Индивидуально-воспитательной работы

Методические рекомендации

По организации индивидуально-воспитательной

Работы в органах внутренних дел Республики Казахстан

Общие положения

1. Проведение целенаправленной воспитательной работы с сотрудниками органов внутренних дел (далее – ОВД) определяется как важнейшая часть и приори­тетное направление управленческой деятельности руководителей всех уровней.

Руководители подразделений ОВД несут персональную ответственность, как за результаты оперативно-служебной и боевой деятельности подчиненных, так и за состояние, конкретность и действенность воспитательной работы с личным составом, в том числе и за состояние индивидуально-воспитательной работы.

2. Индивидуально-воспитательная работа (далее – ИВР) является составной частью воспитательной работы, проводимой с личным составом ОВД.

ПодИВР следует понимать систему целенаправленных мер индивидуального воспитательного воздействия со стороны руководителей всех уровней, а также наставников на конкретную личность сотрудника. Целью воздействия является всестороннее изучение личных качеств, способностей, индивидуальных особенностей, интересов, потребностей, характера, темперамента, развития навыков и качеств, необходимых для успешного выполнения оперативно-служебных задач каждого сотрудника.

3. Актуальность и значимость воспитательной работы с личным соста­вом, необходимость ее коренного улучшения в настоящее время опреде­ляются следующими причинами:

1) снижением уровня морально-психологического состоянияличногосостава, которое проявляется в росте нарушений дисциплины и законно­сти;

2) утратой профессионализма и общей культуры сотрудников. Все еще высок уровень числа жалоб и заявлений на их грубость, хамство, невниматель­ное отношение к гражданам. Нередки случаи с их стороны оскорбления и унижения людей, обратившихся за помощью в полицию. Ряд сотрудников недостаточно глубоко изучили нормативные акты, регламентирующие их служебные обязанности и необходимые для общения с населением, не умеют вести себя в общественных местах;

3) отсутствием нормальных жилищно-бытовых условий, социальных гарантий, льгот и компенсаций, низкой заработной платой (по сравнению с другими правоохранительными органами) сни­жением уровня жизни и правовой защищенности сотрудников. Физическими, моральными и психологическими на­грузками. Это в свою очередь влечет у части сотрудников потерю уверенности в необхо­димости и полезности труда, апатию, безразличие к результатам служеб­ной деятельности. В результате не прекращается отток квалифицирован­ных кадров и размывание профессионального ядра в ведущих службах.

4. Предпринятые в последние годы усилия по совершенствованию воспитательной работы в ОВД в определенной степени способствовали повышению эффективности этой деятельности. Вместе с тем принимаемые меры воспита­тельного воздействия, формы их реализации не в полном объеме соответ­ствуют предъявляемым требованиям, не адекватны реалиям жизни, потребностям оперативной обстановки, качественному составу кадров.

2. Понятие, цели, задачи и содержание
индивидуально-воспитательной работы

5. Важнейшей составной частью процесса воспитания является ИВР, проводимая руководите­лями органов внутренних дел всех уровней со своими подчиненными, которая направле­на в первую очередь на формирование в коллективах здорового морально-психологического климата, предупреждение нарушений законности и дис­циплины, повышение профессионализма сотрудников, их ответственности за выполнение своих служебных обязанностей. В силу своей значимости, действенности индивидуальная воспитательная работа выдвигается на од­но из первых мест в системе повседневного влияния на личный состав.

Организация и осуществление ИВР с сотрудниками в органах внутренних дел преследуют следующие основные цели:

1) приобретение необходимых профессиональных знаний, навыков, умений и качеств;

2) повышение уровня профессионализма и овладение передовыми мерами оперативно-служебной деятельности;

3) выработка сознательного отношения к выполнению служебного и воинскoгo долга, иммунитета к негативным воздействиям;

4) соблюдение законности и служебной дисциплины;

5) воспитание патриотизма и гражданственности.

