Дополнительно к биографии
В течение почти 40 лет Президент ассоциации ЭОРЛ В. Кирюшин создавал, разрабатывал и практически апробировал методологию развития основных способностей ребенка (интеллекта, памяти, внимания, адаптации к новым условиям, сосредоточенности, музыкально-слуховых способностей и др.) через его учебную деятельность и творчество (в частности в музыкальной педагогике).
В результате - на основе тщательно выверенного алгоритма освоения музыкально-технологического языка музыки (соотношения звуковысотного и метроритмического рисунков в точно фиксированной форме), на основе анализа тысяч произведений музыки самых различных эпох и жанров и выявленного частотного словаря, а также на основе разработки наиболее доходчивой для ребенка Системы Образов, была создана методика эмоционально-образного развития и образования, с тщательно разработанной системой упражнений. Она позволяет усваивать любую информацию и терминологию любой сложности вне зависимости от возраста ребенка, и его природных данных, практически на самом высоком профессиональном уровне. Причем такое усвоение стало возможным проводить весьма эффективно, нежели это делается на основе общепринятых подходов. Тем самым впервые были заложены основы так называемой экологически чистой педагогики, дающей возможность проводить занятия с детьми большими группами, без отметок и домашних заданий, практически без напряжения и усталости и в самые короткие временные отрезки. А огромное количество разработанных самоучителей (с видео- и аудиокассетами, мифами-сказками, иллюстрациями, книжками-раскрасками и т.д.) позволили при желании вести уроки не только в школе, детском саду, яслях, но и в коляске, дома, проводить часть занятий даже во внутриутробном состоянии.
Все разработки неоднократно прошли самые тщательные экспертизы государственного уровня, десятилетние апробации на практике и в настоящее время рекомендованы к внедрению во всех российских регионах. (В результате чего из почти 5 000 учеников В. Кирюшина более 3 500 стали профессионалами музыкантами, около 200 кандидатами различных наук, около 40 человек защитили докторские диссертации). Министерством культуры РФ принята программа для Детских центров эстетического воспитания, детских музыкальных школ, соответствующими комитетами государственной Думы и Совета федерации, а также 40 лауреатами ленинской премии, многочисленными представителями науки и искусства даны рекомендации к внедрению разработок всем руководителям департаментов образования и культуры Российской федерации.
Работу В. Кирюшина неоднократно (десятки раз) освещали в передачах на радио, телевидении и в прессе. Уже свыше 25 лет назад была принята государственная программа по внеклассной работе с детьми, утвержденная Министерством просвещения СССР, в которой разработки В. Кирюшина занимали центральное место. К настоящему времени пособия и разработки имеют хождение в более чем 50 странах мира.
Статьи и интервью
«Rassian Courier» № 7, апрель 1991 г.
Уроки Сольфеджио нелегала Кирюшина
Из двух десятков ребятишек, сидящих на низеньких скамейках рядом с учителем, лучше всех отвечала 3х-летняя Катя. И, получая за очередной ответ самую обыкновенную, но очень престижную здесь карамельку, она важно прятала ее в карман - награда была заработана честным трудом.
Оказалось, что учиться музыке Катя начала еще до того, как появилась на свет. Просто ее мама занималась по методике Владимира Викторовича Кирюшина. Разработанные им специальные музыкальные формулы-алгоритмы, этакие обучающие мелодии, приятные, напоминающие аккомпанемент и создающие тот или иной образ, были записаны на магнитофон. Их и прослушивала мама, когда ждала Катю. Потом на эти музыкальные образы наложилось слово. Вот почему сегодня у Кати абсолютный слух, вот почему она опережает по развитию семилетних ребят, а Владимир Викторович зовет ее "профессором".
Урок шел своим чередом, и когда вдруг никто из ребят не смог определить, что сыграл Владимир Викторович, все стали гадать, на что это похоже? Большое? Толстое? Очень. К тому же важное и богатое, чванливое, довольное собой. Да это же До Мажор! Как же они забыли. И тут последовала небольшая история из жизни этого музыкального героя.
За одной сказкой следует другая, а все вместе они складываются в настоящую музыкальную мифологию со своими героями, с комедийными и трагическими ситуациями, моралью.
После занятий я узнала, что Катя увлекается не только музыкой, но и неплохо рисует, кстати, и своих любимых музыкальных героев. Она знает все ноты и прочие премудрости страшного предмета сольфеджио, из-за которого, между прочим, взрослые дети часто бросают музыку. А еще она начинает играть на пианино. И все это в три года. Недаром Владимир Викторович подарил ей ученое звание.
