Понятие системного подхода, системный подход в педагогике

Содержание

Введение. 3

§ 1. Понятие системного подхода, системный подход в педагогике. 5

§ 2. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система, его сущность, основные характеристики. 12

§ 3. Принцип целостности – основа педагогического процесса. 20

§ 4. Структура целостного педагогического процесса. 25

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 33


Введение

Актуальность исследования. Системный анализ играет ведущую роль в организации практико-ориентированного обучения системы образования, так как с ним процедура познания системного объекта осваивается всесторонне. Педагогический процесс, происходящий в педагогической системе, можно охарактеризовать, если выявить, каким образом изменяются ее элементы, связи между ними в соответствии с ее функциями. Эта система создается самими людьми и существует не отдельно от них, а реализуется ими и через них. Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым является педагогический процесс, формируется целенаправленно.

В реальной педагогической действительности педагогический процесс проявляется в других аспектах целостности педагогических объектов. В одном - целенаправленность является как закономерное свойство учебного процесса, пока существует в обществе школа. В другом аспекте - целостность педагогического процесса выступает как единство образовательной, воспитательной и развивающей функции.

Представление о целостном педагогическом процессе было охарактеризовано еще в работах П. Ф. Каптерева, Н. К. Крупской, А. П. Пинкевича. Но в последующем основные усилия педагогов были сконцентрированы на углубленном изучении специфики процессов обучения и воспитания. Между тем жизнь настоятельно требует рассмотрения их взаимосвязей.

Актуальность исследования целостного педагогического процесса особенно возросла в современных условиях. Требование такого единства отражает общую закономерность общества - повышение роли интеграционных, программно-целевых подходов к общественным процессам.

Одновременно в настоящий момент возникли и более благоприятные возможности для целостного рассмотрения педагогического процесса на основе использования методологии и методики системно-структурного анализа. Он требует выделять основные компоненты той системы, в которой протекает процесс, рассматривать основные закономерные взаимосвязи между ними, выявлять источники развития и определять условия эффективного управления этим процессом.

Педагогический процесс, его структуру изучали такие авторы как: Афанасьева В.Г., Бордовская, Н.В., Прангишвили И.В., Сластенин В.А., Шамова Т.И., Течиева В.З., Юдин Э. Г. и другие.

Цель исследования - изучение педагогического процесса как целостной системы, его структуры.

Объект исследования – целостная система.

Предмет исследования – педагогический процесс.

Для достижения поставленной цели в данной работе поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие системного подхода, системный подход в педагогике;

- выявить сущность педагогического процесса как динамической педагогической системы, дать основные характеристики;

- определить принцип целостности – основы педагогического процесса;

- раскрыть структуру целостного педагогического процесса.

Методы исследования: анализ, сравнение, описательный.

Структура работы. Курсовая работа содержит: введение, 4 параграфа, заключение, список использованных источников.

Понятие системного подхода, системный подход в педагогике

Системный подход явился одним из тех методологических направлений современной науки, становление которых было связано с преодолением кризиса, охватившего научное познание на рубеже ХІХ-ХХ вв, хотя «такие его основные идеи, как соотношение целого и части, несводимость целого к сумме его частей, соотношение непосредственного и опосредованного, отношение иерархии, субординации и тому подобное, в философии и других науках ставились и разрабатывались на протяжении тысячелетий»[1].

На современном этапе сущность этого подхода раскрывается, прежде всего, в специфике задач, которые выступают как центральные при его реализации. Основная цель многообразных системных исследований может быть сформулирована как поиск научньгх средств, с помощью которых можно выразить целостность исследуемого объекта, то есть охарактеризовать те специфические черты, свойства, признаки, «органы» и т.д., которые «делают» объект системой».

Все исследователи системного подхода подчеркивают, говоря словами В.Г. Афанасьева, что систему можно определить «как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам. Система активно воздействует на свои компоненты, преобразуя их соответственно собственной природе»[2].

Однако, чтобы всесторонне развивать систему, нужно изучить прежде всего, ее внутреннее строение, то есть «установить, из каких компонентов она образована, каковы ее структура и функции, а также силы, факторы, обеспечивающие ее целостность, относительную самостоятельность»[3].

С другой стороны, они должны рассматриваться в динамике их реального существования. Динамика системы, «в свою очередь, проявляется двояко: движение системы есть, во-первых, её функционирование, её деятельность и, во- вторых, её развитие – возникновение, становление, эволюционирование, разрушение, преобразование. Соответственно этому адекватное представление о сложно-динамической системе требует трех плоскостей ее исследования предметной, функциональной и исторической»[4].

Разнообразные варианты системных исследований развиваются в двух основных направлениях. Наиболее многочисленны попытки построения специально-научных системных концепций, в различных модификациях, охватывающих биологию, психологию, педагогику и др. социальные науки. И второе направление - попытки построения различных вариантов общей теории систем. Впервые системный подход был философски обоснован К.Марксом и применен им к анализу капиталистического производства. Его фундаментальный труд «Капитал» послужил классическим образом системного исследования как целого различных сфер общественной жизни, а воплощенные в нем принципы изучения органического целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте и т.п.) явились важнейшими методами диалектико-материалистической методологии научного познания[5]. Такой подход есть одна из важнейших форм конкретизации диалектико-материалистического учения о всеобщей связи и всеобщем движении, развитии материальной действительности и форм ее отражения в сознании человека. Только на этой основе можно правильно осмыслить то разнообразие специально-научных приложений системного анализа, которое существует в наше время.