ИВР предусматривает решение следующих задач:

1) определение круга лиц, на которых возлагается проведение индивидуальной воспитательной работы с личным составом;

2) составление общей схемы организации ИВР в органе, подразделении, учреждении внутренних дел;

3) оказание руководящему составу методической помощи в выборе методов и средств индивидуального воспитания сотрудников;

4) выявление сотрудников, требующих проведения обязательной и в первоочередном порядке индивидуальной воспитательной работы. К ним относятся лица, недавно принятые на службу в органы внутренних дел, молодые специалисты, сотрудники, имеющие низкие показатели в оперативно-служебной деятельности, допускающие нарушения служебной дисциплины;

5) осуществление анализа и контроля состояния и результативности ИВР;

6) обобщение и распространение положительного опыта ИВР.

В подразделениях внутренних дел ИВР осуществляется на основе использования рекомендаций педагогики и психологии и проводится с учетом индивидуальных особенностей личности сотрудника в тесной связи с выполняемыми им служебными задачами.

В повседневной деятельности ИВР проводится и на службе, и в обучении, и в быту. В то же время она характеризуется определенными чертами, которые раскрывают ее сущность и подчеркивают ее отличие и определенные преимущества перед другими коллективными формами воспитания.

Отличительные черты индивидуально-воспитательной работы.

1) ИВР обладает наибольшей целеустремленностью и кон­кретностью, т.к. проводится всегда с конкретным человеком и преследует актуальные для каждого момента цели.

2) ИВР характеризуется оперативностью. Она может проводиться в любое время, в любой обста­новке, наиболее доступна всем руководителям, понимающим ее сущность и владеющим ее методами.

3) ИВР присуща наибо­лее высокая действенность. Это обеспечивается применением самых раз­нообразных средств и методов личностного влияния на сотрудников с уче­том их индивидуальных особенностей, как в общем плане, так и с учетом реакции на эти воспитательные воздействия в конкретной ситуации.

Содержание индивидуальной воспитательной работы включает
в себя:

1)глубокое изучение сотрудника как личности;

2) определение перспектив и программы воспитательной работы с личным составом;

3) выбор и применение наиболее эффективных средств, методов и форм инди­видуального воспитательного воздействия на личность;

4) направление усилий всех категорий руководителей и сотрудников кадровых аппаратов на формирование позитивных черт личности у сотрудника;

5) постоянный контроль за ходом и результатами индивидуальной воспитательной работы.

Значение индивидуально-воспитательной работы во всей системе воспитательного процесса состоит в следующем:

1) Повседневная и конкретная ИВР помогает лучше изучить человека, детально и конкрет­но разобраться с каждым в отдельности, глубже узнать, как реально вос­принимаются предъявляемые к нему требования. Целенаправленно осуществляя ИВР, можно понять сильные и слабые стороны сотрудников и на основе этого определить конкретные меры даль­нейшего индивидуального воздействия на каждого из них.

2) ИВР является наиболее действен­ным средством формирования внутренней убежденности человека. Она позволяет с наибольшей полнотой судить об эффективности передаваемых ему знаний, рекомендаций, которые данный сотрудник реализует в ходе своей практической деятельности.

3) ИВР, осуществляемая в системе «руководитель - подчиненный сотрудник», способствует повышению их взаимной ответст­венности. У руководителя - за то, как его советы и рекомендации реализуются на практике и насколько они значимы, действенны, реальны. У подчиненного - за то, что он выполняет пожелания, высказанные начальником, старшим товарищем.

4) В ИВР заложены наиболее широкие возможности для про­ведения повседневной работы по формированию у каждого сотрудника вы­соких нравственных и профессиональных качеств, совершенствованию служебного мастерства. В этом проявляется одна из предпосылок развития наставничества в органах внутренних дел, необходимость дальнейшего со­вершенствования которого вызывается приходом на службу большого ко­личества новых сотрудников.

