осенние листья». Упражнения должны научить детей ходить по кругу, в одиночку и парами, умению соблюдать расстояние между идущими, а также строиться в шеренги, линейки, колонны и т. п. Эти задания приучают ориентироваться в пространстве и коллективе, без этого трудно научить дошкольников сохранять правильные дистанции в кругу, не сужать круг, не сходить вообще с линии круга, верно определять центр помещения, намечать диагональное направление из угла в противоположный угол. Данные задания можно предлагать детям как с речевым, так и без речевого сопровождения.
На первых занятиях детей учим спокойно глубоко вдыхать, плавно протяжно выдыхать воздух без произнесения звуков, затем экономно производить выдох при произнесении слов. Дыхательные упражнения выполняются в игровой форме. Такие игры, как «Лети, снежинка», «Ветер», «Погрей ладошки», учат ребенка производить быстрый вдох и плавно, равномерно выдыхать воздух с различной силой. Для выработки ровного, удлиненного выдоха проводим следующие игры «Кто дольше споет песенку», «Танцующие шарики» и др.
Основная часть направлена на формирование дикции, выработку речевого голоса, воспитание интонационной выразительности (эмоциональности речи). Данную часть занятия рекомендуется начинать с артикуляционных упражнений, так как они активизируют внимание, организуют, включают детей в работу.
Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Проведение артикуляционных упражнений подобным образом принципиально отличается от общепринятых, что достигается соединением движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки (биоэнергопластика). Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.
Упражнения, способствующие выразительности мимики, жеста и движения, снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, содействуют совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий, но не все дети могут произвольно использовать мимику и жест, поэтому развитие мимики начинаем с элементарных заданий, например «Узнай эмоцию», «Покажи эмоцию». Затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, ребята оказываются в состоянии показать различные эмоции посредством мимики и жеста, движения.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев стимулируют развитие речи, необходимо систематически использовать пальчиковые игры на логоритмических занятиях. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираем в соответствии с общей темой занятия.
В процессе музыкально-ритмической деятельности обращаем особое внимание на развитие умения передавать различные средства музыкальной выразительности (темп, ритм, динамику, форму, характер) в движениях, а также умения отражать в движениях жанры музыки, например «марш, песня, танец».
В заключительной частипроводим музыкально-подвижные игры, игры с пением и словом. Именно через игру с пением и словом легче помочь ребенку понять содержание музыки, освоить её непростой язык.
На занятии логоритмикой раздел «слушание музыки» можно заменить релаксацией, то есть восприятие музыки как музыкотерапию.
После восприятии музыки обязательно проводим беседу с детьми, в которой выясняется, что «видел» ребенок, воображал, переживал, чувствовал, предлагается описать воображаемую картинку, например нарисовать её красками или карандашами.
Огромное влияние на психоэмоциональное состояние оказывает музыка, сопровождаемая шумом прибоя, криком чаек, пением птиц и т.д., а спокойный мягкий голос педагога помогает ребенку настроиться на нужную волну. Это своеобразные мини-релаксации. Они проводятся после двигательной активности или в конце занятия для снятия напряжения.
Таким образом, на логоритмических занятиях вырабатывается быстрая двигательная реакция, умение переключаться с одного задания на другое. В результате проведения данных занятий прослеживается положительная динамика в формировании у детей чувства ритма, внимания, координации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует не только снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья, но и способствует устранению речевых нарушений, формированию устно-речевой базы для овладения элементами письма и чтения в дошкольном периоде. Своевременное и личностно-ориентированное воздействие позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития. Это является необходимым условием полноценной интеграции дошкольников с нарушением речи в среду нормально развивающихся сверстников.