Тема 2.1. Обобщение новаторского и передового педагогического опыта

- Сущность и критерии новаторского и передового педагогического опыта.

Сущность новаторского и педагогического опыта.

- Источники педагогического опыта. Критерии выбора педагогического опыта для обобщения. Уровни обобщения педагогического опыта

- Обобщение, представление и распространение педагогического опыта.

- Система работы по изучению новаторского и передового педагогического опыта. Основные формы и методы выявления и изучения новаторского и передового педагогического опыта.

- Требования к методическим разработкам.

Требования к оформлению новаторского и передового педагогического опыта.

Педагогический опыт –

1).творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности.
Опыт педагогический подразделяется на исторический (результаты педагогической теории и практики, полученные на протяжении всей истории образования), массовый (результаты педагогической теории и практики, которые широко применяются в практике большинства учителей), передовой (характеризуется тем, что учитель получает лучшие результаты за счет усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса), новаторский (содержащий элементы новизны, открытия, изобретения, авторства).

2).результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач.

3).дидактические системы, разработанные на основе теории, высокая эффективность которых была доказана в процессе педагогической практики.

Классификация педагогического опыта

Педагогический опыт можно классифицировать как:

· индивидуальный и массовый (коллективный);

· перспективный и бесперспективный;

· реальный и потенциальный;

· положительный и отрицательный;

· передовой и устаревший;

· новаторский;

· творческий и репродуктивный;

· стихийный и планомерно (целенаправленно) сформированный.


Рассмотрим данную классификацию подробно.

Реальный (состоявшийся, наличный) опыт отражает (фиксирует) прошлое, то что "имело место", было, уже прошло.
Потенциальный (возможный, вероятный) опыт всегда обращен в будущее, он предполагает, прогнозирует, предугадывает то, что может состояться, реализоваться или нет в зависимости от определенных обстоятельств.

Положительный (полезный, нужный) опыт требует развития, закрепления, поощрения.
Отрицательный (бесполезный, вредный) опыт требует исключения, препятствия его возникновению и развитию.

Передовой (прогрессивный) опыт содержит в себе нечто новое, в отличие от обычной практики и наряду с этим, обеспечивает эффективность учебно-воспитательного процесса. Передовой опыт выражается в высоких образцах деятельности учителя, добивающегося в типологических условиях наивысших результатов, не требуя при этом каких-либо координальных изменений
Устаревший опыт не имеет объективных показателей вне конкретных условий, так как то, что для одних педагогов и педагогических коллективов выступает как передовое, новое, для других - пройденный этап.

Новаторский (абсолютно новый, ранее неизвестный) опыт учителя оказавшийся настолько передовым, что обогатил педагогическую науку, т.е. общественное педагогическое знание. "Педагогическое новаторство - это специфическое явление, отличное от сложившегося массового опыта, в известной мере отрицающее сложившиеся традиции, старые или устаревшие приемы, формы, способы обучения и воспитания." (Советская педагогика. - № 11. - 1986).

Творческий опыт - синоним новаторского опыта. "В его основе - процесс и результат работы по созданию чего-либо нового, неизвестного прежде, следствие осуществления замыслов, идей, принципов, примеров в какой-либо области." (Советская педагогика. – № 4. - 1986). У новаторского опыта всегда есть автор - педагог или педагогический коллектив.

Стихийный опыт складывается спонтанно, сам собой, невозможно прогнозировать, где и когда он появится, при этом педагог, не осознавая того, получает в своей практике неожиданные результаты (положительные или отрицательные).
Планомерный опыт складывается целенаправленно, постепенно формируется, «выращивается», при этом педагог или педагогический коллектив последовательно реализуют свой замысел (теоретически обоснованный), по необходимости осуществляя коррекцию исходного замысла и накапливающегося опыта.

Тренажер
«Описание педагогического опыта»


Тренажер служит для упражнения в подготовке автором описания педагогического опыта, в виде информационно-педагогического модуля.

Информационно-педагогический модуль (ИПМ) – это краткое конструктивное описание информации, удовлетворяющее следующим требованиям:

· логическая завершенность – т.е. информация должна носить целостный характер и описывать конкретную часть опыта, отнесенную к одной из педагогических категорий (принцип, метод, содержание образования и др.);

· информативность (информация должна быть достаточной для использования в практике без обращения к первоисточнику и дополнительным источникам);

· популярность (язык записи ИПМ должен быть понятен педагогу любой квалификации).

Главная задача при составлении ИПМ – системный подход к отражению педагогической информации. Части-модули должны представлять не обрывки, а логически завершенные фрагменты опыта, научного исследования, определенным образом переработанные.

При подготовке ИПМ, автор информации, специалист методической службы, структурирует обработку информации, отвечая на следующие вопросы:

1. Что это? (К какой педагогической категории относится?).

2. Зачем? (Целевое назначение).

3. Как? (Технология, алгоритм).

4. Что это дает? (Каков результат?).

5. За счет чего? (Условия эффективности и противопоказания в применении).

Требования к оформлению документа:

1). Текстовый документ должен быть подготовлен в редакторе MS Word и сохранен в формате doc
2). Документ должен иметь следующую структуру:

Наши рекомендации