Знания, умения, навыки тренера
Перечислить специальные знания, умения и навыки тренера просто невозможно — так их много. Представление об этом можно составить, если идти путем перечисления наиболее весомых и явных функций тренера. Функции тренера — это основные проявления его профессиональных обязанностей. Перечислим их:
Учебно-тренировочная функция предполагает умение преподавать гимнастические упражнения. В основе лежат знания о технике упражнений, о методах обучения, вспомогательных приемах. Сюда же относятся многочисленные способы организации занятий различного типа, умение лично провести разминку, продемонстрировать или имитировать основные и подводящие упражнения, применить средства ОФП и СФП, оказать помощь и страховку, определить нагрузку в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся. Данная функция подкрепляется системой знаний смежных научных дисциплин: анатомией и биомеханикой (техника упражнений), физиологией, педагогикой, психологией (обучение упражнениям).
Воспитательная функция осуществляется в процессе общения тренера с учениками и проявляется в различных формах контакта: беседе, диалоге, внушении, мерах поощрения и порицания. Воспитание в итоге ставит целью развитие способностей учеников, развитие волевых и нравственных качеств, в целом совершенствование индивидуальных черт личности. Особенностью воспитательной работы в гимнастике является то, что наряду с традиционными для «педагогики общения» ментальными методами тренер применяет метод решения практических задач. Преодолевая в учебно-тренировочной работе трудности, предлагаемые тренером, гимнаст воспитывает в себе ценные качества личности: трудолюбие, настойчивость, целеустремленность, сознательную дисциплину, активность. Знание соответствующих разделов педагогики, психологии в данном случае является хорошим подспорьем.
Функция планирования сводится к стратегии и тактике подготовки, к знанию о процессе в целом. На этой основе определяются более частные задачи, программа работы распределяется во времени, подбираются основные средства и методы по периодам и этапам. В современных формах планирование может осуществляться с использованием технических средств, компьютеров. Специальные навыки взаимодействия с компьютером становятся все более актуальными. Тренер в связи с этим должен быть знаком с навыками научной организации труда, оргтехникой.
Функция контроля, учета и коррекции подготовки является одной из повседневных и обширных видов деятельности тренера. Предполагается, что тренер должен владеть всем диапазоном методов: от визуальных методов оценки качества выполнения заданий (попыток, подходов), до методов контроля уровня тренированности, уровня готовности гимнастов к соревнованиям.
Контролируется успеваемость гимнастов в освоении отдельных элементов программы, комбинаций в целом, контролируются и учитываются тренировочные нагрузки, а также результаты вспомогательных и основных соревнований. Тренер должен владеть методами диагностики состояний гимнастов: определять уровень их функциональной готовности, психической напряженности, видеть признаки утомления, особенно переутомления, ведущего к перетренировке, травмам.
Подспорьем тренеру в этом случае могут быть знания в области спортивной медицины, гигиены, физиологии, метрологии.
Функция подготовки и участия в соревнованиях раскрывается не в навыках судьи, что также немаловажно для тренера, который всегда должен быть готовым выступить в этой роли, но, прежде всего, в специальных умениях организовать предсоревновательную подготовку своих учеников или порученной ему команды, смоделировать тренировочную работу в соответствии с особенностями предстоящих соревнований и, наконец, выступить в роли выводящего тренера или его ассистента непосредственно на соревнованиях.
Функция отбора для занятий спортивной гимнастикой также лежит на тренерах. Выявление способных и одаренных детей, организация отбора, методы и специальные упражнения, диагностика перспективности учеников на начальном этапе подготовки — вот неполный перечень проблем, где от тренера требуются специальные знания, умения и навыки. Помимо знания гимнастики в этой сфере деятельности потребуются знания возрастной физиологии и психологии, антропологии и морфологии, спортивной метрологии.
Функция материально-технического обеспечения тренировочного процесса во многом лежит также на плечах тренера. В лучшем случае он «заказчик», который определяет администрации, какие снаряды, тренажеры, маты нужно приобрести, какая нужна магнезия, что необходимо иметь каждому гимнасту помимо тренировочной формы и костюма для соревнований. Требуются знания стандартов оборудования, фирм-производителей, стоимости .