Что же касается самого учителя, то у него званий нет. Хотя в наличии 33 года педагогического стажа и более четырех тысяч учеников. Владимир Викторович закончил музыкальный вуз, потом аспирантуру. Начал работать со студентами, а с годами спускался по возрастной лестнице своих учеников все ниже и ниже и, наконец, дошел до новорожденных. Почему? Да потому, что понял:
начинать учить студента поздно, в лучшем случае его приходится переучивать. Ведь не инструментом занимается Владимир Викторович со своими учениками: он развивает их мышление, память, старается сделать каждого личностью.
В 1976 году в Москве произошел своеобразный музыкальный бум. Кирюшин, наверное, для того чтобы на практике доказать общественности действенность своего метода, начал заниматься с подготовительной группой школы имени Дунаевского. Его дети поражали специалистов. Они свободно оперировали материалом музыкального училища и вуза, большинство из дошколят всего за год обзавелись абсолютным слухом. Передачи по радио и телевидению, выступления перед учеными, показательные уроки, на которых ребята демонстрировали свое мастерство, поездки в разные города... Казалось, успех поможет внедрить оригинальную методику. Не тут-то было. На одном из уроков влиятельная чиновная дама подписала ей «приговор»:
- Все, что нам продемонстрировали, гениально, - сказала она, - Кирюшин, безусловно, незаурядная личность, но в этом его беда. Никто не в состоянии повторить то, что он делает. А значит, его методика стране не нужна.
Чуть позже появился оригинальный документ. Методический кабинет Министерства культуры СССР официально ответил в своей рецензии, что книги Кирюшина не могут быть изданы, потому что "автор предлагаемых разработок не знает основ советской педагогики". А в Главном управлении культуры Мосгорисполкома ему заявили, что вся его методика - антигосударственная, так как её внедрение пополнит ряды безработных музыкантов-преподавателей. Если, мол, ученики освоят весь материал в дошкольном возрасте и в начальных классах, то что с ними дальше делать прикажете?
Но Кирюшин не успокаивается. Он пишет письмо на имя Брежнева. Потом с просьбой рассмотреть предложения по системе Кирюшина к Черненко обращаются сорок лауреатов Ленинских премий, народных артистов, Героев Социалистического труда, академиков. Не помогает и это. Хотя и рядовые работники ЦК КПСС, и члены "Политбюро предпочитали своих детей и внуков отвести на урок сольфеджио именно к Владимиру Викторовичу.
Сегодня я не могу назвать адрес студии, где Владимир Викторович занимается с детьми. Он ведет эти уроки полулегально, и те родители, которым удалось привести сюда своего ребенка, счастливы такой возможности. Хотя занятия с детьми как таковые сейчас уже не главное для Владимира Викторовича. От проблем музыкальной педагогики, с которой он когда-то начинал, Кирюшин перешел к проблемам педагогики общей. Он называет ее "эмоционально-образной" и считает, что именно она может спасти наше общество от страшной болезни - СПИД-2, или Синдрома Приобретенного Дефицита Интеллекта.
- Многие думают, что наше общество больно, - говорит Кирюшин, они ошибаются. Оно в состоянии клинической смерти, особенно это видно тем, кто работает с детьми, а я занимаюсь с ними почти 30 лет. Это - инерция ребенка, его нежелание серьезно и надолго заняться, отсутствие тяги к получению знаний, нежелание читать, что-либо творить. Ведь в детском саду и а школе все это делается через насилие. Отсюда повышенная утомляемость, ведь жизнь без самостоятельного стремления к чему-то интересному ужасно однообразна, нудна, а жизнь под постоянным гнетом - невыносима. Отсюда головные боли, сонливость, агрессивность и озлобленность. Ведь ребенок, хочет он этого или нет, но чувствует себя неполноценным. Когда ребенок станет постарше, он, конечно, захочет "полетать", впрочем, как всякое живое существо. Но в общечеловеческом плане он не сможет этого сделать. СПИД-2 свое страшное дело сотворил с ним давно. Так вырождается великая страна, славная когда-то своим интеллектуальным потенциалом.