Под ИВР принято пониматьсистему целенаправленных мер индивидуального воспитательного воздей­ствия, осуществляемых с учетом особенностей человека и нацеленных на формирование всего комплекса личных, профессиональных и нравствен­ных качеств сотрудника в интересах образцового выполнения оперативно-служебных задач, укрепления законности и дисциплины.

Система

индивидуально-воспитательной работы

6. ИВР проводится со всем личным составом ОВД. Ее повседневное, целенаправленное проведение является служебной обязанностью, составной частью управленческой деятельности руководителей любого уровня, закрепленной в должностных инструкциях. Роль руководителя в проведении ИВР в обязательном порядке оценивается при их служебном аттестовании, проверке деятельности подчиненных органов, служб и подразделений.

7. Организация ИВР должна находится под личным контролем председателей комитетов, начальников департаментов центрального аппарата, начальников департаментов внутренних дел, самостоятельных подразделений, учебных заведений Министертва внутренних дел и горрайлинорганов. Планирование, контроль и анализ мероприятий ИВР, обучение руководителей формам и методам ее проведения возлагается на их заместителей по кадрам.

8. Персональная ответственность за организацию и проведение индивидуальной профилактической и воспитательной работы в органах и подразделениях внутренних дел возлагается на начальников и их заместителей по кадрам.

9. Индивидуальная профилактическая и воспитательная работа проводится:

1) в комитетах, департаментах Министерства внутренних дел:

- председателем, начальником – со своими заместителями, начальниками управлений (отделов) и их заместителями;

- заместителями председателя, начальника – с подчиненными начальниками управлений и отделов, их заместителями;

- начальниками управлений - с начальниками отделов;

- начальниками отделов и их заместителями - с подчиненными сотрудниками.

2) в департаментах внутренниз дел, самостоятельных подразделениях:

- начальником – со своими заместителями;

- заместителями начальника – с подчиненными начальниками управлений, отделов, их заместителями;

- начальниками управлений - с начальниками отделов и их заместителями;

- начальниками отделов и их заместителями - с подчиненными сотрудниками.

3) в горрайлинорганах:

- начальником – со своими заместителями, начальниками непосредственно подчиненных отделов и их заместителями;

- заместителями начальника – с подчиненными начальниками отделов, их заместителями;

- начальниками отделов и их заместителями - с подчиненными сотрудниками.

4) в учебных заведениях МВД:

- начальником – со своими заместителями, начальниками непосредственно подчиненных лабораторий, кафедр, факультетов, отделов, служб и их заместителями;

- заместителями начальника – с подчиненными начальниками лабораторий, кафедр, факультетов, отделов, служб их заместителями;

- начальниками лабораторий, кафедр, факультетов, отделов, служб и их заместителями - с руководителями подчиненных структурных подразделений, подчиненными сотрудниками.

5) в строевых подразделениях:

- командир подразделения - со своими заместителями, командирами (начальниками) непосредственно подчиненных структурных подразделений (батальонов, рот), служб, отделов;

- заместители командира – с подчиненными сотрудниками по направлениям деятельности, командирами курируемых подразделений

- командиры батальонов (рот, взводов) – со своими заместителями, командирами непосредственно подчиненных структурных подразделений (взводов, отделений, групп);

- командиры отделений, групп - с подчиненным личным составом;

- начальниками отделов (служб) и их заместителями - с подчиненными сотрудниками.

Заместители (помощники) начальника (командира) по кадрам дополнительно организуют и проводят индивидуальную профилактическую и воспитательную работу с активом органа (подразделения) внутренних дел, сотрудниками склонными к нарушениям служебной дисциплины и законности.

В случае большой численности службы (отдела, отделения) личный состав распределяется равномерно между начальником и его заместителями, при этом начальник организует работу с сотрудниками, на которых необходимо обращать особое внимание.

Каждый руководитель, помимо проводимой индивидуальной профилактической и воспитательной работы, осуществляет контроль данного направления в деятельности непосредственно подчиненных руководителей.

Наши рекомендации