Современные философско-педагогические концепции
В современном мире существуют разнообразные педагогические концепции и воспитательные системы. Методологией их являются разнообразные философские теории: неотомизм, прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, бихевиоризм.
Неотомизм опирается на религиозные представления (как и томизм).
Неотомисты признали, что материальный мир существует, но он «низшего ранга», «мертв», не имеет цели и сущности, его изучает наука, но она не может раскрыть сущности мира, ибо сущность определяется Богом. Современные достижения науки неотомизм объясняет с религиозных позиций.
Человек – единство материи и духа, поэтому он одновременно индивид и личность, обладает вечной душой. Поскольку наука изучает земные явления, а религия духовную сущность, которая не подчиняется законам природы, то в воспитании наука и религия должны взаимодействовать, молодежь надо воспитывать на основе религиозных духовных ценностей. Мир – воплощение «Божественного разума», а теология – высшая ступень познания. Определить цель воспитания может только религия, наука бессильна. Цель воспитания выводится из христианской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, вере Богу, который испытывает всех (кого бедностью, кого богатством, соблазном). Надо воспитывать общечеловеческие добродетели: честность, доброту, гуманизм, любовь к ближнему, способность к самопожертвованию. Ж. Маритен считал, что надо в обучении разграничивать «истины разума и истины веры». У. Макгакен писал, что даже на уроке химии будет присутствовать «сознание наличия Бога и благоговение перед ним».
Сеть учебных католических заведений постоянно расширяется.
Прагматизм (от греч. «прагма» - дело) – философско-педагогическое направление, претендовавшее на создание новой философии, стоящей вне идеализма и вне материализма. Прагматизм появился в США в 90-х годах XIX в. Основатели Ч. Пирс и У. Джеймс считали, что объективной истины не существует и человек не может к ней приблизиться. Критерием истины может быть только польза, при этом значимость пользы определяется чувством «внутреннего удовлетворения», самоудовлетворения.
Школа должна воспитать людей, хорошо приспособленных к жизни. Поэтому необходима связь обучения с жизнью, обучения и воспитания. Д. Дьюи (1859-1952) представитель одного из направлений прагматизма так называемого «инструментализма» утверждал, что теория, идея, которую усвоил ученик должна приносить ему пользу и если она полезна, то может рассматриваться как «инструмент действия». Эту педагогику современники называли «деляческой». Критикуя буржуазную школу за оторванность от жизни, Дьюи предлагал изменить систему образования. «Интеллектуальное образование» оправдано лишь тогда, когда его получают немногие (т.е. дети господ), для большинства нужна школа, развивающая «практические импульсы», помогающая «делать дело» вместо усвоения знаний. Систематизированные знания не нужны, нужна практическая подготовка к жизни. В обучении надо исходить из интересов ребенка: «…мы должны встать на место ребенка и исходить из него. Не программа, а он должен определять как качество, так и количество обучения».
Воспитание, по мнению Дьюи, должно опираться на наследственность и исходить из инстинктов и практического опыта. Ребенок в педагогическом процессе – центральная фигура, учителю отводится роль организатора и консультанта. Все учебные предметы должны способствовать выполнению проекта, задуманного учеником (например, постройка дома требует вычерчивания плана по масштабу, расчет стоимости можно произвести на уроке математики, на уроке языка изучать правописание слов, связанных с домиком и пр.) «Обучение по средствам делания» не дает систематизированных знаний, разрушает классно-урочную систему, выдвигает «метод проектов» как универсальную форму организации обучения. В обучении преобладает игра и труд, каждое действие ребенка – способ добывания истины, инструмент открытия. Воспитание – это реконструкция и реорганизация опыта ребенка. С помощью воспитания можно гармонизировать классовые интересы.
В 60-е годы философия прагматизма и педагогика, опирающиеся на нее, подвергались критики, т.к. обществу в условиях НТР нужны были люди с твердыми, упорядоченными знаниями.