Лекарство есть, впрочем, их даже несколько, - продолжает Владимир Викторович. - Это - полная переориентация нашей педагогики, направленной сейчас прежде всего на обучение и почти полностью игнорирующей воспитание и саморазвитие. Второе - изменение состава групп по возрасту: известно, что старшие дети могут оказать влияние на малышей. Необходимо освободить от работы матерей, чтобы ребенок жил и воспитывался в семье. Правда, и этого мало, ведь мать и сама прошла бездуховную школу всей нашей жизни, поэтому нужны материнские школы, где будущую мать через эмоционально-образные средства будут готовить как семейного педагога и воспитателя. И, наконец, самое главное лекарство: необходимо создать такие условия воспитания и обучения ребенка, которые не убивали бы его интеллекта, стремления к саморазвитию. А возможно это лишь через эмоционально-образное познание мира.
Простите мне небольшое отступление от темы. В разговоре с Кирюшиным я вспомнила другого прекрасного педагога, который официально таковым не является. - Это - архитектор Владислав Кирпичов. Как и Кирюшин, он начинал свою сознательную жизнь в "системе". Что такое система? Это привычная нам работа на государственном предприятии, в институте, где два раза в месяц люди получают заработную плату, но, с точки зрения здравого смысла, занимаются совершенно бесполезным делом. Вот так и Кирпичов занимался Привязкой типовых проектов .домов-клеток. И решил подорвать "систему с другой стороны: начал заниматься с детьми, чтобы в корне изменить рабскую психологию, воспитать мыслящих, свободных людей. В его студию приходят самые обычные дети, которые создают уникальные архитектурные композиции, рисуют прекрасные полотна. Его студия - участник нескольких международных конкурсов-фестивалей, Кирпичова ценят и уважают за границей и даже предлагают перебраться со своей методикой в Испанию.
Так почему я заговорила о Кирпичове? Дело в том, что ребята, которых я видела в его студии, очень похожи на учеников Кирюшина. Они активны, общительны, не теряются в незнакомых ситуациях. И даже самые маленькие - личности ...
Конечно, таких людей, как Кирпичов или Кирюшин, нельзя массово тиражировать. Но Владимир Викторович все же нашел выход. Когда он понял, что его система не нужна государству, он начал внедрять ее сам. И хоть он говорит, что с перестройкой ничего не изменилось, все же появилась возможность организовать издание "Библиотеки музыкального мифа".
Хочу успокоить тех родителей, которые не смогут отвести детей в группу Владимира Викторовича. Из сорока книжек его "Библиотеки" скоро выйдут первые девять (на них будет объявлена подписка). Они выйдут на отличной финской бумаге с великолепными цветными иллюстрациями (репродукции некоторых из них мы публикуем сегодня). В комплекте с каждой книжкой будет и пластинка. Сначала малыш посмотрит картинки, послушает музыку, текст. Потом этот музыкальный учебник мифологии поможет ему освоить расположение нот на клавиатуре. Ребенок узнает, где находится какая нота, подбирая ее по эмоциональному образу. Причем он сможет освоить сразу 19 нот, а не семь, как в музыкальной школе. Обычно это дается месяцами упорной зубрежки. С помощью "Библиотеки музыкального мифа" он будет учиться подсознательно, а когда дорастет, скажем, до музыкальной школы, то поймет, что все знает.
Предприятие "Тритон" (этот термин означает интервал, а дети воспринимают его в облике лохматого крокодила) и страховое общество "Микора" выпустят эти книжки тиражом по 200 тысяч экземпляров. Мало? Конечно, но это значит, что 200 тысяч ребят смогут учить себя сами по системе Кирюшина. А вот с "обучающей индустрией", о которой мечтает Владимир Викторович, пока не выходит. И он все чаще говорит, что надо ехать на Запад, развивать дело там. И уж тогда обязательно попадут в нашу страну учебники-игрушки, учебники-футболки и прочее. Правда, еще есть надежда, но зыбкая. 26 лет тому назад у Владимира Викторовича родилась идея открыть гимназию для одаренных детей.
Вы скажете, что такие учебные заведения наконец появились. Не обманывайтесь, это просто сменились вывески. Тогда он обращался во все возможные инстанции, собрал подписи трех с половиной тысяч деятелей науки, искусства, но оказалось, что такая гимназия никому не нужна. Теперь он нашел людей, которые готовы взять на себя все расходы, платить учителям высокие оклады. Есть еще в Москве полтора десятка "ненормальных" педагогов, которых можно было бы собрать под крышей гимназии, они не успели уехать за границy. Но нет той самой крыши. И Кирюшин пытается ее "пробить". Наверное если сможет не уедет. Тогда повезет Кате: она будет учиться в настоящей гимназии.
