Взаимодействие взрослых с детьми В РАЗНЫХ МОДЕЛЯХ ВОСПИТАНИЯ
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим
условием развития ребенка. В практике восиитания мож-
но выделить два типа взаимодействия взрослого с ребенком,
характерных для авторитарной и личностно-ориентиро-
ванной педагогики.
В рамках авторитарной педагогики маленький ребенок
рассматривается как объект ухода и педагогических воздей-
ствий, направленных на формирование знаний, умений и на-
выков. При этом он выступает в качестве воспитанника,
функционирующего по определенным правилам и соответст-
вующего конкретным нормам. Формирование базовых для
этого возраста личностных качеств, таких, как положитель-
ное самоощущение, доверие к другим, инициативность не
выделяются в качестве педагогической цели. Педагогика
раннего детства, построенная на принципах авторитарной
модели воспитания, не оперирует такими категориями, как
личность, творчество, свобода выбора. Основной целью в
этом случае является воспитание послушного, исполнитель-
ного ребенка, подчиняющегося авторитету взрослого. Зада-
чей педагога выступает реализация программы, удовлетворе-
ние требований руководства и контролирующих инстанций.
Методические указания превращаются в этих условиях в за-
кон, не допускающий каких-либо исключений. Данную мо-
дель можно назвать моделью, центрированной на взрослом.
Для авторитарной педагогики характерны следующие
способы воздействия взрослого на ребенка:
• воздействие авторитетом;
• наставления, нотации;
• указания;
• контроль;
• наказание, окрик.
При данном стиле взаимодействия обращение взрослых к
детям носит преимущественно директивный характер, часто
направлено на ограничение их активности, инициативности,
самостоятельности, любознательности. Педагоги, как прави-
ло, адресуются не к отдельному ребенку, а к группе в целом.
Для такою стиля взаимодействия не характерно стремление
следовать за интересами и желаниями детей, учитывать их
настроение, вкусы и предпочтения, устанавливать довери-
тельные отношения, оказывать каждому малышу эмоцио-
нальную поддержку. Особое значение в рамках данной моде-
ли имеет формирование у детей навыков «правильною пове-
дения» (не кричать, не шуметь, не мешать взрослым, не
ломать игрушки, не пачкать одежду и т.п.). Центром педаго-
гического процесса являются фронтальные формы работы с
детьми, и прежде всего занятия, строящиеся по типу школь-
ного урока. Активность детей подавляется в угоду внешнему
порядку и формальной дисциплине. Игра как основной вид
детской деятельности ущемляется во времени и жестко рег-
ламентируется взрослыми.
В рамках авторитарной педагогики идеальный ребенок
раннего возраста — это такой ребенок, который аккуратно
ест и ходит в туалет, хорошо спит, не плачет, умеет себя за-
нять и выполняет инструкции взрослых, обладает знаниями
и умениями в заданных взрослым рамках. При этом такие
важнейшие, с точки зрения личностно-ориентированной пе-
дагогики, ценности, как развитие личности, гуманных
чувств и положительных взаимоотношений с окружающи-
ми, хотя и декларируются, но не воплощаются в конкретных
методах и технологиях.
Реализация авторитарной модели воспитания приводит к
тому, что дети начинают:
• полностью зависеть от взрослого в решении любых проб
лем, подчиняться чужим влияниям. Привыкший под-
чиняться указаниям взрослых ребенок приучается к то-
му, что за него все решают старшие, становится пассив-
ным в выборе заиятий, игр. Лишенный собственной
инициативы, привыкший безропотно подчиняться, он
усваивает «истину», что всегда правы те, кто старше и
сильнее;
• зависеть от внешнего контроля. Под влиянием посто-
янных оценок и замечаний взрослых, которых не инте-
ресует отношение ребенка к собственной деятельности,
у него не формируется собственная точка зрения на то,
что он делает, он ностояино ищет оценки взрослого, ста-
новится неуверенным в себе;
• подавлять свои чувства, ведь они никого не интересу-
ют. Ребенок не должен плакать, иначе его назовут «плак-
сой», громко смеяться, потому что «он мешает другим».
В период адаптации к дошкольному учреждению он ока-
зывается предоставленным самому себе, не встречая у
воспитателей понимания своих трудностей и эмоцио-
нальной поддержки;
• вести себя по-разному в ситуациях наблюдения за ни-
ми взрослых и тогда, когда наблюдения нет. Стремле-
ние педагога навязать детям свою волю чаще всего при-
водит к тому, что мотивом деятельности ребенка стано-
вятся желания взрослого, а не собственные интересы.
Как только внешний контроль исчезает, поведение его
может меняться, резко отличаясь от ожидаемого; он
приучается жить по «двойному стандарту»;
• игнорировать наказания. Наблюдения показывают, что
наказание — малоэффективный способ воздействия, так
как дети, которых часто наказывают, повторяют те поступ-
ки, за которые были наказаны. Преодолев барьер страха
перед наказанием, они могут стать неуправляемыми;
• быть таким, как все. Нестандартный ребенок только и
слышит: «Посмотри, все уже поели, а ты все сидишь,
«Все уже нарисовали снежок, а у тебя что на листочке?»,
«У всех ребят сухие ноги, а ты все лужи измерил», «Де-
лай, как все».