В 70-е годы многие идеи были пересмотрены: воспитание стали рассматривать как социализацию личности. Классический прагматизм заменен неопрагматизмом. Главная концепция воспитания сводится к самоутверждению личности в жизни. Человек в деятельности и поведении должен исходить из собственных размышлений и оценок.
Общественные нормы и принципы, мнение окружающих людей, критика поведения личности не должны мешать ее «самовыражению», то есть неопрагматисты отстаивают произвол в поступках и оценках личности.
Представители неопрагматизма (А.М. Маслоу, А. Комби, Э. Келли, К. Роджерс и др.) провозгласили гуманный подход к личности, а источник гуманности видят в самой личности, не связывая это с обществом, ибо общество может помочь или препятствовать росту гуманности человека. Источник активности и оптимизма личности связаны с тем, что человек руководствуется лишь своими желаниями и волей. Гуманистическая направленность учения неопрограммистов привлекла внимание педагогов всего мира, в американской педагогике неопрагматизм остается ведущей концепцией.
В конце XIX веке получила развитие разновидность философского идеализма – позитивизм (положительный). О. Конт, Ст. Милль, Г. Спенсер отрицали возможность научного познания мира. Спенсер отстаивал необходимость сохранения буржуазных общественных отношений, а в педагогике сформировал ряд идей: обучение не должно давать систему научных знаний, а давать ученику утилитарно-практическую подготовку; воспитать у человека способность приспособиться к существующим общественным отношениям, в которых каждый класс, сословие занимает предназначенное им место.
Американская «прогрессивная» педагогика значительно усилила в воспитании идею развития «частной инициативы» и «свободного предпринимательства, задача педагогов – способствовать «спонтанному» развитию индивидуальных возможностей ребенка. На этих идеях был сформулирован принцип «педоцентризма», согласно которому педагогический процесс должен строиться, исходя из интересов ребенка, обусловленных их внутренним миром.
В наше время педагогический неопозитивизм называют «новым гуманизмом» или даже «сциенцизмом» («наука»). Его представители П. Харс, Р. Питерс, А. Харрис считают, что воспитание надо очистить от мировоззренческих идей, ибо в условиях научно-технического прогресса необходимо «рациональное мышление», а не идеология. Гуманизация системы воспитания является главным средством утверждения справедливости в мире. Внимание следует уделить развитию интеллекта и формированию рационально мыслящего человека. Не чувства, а логика побуждает к самореализации личности. Поэтому надо развивать человеческое «Я». Главное в образовании не знания, а методы их приобретения.
Под влиянием концепции неопозитивизма перестраиваются воспитательные системы многих стран, везде наметился переворот к гуманизации школы, к перестройке естественно-математического образования, к формированию рационально мыслящего человека.
Экзистенциализм (от лат. exstencia - существование) как философское направление исходит из того, что личность неповторима, уникальна. Существуя во враждебной среде, человек одинок, общество наносит ущерб нравственной самостоятельности личности.
По мнению представителей данного направления теория воспитания не имеет общих закономерностей, их нет, каждый человек творит свой мир таким, каким хочет его видеть. Поэтому не нужны программы, методы и приемы воспитания, по-видимому, надо отказаться и от школ. Жизнь, природа и интуиция помогут самореализации личности. Особенно вредит личности коллектив, который нивелирует, подавляет личность.
Представители современного экзистенциализма Дж. Кнеллер, К. Гоулд, У. Баррет, М. Марсель, Т. Морита и другие центром воспитательного воздействия считают подсознание: настроение, чувства, интуиция, импульсы, а сознание, логика, интеллект имеют второстепенное значение. Поэтому учитель должен помогать воспитаннику выработать у себя устойчивую «внутреннюю нравственность», научить смотреть только в себе, присматриваться «к тем областям своего внутреннего мира, где он начинает слышать таинственные и священные голоса». В этом ученые усматривают религиозный подтекст экзистенциализма.