Наталия Славуцкая
«Аудитория», 12 мая 1992 г.
Эмоционально-образная педагогика
Кого учить, чему учить, как и когда учить? Всякого ли можно научить? Как организовать эффективное самообучение? Как сделать процесс обучения интересным и даже увлекательным? Обучению "все возрасты покорны"? К этим вечным вопросам вновь и вновь возвращаются в течение всей истории педагогики. Каждый из преподавателей, основываясь на личном опыте, по-своему отвечает на эти вопросы. Иногда эти ответы бывают совершенно неожиданными, даже невероятными. Таковы некоторые ответы ВЛАДИМИРА ВИКТОРОВИЧА КИРЮШИНА - автора эмоционально-образной педагогики, с которым беседует наш корреспондент доцент И. В. ЧЕПУРА.
В. В. Кирюшин - педагог-музыкант по образованию. Он окончил институт им. Гнесиных в 1963 году и аспирантуру в 1965 году. Более 35 лет преподавал в самых различных учебных заведениях: от института Гнесиных до детского сада и даже групп новорожденных (!). За эти годы он обучил более четырех с половиной тысяч учеников, а его семинары по всей стране прослушало около 8 тысяч педагогов.
- Владимир Викторович, мне приходилось слышать мнение, что из ЛЮБОГО, самого, казалось бы, обделенного музыкальными (и даже ОБЩИМИ) способностями ребенка Вы сможете сделать "сверходаренного", и тот поступит в Центральную музыкальную школу при консерватории или в десятилетку имени Гнесиных. Так ли это? С каким контингентом детей Вам приходилось работать?
- Мой опыт привел меня к выводу, что результат обучения зависит не столько от одаренности, сколько от методики обучения. За тридцать лет я встретил очень мало по-настоящему способных детей (да и взрослых) - лишь пять человек из 4,5 тысяч. А ведь мне приходилось обучать детей всех возрастов, среди которых было много детей высших руководителей страны, профессоров, академиков, выдающихся представителей культуры. И каждому ученику, а не только этим пятерым за год, полтора я смог развить абсолютный слух, технологическое, образное мышление, эмоции. И эти обыкновенные дети смогли поступить в учебные заведения "для особо одаренных". Причем абсолютный слух удавалось развить даже у таких детей и взрослых, про которых говорят, что им "медведь на ухо наступил".
- В чем суть Вашей системы обучения? Возможно ли ее перенесение на технические и физико-математические дисциплины?
- Музыка имеет два языка: технологический и эмоционально-образный. Один воздействует на разум, другой - на чувства. Технологический язык музыки - как и любой вербальный язык (язык, связанный с понятиями, выраженными словами), может быть "свернут" в определенные формулы-блоки. Их алгоритмы я разрабатывал около двадцати лет. Эти формулы-блоки имеют вид специальных мелодий или ритмических структур. Чтобы облегчить и ускорить усвоение технологического языка, была сформирована система образов - эмоционально-образный язык. На основе этой системы образов создана "Библиотека музыкального мифа" в виде 62 книг-сказок в стихах и в прозе с цветными иллюстрациями и звукозаписями. Интересно, что образы были рождены четырьмя с половиной тысячами моих учеников, т. е. являются продуктом коллективного творчества. Причем оказалось, что каждое средство музыкальной выразительности рождает у различных детей примерно одинаковые эмоциональные характеристики, переводимые потом в конкретные образы. Из этих образов можно создавать игрушки, рисунки, сказки-мифы, спектакли, художественные компьютерные программы и даже обучающую обувь и одежду. Вместо обычного нудного урока обучаемые участвуют в интересном спектакле, смотрят специальный мультфильм, рисуют, лепят или создают фантастические произведения. Учитель из урокодателя, пересказывающего учебник, превращается в создателя и постановщика ежедневных уроков-спектаклей. Такую же работу можно проделать и при обучении другим предметам, а не только музыке.
- Сколько учеников должно быть в группе? Что делать с отстающими?
- Отстающих практически не бывает при этом методе обучения. Во-первых, потому что занятия становятся увлекательными. Во-вторых, потому, что эмоционально-образная педагогика рассчитана на первоначальное восприятие информации через правое полушарие. А деятельность этого полушария даже у людей со значительными отклонениями менее затрагивается болезнью, чем правое полушарие мозга. Вот потому-то педагог, обращающийся только к логике, только через слово, терпит в этом случае неудачу. Такого не может быть при эмоционально-образном подходе. Здесь ни способности, ни даже возраст не помеха. В одной группе могут находиться дети трех и двенадцати лет. Лишь бы к занятиям они приступали одновременно. При эмоционально-образном обучении группы могут оставаться большими: не менее 25 человек. Именно в таких группах учащиеся чувствуют себя наиболее раскованно.