Обеспечение безопасности занятий является также одной из основных функций тренера по гимнастике. Ситуации риска и опасности получения травмы присущи виду спорта. Помимо владения педагогическими методами профилактики травм и перегрузки (приемы страховки, оказания помощи, регулирования состояний), тренеру необходимо уметь грамотно организовать пространство в зале: соблюсти нормы расстановки снарядов, укладки матов и т.п. Необходимы при этом знания из области гигиены о нормах освещенности, температуре воздуха и т.д.
Деловые и личностные контакты тренера. В своей работе тренер вступает во взаимоотношения, относящиеся к его профессиональной сфере деятельности. Конечно, на первом месте надо рассматривать его контакты со спортсменом. Схематично уровень этих взаимоотношений можно выразить в трех вариантах: 1) тренер _спортсмен;2) тренер — спортсмен; 3) тренер —спортсмен (по Михееву). Первый вариант характерен более высокой подготовленностью тренера, полностью руководящей его ролью, что типично для этапов начальной подготовки. С ростом мастерства спортсмена уровни владения специальными знаниями, умениями, навыками постепенно у тренера и гимнаста уравниваются. Постепенно функции ведущего и ведомого перестраиваются на более высокий уровень. Спортсмен уже не нуждается в мелкой опеке, многое умеет в части самообучения, самотренировки, самообеспечения. Все это и есть накопление опыта. Нежелателен третий вариант, когда спортсмен поднимается в знании своего дела выше тренера. Это случается тогда, когда тренер не стремится к новым знаниям, живет старой славой и устаревшими представлениями о системе подготовки. Такая ситуация чревата конфликтами, спортсмен может расстаться с тренером, не поспевающим за своим учеником.
Контакты с коллегами важны не только для обмена опытом. Необходимость совместной работы в одном зале, в одном коллективе требует от каждого тренера терпимости, доброжелательности, коммуникабельности.
Взаимоотношения тренеров чутко улавливаются гимнастами.
Общий позитивный психологический климат в команде, спортшколе в основном зависит от тренерской солидарности, их общительности, интеллигентности, взаимовыручки.
Взаимоотношения с администрацией, руководством неизбежны. Тренер в определенной мере зависим, чаще всего материально, от федерации, директора, менеджера. В системе нормальных взаимоотношений на первом плане должны быть вопросы улучшения условий труда тренера, тренировки спортсменов, но не личные предпочтения и интересы.
Тем не менее в системе руководитель — подчиненный действуют законы и механизмы, о которых так полно сказал Дейл Карнеги. Все его советы полностью переносимы и в сферу спорта.
Контакты с врачом строятся на профессиональном уровне. Врач — первый помощник и советчик тренера. В то же время врач легче распознает причину недомогания гимнаста, если в диагностике и анамнезе учтет мнение тренера о личности и особенностях подготовки спортсмена. Лучший вариант, когда врач постоянно находится с командой. Его функции многообразны. Тренеру необходимо на своем уровне достаточно глубоко разбираться в вопросах медицины, особенно в гигиенических основах спортивной деятельности. В этом случае общий язык с врачом найти не составит труда.
Взаимоотношения с семьей спортсмена в гимнастике отличаются достаточно регулярными и прочными контактами, если учесть, что начинают ею заниматься с 5—6 лет. Часто родители приводят и уводят детей с занятий, присутствуют на тренировке. В этом случае контакты облегчаются.
Сфера интересов родителей велика. У тренера просят советов по организации режима дня, питанию и т.п.
Тренер обсуждает с родителями вопросы взаимоотношений семьи и ребенка, лучше познает черты его характера. Одним словом, общение с семьей является взаимно полезным.
Контакт с учителями и преподавателями учебных заведений, в которых учится гимнаст, в конечном итоге сводится к заботе тренера о судьбе ученика. Чрезмерное увлечение гимнастикой может привести к неуспеваемости в школе, постоянным конфликтам по поводу учебы и т.д. Все это скажется отрицательно и на занятиях гимнастикой. Профилактическая работа тренера заключается в основном в своевременной информированности об успехах гимнастов в школе, принятии мер по упорядочению режима дня, помощи учителям в воспитательной работе. Желательно показать успехи гимнаста по месту учебы, организовать показательные выступления.
Взаимоотношения с представителями средств массовой информации также важны в тренерской работе, так как освещение вопросов гимнастики в прессе, на телевидении, радио должно быть профессионально точным, направленным в конечном итоге на пропаганду вида спорта, рекламу достижений гимнастов и тренеров. Не следует уклоняться от интервью, подготовки материалов.