Бихевиоризм (от лат. behavior - поведение) – психолого-педагогическая концепция, у истоков которой стоял американский философ и психолог Дж. Уотсон. Он раскрыл зависимость поведения от раздражителя (стимула). Представители этого направления считают, что воспитание должно базироваться на новейших достижениях науки о человеке. Надо использовать современные методы исследования интересов человека, потребностей, способностей, факторов, которые обуславливают поведение человека, и управлять поведением человека.
Необихевиористы (Б. Скиннер, К. Халл, С. Пресси и др.) дополнили идеи Уотсона положением о подкреплении, поэтому формула формирования заданного поведения выглядит так: «стимул – реакция - подкрепление». Скорость получения заданного результата зависит от положительного или отрицательного подкрепления и повторяемости действий, причем положительные факторы подкрепления вызывают «активное участие человека в жизни, освобождая его от скуки и депрессии, делая его тем самым счастливым, а отрицательные факторы подкрепления выявляют, каких факторов надо избегать, что тоже влияет на поведение человека».
Моральные качества человека также полностью определяются обстоятельством, стимулами подкрепления, а значит моральное совершенствование человека связано с умением наилучшим образом приспособиться к окружающей среде. Идеал воспитания – воспитание качеств человека индустриального общества – дисциплинированного, делового, предприимчивого, организованного. Это достигается созданием в учебных заведениях атмосферы, напряженной умственной деятельности, соперничества в борьбе за высокие результаты. Важным средством обучения и воспитания является электронно-вычислительная техника.
Таким образом, анализируя различные философско-педагогические концепции, мы видим, что современная педагогика развивается в борьбе различных точек зрения на вопросы воспитания, обучения.
В настоящее время есть попытки создать общенаучный уровень методологии педагогики и конкретно-методологические принципы педагогических исследований.
Авторы предлагают общенаучную методологию представить системным подходом, то есть ориентироваться на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, определенного строения и функционирующим по своим законам. Рассматривать системы во взаимосвязи и взаимозависимости, в развитии и движении, используя реализации таких принципов исследования как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития, в единстве педагогической теории, эксперименте, практики. Практику необходимо рассматривать как критерии истины. Теория дает возможность принимать правильные решения практикам, но возникающие педагогические проблемы требуют новых фундаментальных исследований.
Системный подход предполагает изучение системообразующих связей и отношений между компонентами образовательного процесса. Он тесно связан с личностным подходом: личность выступает как цель, субъект, результат и критерий эффективности педагогического процесса. Личностный подход предполагает признание уникальности личности, естественный процесс саморазвития задатков, потенциала личности, требует создания для этого соответствующих условий.
Деятельностной подход требует поставить ребенка в позицию субъекта познания, труда, общения. Но поскольку сущность человека значительно богаче, чем его деятельность, то необходим диалогический подход, который основан на уверенности в неограниченный потенциал человека, его творческие возможности, которые развиваются во взаимоотношениях с другими людьми. Человек живет в конкретной социокультурной среде. Поэтому выдвигается культурологический подход, который связан с личностным, деятельностным и диалогическим. Освоение личностью культуры связано с освоением ею способов деятельности, накопленных в общечеловеческом, национальном, индивидуальном опыте.
Задача педагогов изучать и формировать социокультурную среду и максимально полно использовать ее возможности в воспитании подрастающего поколения.
Еще в 19 веке К.Д. Ушинский разработал антропологический подход, что означает системное использование данных всех наук о человеке и учет их в образовательном процессе. Анатомия, физиология, патология человека, психология, логика, философия, география (изучающая землю как жилище человека), статистика, политэкономия, история (религии, цивилизации, философских систем), литература, искусство, воспитание – все эти науки раскрывают факты и отношения человека и помогают познать человека «во всех отношениях».
Знания этих принципов или подходов, изучение педагогической практики позволяют исследователям выявить актуальные педагогические проблемы, целостно и в диалектическом единстве проанализировать их и получить объективные результаты.