- Насколько ускоряется изучение материала при Вашем методе обучения?
- Курс предмета "Сольфеджио" в нашей стране осваивают за 19 лет! При индивидуальных занятиях по эмоционально-образному методу (уроки два раза в неделю) удавалось осваивать этот курс за три-четыре года. Сейчас "создано пособие в виде аудиокассет для самообучения, которое позволяет освоить программу 19 лет за полгода - год. Причем в моей практике были случаи, когда это делали обычные, очень средние взрослые, не имевшие музыкального образования.
- Как реагируют выдающиеся деятели науки и культуры, органы народного образования на Ваш метод?
- Многие из тех, кто познакомился с системой моего обучения, дали о ней хорошие отзывы. Письма в ее поддержку в адрес министерства культуры и просвещения писали многие. Под ними, в частности, подписи академиков Александрова, Велихова, Мигдала, Колмогорова, Дубинина, Амосова, таких известных деятелей культуры, как Айтматов, Бондарчук, Пахмутова, Ульянов, Царев, Долуханова, Рождественский, Минин, Нестеренко, Райкин, Никулин и другие. Но... чиновники оказались сильнее, и до сих пор школа, за которую я ратовал, так и не создана.
- Каковы ваши дальнейшие планы?
- Занимаюсь созданием Центра эмоционально-образной педагогики, где должна проводиться работа над сказками, в основе которых лежат знания по физике, химии, иностранным языкам, основам менеджмента и т. д.
- Вы хотите переложить вузовский материал на детский уровень? Это же потрясающе! Не обратили ли на Ваши работы внимание за рубежом?
- Обратили. В США, Германии, Японии. Но прежде надо запатентовать способ обучения. Заявка на приоритет в США уже послана.
- Где можно приобрести Ваши пособия для самообучения?
- Как раз сейчас проводится подписка на музыкальные мифы-сказки, грампластинки и нотные пособия по этому методу. Подписаться можно в Библиотеке иностранной литературы, Центральной детской библиотеке, в Правлении Всероссийского музыкального общества. Справки по телефонам: 164-03-96 и 290-64-03 *. Однако желающие подписаться пусть поторопятся.
*
И. В. Чепура
«Глагол» № 24 1993 г.
В общем классная получилась девочка!
Дети! Что вы там себе думаете. Те из вас, кто помладше, еще могут позволить себе подождать до завтра. Но те, кто постарше, бегите немедленно. Куда? Да к Кирюшину. Если кого-то смущает, что Кирюшин - потомок дедушки Ленина, то зря: ничего общего с сушеным вождем он не имеет. И глаза у него честные, и дело благое.
Кирюшин, быть может, единственный человек на свете, который может сделать вас не только гениальными, но и отличниками по всем предметам. Хотите? Даже если нет, все равно оставаться мутантами и слушать Титомира стыдно! Пора умнеть! А если вы будете слушать кирюшинскую музыку, то успех этого предприятия обеспечен.
Никто ничего не понял? Тогда расскажу все по порядку.
Еще давно Владимир Викторович Кирюшин заметил, что в музыкальных произведениях разных композиторов повторяются общие формулы. Он перешерстил 2 000 музыкальных шедевров и вытащил оттуда все эти формулы. Их оказалось определенное количество: около 400 одного вида и около 1 000 другого. Потом он составил большущую таблицу формул. Там они делятся по частоте употребления. И тогда-то Кирюшин придумал обучать детей музыке с помощью этих формул. Когда он записал их на кассеты, получились очень красивые мелодии, которые поются с названиями нот.
И Кирюшин начал по ним учить малых деток. Ой, что началось! Вместо девятнадцати лет, которые обычно уходят у человека на полноценное музыкальное образование, у этих детей уходило 2-3 года. Мало того, в процессе обучения дети начинали стремительно умнеть по всем предметам.
- Владимир Викторович, выходит, что ваша музыка раскрывает какие-то потенциальные возможности человека?