Социальные системы включают в себя и педагогические системы, относящиеся к классу самоуправляемых систем, то есть систем, которым присущи механизмы, факторы управления. Они-то и обеспечивают целостность системы, ее функционирование, совершенствование и развитие. На сегодняшний день известно два типа, два механизма управления - стихийный и сознательный.

Из вышеуказанного следует, что любая система включает ряд взаимосвязанных аспектов:

- элементный, определяющий содержание компонентов, из которых образована система;

- структурный, раскрывающий внутреннюю организацию системы и способы взаимодействия образующих ее компонентов;

- функциональный, показывающий, какие функции выполняет система и образующие ее компоненты;

- интегративный, раскрывающий источники, факторы сохранения, совершенствования и развития системы;

- коммуникационный, отражающий взаимосвязи данной системы с другими как по «горизонтали», так и по «вертикали»;

- исторический, отвечающий на вопрос, каким образом возникла система, какие этапы она прошла, каковы перспективы ее дальнейшего развития[6].

Все понятия системного исследования (система, элемент, структура, связь, организация, управление, цели и т.п.) служат тому, чтобы с различных сторон охарактеризовать и конструктивно выразить интегративные, целостные свойства предмета. Следует также отметить, что большинство из понятий «система» и ряда операций с ним можно записать также в символьном виде, близком к употреблению сходных математических терминов.

Практически любой объект с определенной точки зрения может рассматриваться как система. Основные системные принципы: целостность – принципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого, зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т.д. внутри целого; структурность – возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. сети связей и отношений системы, обусловленность поведения системы поведением ее отдельных элементов и свойствами ее структуры; взаимозависимость системы и среды; иерархичность – каждый компонент системы в свою очередь может рассматриваться как система, а данная система представляет собой один из компонентов более широкой системы; множественность описания – в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы и др.

В наиболее общем плане системы можно классифицировать на материальные и абстрактные. Последние являются продуктом человеческого мышления. Выделяются статичные и динамичные системы. Для статичной системы ее состояние с течением времени остается постоянным. Динамичная система изменяет свое состояние во времени. Если знание значений переменных системы в данный момент времени позволяет установить состояние системы в любой последующий или предшествующий моменты времени, то такая система является однозначно детерминированной. Для вероятностной (стохастической) системы знание значений переменных в данный момент времени позволяет только предсказать вероятность распределения значений этих переменных в последующие моменты времени.

Любой объект педагогического исследования можно представить в виде системы. При этом системные свойства педагогического объекта не обусловлены свойствами составляющих его элементов, поскольку они являются определенным результатом протекающих внутри него интегративных процессов. Непосредственно к приведенным нами выше общенаучным определениям примыкает определение, данное С.Я. Батышевым: «В педагогике под системой принято понимать комплекс взаимодействующих между собой элементов, связей и отношений между объектами»[7].

Более узкое определение педагогической системы для анализа целостных педагогических объектов дает Н.В.Кузьмина: «Педагогическую систему можно определить как взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования личности учащегося, готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе»[8]. Выделение функциональных компонентов как раз и стало той самой продук- тивной пятикомпонентной моделью (рис. 1), на базе которой было создано мно- жество прикладных теорий, концепций и моделей как самой Н.В. Кузьминой, её учениками и последователями, так и исследователями.

В.П.Беспалько под педагогической системой понимает «определенную совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами»[9].

Учитывая тот факт, что педагогические системы являются открытыми, так как между ними и окружающим миром происходят информационные процессы, Т.И.Шамова дает следующее определение педагогической системы: «Педагогическая система - это социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности»[10].

Анализ точек зрения на педагогическую систему показывает, что принципиально важным является вопрос о том, что является основанием для ее выделения. Наукой выделено несколько взаимосвязанных структурных элементов педагогической системы, наиболее значимыми из которых являются: учащиеся, цели воспитания (обучения), содержание воспитания (обучения), педагогические, технические средства обучения, организационные формы педагогической работы. В данном случае наиболее убедительной, на наш взгляд, является точка зрения Г.Н.Александрова, который под педагогической системой понимает «систему, которая характеризуется целенаправленным к развитию ученика функционированием, особой структурой, связями и отношениями между ее элементами»[11].

Педагогические исследования, являясь комплексными, обеспечивают радикальные сдвиги в изучении процесса образования и в его совершенствовании. Этим определяется важность применения принципов системного подхода в сфере педагогических исследований. По мнению Э.Г.Юдина, существует несколько важных точек приложения системного подхода к педагогической науке. "Это, во-первых, построение и обоснование предмета современной педагогики как принципиально комплексной научной дисциплины, объединяющей методы и подходы дидактики, социологии, психологии, антропологии и логики. Во-вторых, проблема построения современных моделей развития системы образования в зависимости от общего социального развития.

В-третьих, проблема органической взаимосвязи процесса обучения и воспитания и специальных средств, обеспечивающих такую связь.

В-четвертых, построение современной теории формирования личности, т.е. теории, учитывающей серьезные изменения, которые претерпело положение личности в современном мире. В-пятых, использование системного подхода для построения современной концепции целей и содержания образования"[12].

В своем исследовании рассмотрим более подробно наиболее важную подсистему: "учитель-ученик". По мнению Г.Н.Александрова, в этой подсистеме с наибольшей силой проявляются такие факторы: - степень связи ученика с учителем (от полной свободы выбора до жесткой детерминации); - взаимодействие биологических (врожденных) обстоятельств с социальными (приобретенными) влияниями и свойствами; - стиль общения учителя[13].

Наши рекомендации