Авторитарная модель воспитания порождает иллюзорную
уверенность взрослых в эффективности воспитательных воз-
действий. Она приводит к взаимному отчуждению, к появле-
нию детского негативизма.
Альтернативу авторитарной модели воспитания представ-
ляет личностньориснтированная педагогика, целью кото-
рой, является развитие личности ребенка; поэтому ее можно
назвать центрированной на ребенке.
Основные принципы личностно-ориентированной педаго-
гики — принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его
способности. Задача взрослых — создать условия для раскры-
тия потенциальных возможностей каждого малыши, форми-
рования положительного самоощущения, уверенности в себе,
доверия к миру и людям, инициативности н любознательнос-
ти. Умения и навыки в рамках данной модели рассматривают-
ся не как цели, а как средства развития ребенка, что ни в ка-
кой мере не предполагает отмены систематического обучения
и воспитания детей, проведения с ними планомерной педаго-
гической работы. Однако основное значение в педагогическом
процессе придается не занятиям школьного типа, а игре, кото-
рая становится основной формой организации детской жизни.
Основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми
и самих детей друг с другом, она позволяет им проявить собст-
венную активность, наиболее полно реализовать себя.
Такой взгляд предполагает принципиально иной подход к
воспитательному процессу, который нацелен на формирова-
ние активной позиции по отношению к окружающему миру с
первых лет жизни ребенка. В его основе лежат не директив-
ные методы (безличное манииулирование, осуждение, нака-
зание), а взаимоотношения с детьми, которые строятся на ос-
нове равноправия и сотрудничества. Взрослый не подгоняет
малыша под стандарт, не меряет всех одной меркой, а при-
спосабливается к индивидуальным особенностям каждого
ребенка, исходит из его интересов, учитывает его характер,
привычки, предпочтения. В рамках личностно-ориентиро-
ванной педагогики взрослый — не непререкаемый автори-
тет, а доброжелательный партнер и наставник. Взгляд на
ребенка как полноправного участника совместной деятель-
ности создает условия для его личностного роста, развития
творческой активности, снижения эмоциональной напря-
женности и конфликтности.
Для личностно-ориентированной модели воспитания
характерны следующие способы взаимодействия взрослых
с детьми:
• признание прав и свобод ребенка,
• сотрудничество,
• сопереживание и поддержка,
• обсуждение,
• гибкое введение ограничений.
Все эти способы направлены на то, чтобы обеспечить ре-
бенку чувство психологической защищенности, развивать в
нем индивидуальность, гуманное отношение к окружающе-
му миру, положительные взаимосвязи со взрослыми и свер-
стниками. Взрослый выстраивает свои действия так, чтобы
не подавлять инициативность и самостоятельность детей.
Личностно-ориентированное взаимодействие способствует
тому, что ребенок учится:
• уважать себя и других. К ним самим относятся с уважени-
ем, а отношение ребенка к себе и другим отражает харак-
тер отношения к нему окружающих взрослых;
• чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок. Когда
взрослые предоставляют ему самостоятельность, оказы-
вают поддержку, вселяют веру о свои силы, он не пасует
перед трудностями, настойчиво ищет пути их преодоле-
ния;
• быть искренним. Если взрослые поддерживают индиви-
дуальность ребенка, принимают его таким, каков он
есть, избегают неоправданных ограничений и наказа-
ний, он не боится быть самим собой, признавать свои
ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми
способствует истинному принятию ими моральных
норм, предотвращает формирование двуличия;
• брать на себя ответственность за свои решения и по
ступки. Взрослый везде, где возможио, предоставляет
ребенку право выбора того или действия. Признание за
ним права иметь свое мнение, выбирать занятия по ду-
ше, партнеров по игре способствует формированию лич-
ностной зрелости ребенка и как следствие — формирова-
нию чувства ответственности за свой выбор;
• думать самостоятельно, так как взрослый не навязы-
вает ребенку своего решения, а помогает сделать это са-
мому. Уважение его точки зрения способствует самосто-
ятельности мышления;
• адекватно выражать свои чувства. Эти чувства не от-
вергаются, а нринимакугся взрослым, который стремит-
ся разделить или облегчить их. Помогая ребенку осо-
знать свои переживания, выразить их словами, взрос-
лый способствует формированию у него умения прояв-
лять чувства социально приемлемым способом;
• понимать других и сочувствовать им. Ребенок получает
этот опыт из общения со взрослым и переносит его на
других людей.
Задачей воспитателя является оказание каждому ребенку
помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление
ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыс-
лов, в построении собственной личности. Такие взаимоотно-
шения требуют от взрослого больших внутренних усилий,
а подчас и перестройки своих взглядов на процесс воспита-
ния и свою роль в нем.