- Для того, чтобы запустить всю кору головного мозга, необходимо проложить мост между правым и левым полушариями. В каждом человеке есть резервы, изначально данные природой. И вот они объединяются и вступают в резонанс с реальным звучанием. С одной стороны, ребенок обучается музыке, с другой, если затронуть резонанс - открываются энергетические каналы и начинает функционировать вся человеческая система. В человека, чтобы его научить, всегда проникал учитель. Он был связующим звеном между поколениями. Учителями всегда были интеллигентные люди, цвет общества. Ленин учителя превратил в преподавателя, задачей которого являлось не пробуждение личности, а вкладывание знаний, регламентированный пересказ учебника. Была нарушена система передачи генотипа. Поэтому надо искать другие пути обучения. Я нашел этот путь в музыке.
Вот пример, когда потомок исправляет ошибку предка. Да еще как исправляет!
Сначала Владимир Викторович обучал студентов, потом подростков, потом взялся за детей. И чем младше была аудитория, тем быстрее шел процесс. Дети же и помогали Кирюшину, придумывая музыкальным терминам характеристики. Например: заспанная, бедная, усталая секста (ну прямо как в школе отучилась). Они даже начали рисовать эти термины. Так родились сказки. Но не простые, а волшебные - обучающие. Все было хорошо, но хорошее, как известно, враг лучшего. Кирюшин задумал обучать и вовсе неродившихся детей. После того, как его собственный сын напел мелодии на. пленку, их стали крутить беременным женщинам. Когда ребенок внутри утробы слушает музыку, он воспринимает эмоции. Это момент, когда нужно не обучать ребенка, а пробуждать в нем энергию. Как ни как, а внутри утробы - самое активное развитие человека за всю его жизнь. До трех лет развитие тоже бурное. Поэтому обучать ребенка лучше всего в этом возрасте. Ну а если класть кассеты с формулами в коляску, он споет их раньше, чем скажет "мама" и гораздо раньше, чем скажет "КПСС".
Эксперимент удался. Все дети, прошедшие через него, стали развиваться быстрее сверстников, причем разносторонне. Например, одна девочка в 3 года говорила на трех иностранных языках, свободно оперировала с числами до 500, имела абсолютный слух. А когда ее посадили за инструмент, она на шестом занятии играла двумя руками пьесу для второго класса. В общем, классная получилась девочка.
- Мой папа интересуется, можно ли научить его, хотя он уже далеко не утробного возраста.
- Можно. У меня есть племянник, студент. Ему слон наступил сразу на два уха. А ему петь захотелось. Он пришел ко мне, я дал ему эти кассеты. Он полгода пел с наушниками каждый день. Теперь поет, у него развился абсолютный музыкальный слух. Так что у папы есть надежда.
А вообще среди давних учеников Кирюшина - 40 кандидатов наук, доктора и всякие там лауреаты. Как ни обидно, но большинство из них уехало за рубеж. Владимир Викторович и сам много раз мог уехать, иметь там автомобиль, яхту и вкусно-здоровую пищу. А в последний раз самолет предлагали - за обучение дитяти миллионера. Но все это, как считает Кирюшин, ерунда. Главное - это чтобы родители подумали, наконец, о своем будущем. То есть купили своим детям кирюшинские кассеты. "Они на этом время сэкономят. Дети ведь надоедают. "Заткнись, Петька! Ты мне мешаешь!" - кричат родители. Но он так просто не заткнется. А если он будет слушать эту волшебную музыку, глядишь, отстанет. И с какой пользой! Даже если первое время он будет слушать неохотно, потом привыкнет и будет сам включать магнитофон".
Кроме того, кирюшинские мелодии снимают стрессы. Владимир Викторович и сам удивился, когда узнал это от разных людей. Мелодии, оказалось, способны даже лечить людей. Он это объяснил так: если у тебя духовно богатая аура, ни один микроб к тебе и близко не подойдет. Так что, если кто-то еще не успел купить кассеты с этой приятной и полезной музыкой, немедленно отправляйтесь за ними! Телефон Кирюшина 319-69-77 *.
Кому-то трудно поверить в эти чудеса? Тогда, может быть, мой пример убедит. Во время беседы с маэстро я совсем чуть-чуть послушала его чудодейственную музыку. И вот результат: написала эту статью.
*
Ксюша Веретенникова
«Куранты», 2 декабря 1993 г.
Уму учить – только портить?
Это только в старых и добрых сказках из гадких утят сами собой к сроку вырастают прекрасные лебеди. В жизни, увы, все обстоит совсем иначе. Тем не менее, в родительской среде существует стойкое мнение: "Нами никто не занимался, ничего, в хороших людей выросли". Неужто и вправду.
Можно ли талантливым человека воспитать или дар этот сродни манны и ждать его стоит исключительно с небес? Увы, пока, насколько мне известно, с небес падают лишь кирпичи да птичьи экскременты, а эрудиция и талант развиваются и приумножаются по другим законам. Как? Теоретики уже давно ответили на этот вопрос: необходимо заставить активно работать правое полушарие мозга, отвечающее за эти столь лестные любому "черты характера". Практикам посложнее: разбудить "спящую красавицу" - задача, оказывается, не из легких. Тем не менее уникальное средство от посредственности, стереотипности мышления, уныния в думах найдено. Понятно, что речь идет не о каплях или пилюлях заморских, а о методике обучения - сугубо российской. Автор ее - Владимир Кирюшин.
Об этом человеке я слышала много отзывов. Вот два из них. Первую характеристику работе Кирюшина дал еще давно академик Колмогоров: "Вы нашли механизм запуска всего интеллекта человека". Вторую, примерно в то же время, - Министерство образования - "Автор представленных работ не знает элементарных азов советской музыки". Итог развернувшимся прениям подвел Гришин. В беседе с Кирюшиным тогдашний партбосс доверительно сообщил: "Нам умный народ не нужен". Народ-то, конечно, им нужен не был, кто спорит, а вот о собственных дитятках и внуках позаботиться не мешало. Поэтому педагогическим мастерством Кирюшина не брезговали ни сам Гришин, ни Черненко, ни любимица всех детских акций Катенька Лычева.
Можно заставить человека сочинять в стол, но учить в тумбочку - нельзя. За 35 лет педагогической деятельности Кирюшин выпестовал пять тысяч учеников. Говорят, что педагог состоялся, если среди его учеников не найдется ни одного преступника. Так вот, преступников нет, как, впрочем, и работников неумственного труда (не в обиду им будет сказано). Сорок воспитанников Кирюшина защитили диссертации, около трех тысяч уехали за рубеж и благополучно здравствуют - тоже своеобразный показатель качества: там дураки не нужны, своих хватает.
Упаковать в футляр казенного слова "методика" то, чем занимается Кирюшин, можно с большими оговорками. Он (не удивляйтесь) рассказывает ученикам собственные сказки. Как в обычных сказках, в них живут добрые и злые герои, честь борется и побеждает бесчестие, только решено все это в музыкальных образах. Сказки свои Кирюшин проигрывает на фортепиано. И у персонажей странные имена - СОЛЬдат, ЛЯсточка, СИний хвост дракона, РЕпа. Вот начало одной из сказок.
...Далеко-далеко, за двумя черными горами, жил добрый МИшка Егор, который любил путешествовать по лесу. Однажды, прогуливаясь, МИшка переплыл Реку. Оказавшись у противоположной стороны, у черных гор, увидел он ДОм, в котором жил добрый дед. Этот ДОм был очень дряхлый, как и его хозяин...
«Московская правда», 8 июня 1993 г.
Под музыку Вивальди
- Если бы ты видела, какое врачебное заключение мне принесла одна мамочка из поликлиники Института педиатрии. Диагноз, затем рекомендации по режиму вскармливания, а дальше написано, не поверишь, - колыбельные песни!
- Может, почерк не разобрала?
- Нет, написано все четко. Да и родительница подтвердила, что врач советовала ей баюкать сына, даже тексты колыбельных песен дала.
(Из разговора двух педиатров районной поликлиники.)
Узнав о столь необычных назначениях врача, я, разумеется, тут же отправилась в Институт педиатрии Академии медицинских наук. Руководитель отделения недоношенных и новорожденных детей профессор, доктор медицинских наук Галина Викторовна Яцык на мои недоуменные вопросы по поводу песен, которые врач назначает, как таблетки, ответила утвердительно:
- Да, мы пытаемся лечить музыкой и уже получили неплохие результаты.
А началось все с того, что однажды сотрудники отделения заметили, когда дежурит Александра Ивановна, пожилая медсестра, детишки спокойные. Приходит ее сменщица - плачут, плохо спят. Стали присматриваться, тут и выяснилось, что Александра Ивановна как заступит на дежурство, так начинает напевать малюткам колыбельные или очень нежные народные песни.
Необходимое уточнение: в отделение, о котором идет речь, поступают малыши из родильных домов, которых нельзя было по состоянию здоровья выписать домой. Это либо преждевременно рожденные дети и дети с малой массой тела, либо чрезмерно крупные, либо малыши с аномалиями развития и различными заболеваниями. Все они нуждаются в особом лечении в особых условиях выхаживания. В палатах стоят специальные инкубаторы, внешне напоминающие стеклянные аквариумы. В них лежат детишки. Чтобы они чувствовали себя комфортно, поддерживаются нужные температура и влажность.
- Наши маленькие пациенты, как правило, имеют комплекс проблем, - поясняет Г. Яцык. - У них обычно изменен иммунитет, есть предрасположенность к инфекционной патологии, очень часто встречаются отклонения в функции центральной нервной системы. В последнем случае особенно эффективна музыкотерапия. Это подтвердили наблюдения за группами сравнения.
Проводились они так. Одну группу детей лечили только традиционными методами, обычно применяемыми во всех медицинских учреждениях подобного типа. Другую выхаживали, дополнительно используя нетрадиционные методы: плавание, контакт между родителями и ребенком, кожа к коже, психокоррекцию и, конечно, музыку.
Ежедневно, обычно утром, после кормления в течение 10 -15 минут детишки из этой группы слушали музыку. Причем каждому она подбиралась индивидуально. Возбудимым малышам предлагали спокойную классическую музыку Бетховена, Моцарта, Гайдна, Вивальди... На младенцев она действует, как правило, успокоительно. Вялые детишки слушали наоборот активизирующие их менуэты. Эти музыкальные программы были составлены с учетом рекомендаций немецкой школы музыкотерапии.
- Надо отметить, что дети реагировали по-разному, - поясняет ведущий научный сотрудник Института педиатрии, к.м.н. Елена Петровна Бомбардирова. Музыкотерапия - фрагмент ее докторской диссертации. - Если успокоительный эффект у большинства возбудимых детей четко проявлялся, то тонизировать угнетенных малышей при помощи менуэтов удавалось далеко не всегда. Но когда в конце прошлого года мы познакомились с удивительным музыкальным педагогом Владимиром Викторовичем Кирюшиным, который подарил нам магнитофон и кассеты с сочиненными им произведениями, нам удалось добиться лучших результатов. Музыка В. Кирюшина помогла активизировать вялых малышей. Не всех, конечно, но четкий положительный эффект прослеживался. Это удалось подтвердить и на клеточном уровне в результате проведения цитохимических анализов крови.
Стоит ли удивляться такому благотворному воздействию музыки на состояние здоровья новорожденных? В народной медицине песни и специфические мелодии использовались очень давно. Достаточно вспомнить шаманов. Первыми в научной медицине взяли на вооружение возможности музыки психиатры. Это было еще в XIX веке. Позже Бехтерев признал значение музыкотерапии.
Он даже написал статью о благотворном влиянии колыбельных песен на ребенка.
- Очень многие современные матери не баюкают своих младенцев. Жаль. В нашем институте было установлено, что пение увеличивает количество грудного молока.
- Материнские песни нужны не только недоношенным детям? - попросила я разъяснить в конце нашей беседы Елену Петровну. И в ответ услышала подтверждение своим мыслям.
- Каждый ребенок нуждается в материнском, да и отцовском пении. Тогда у них возникает эмоциональный контакт. Только нужно очень осторожно подходить к выбору репертуара. Рок, например, отрицательно воздействует на психику детей. Благотворно влияют на возбудимых малышей помимо колыбельных песен и спокойной классической музыки лирические народные и советские песни: "Уральская рябинушка", "Сормовская лирическая", "Люблю я Ленинские горы", "Сулико"... А для активизации вялых младенцев очень хорошо подходит песня "Ах вы сени, мои сени" и "Смело, товарищи, в ногу". Предпочтение стоит отдавать собственному голосу, а не звукозаписи.
Л. Ариничева
«Президент» № 50, 15-17 декабря 1993 г.
Я бью в набат
Представляю читателям своего собеседника. Владимир Викторович Кирюшин - президент Ассоциации эмоционально-образного развития личности. 35 лет жизни посвятил он поискам новых путей образования и развития детей. Ассоциация объединяет восемь центров в различных городах РОССИИ. 400 школ в республике применяют систему Кирюшина. Первый свой учебник Кирюшин издал еще студентом четвертого курса Института им. Гнесиных. А навели его на мысль о новой системе преподавания дети-дошкольники, с которыми он начинал заниматься музыкой.