Классификация и уровни передового педагогического опыта
1. Понятие передового педагогического опыта, его критерии. Инновационные процессы занимают все большее место в деятельности дошкольных учреждений, а руководители и педагоги становятся своего рода новаторами в области нового и перспективного. Однако руководители дошкольных учреждений зачастую не только не умеют обобщать передовой (эффективный, прогрессивный, положительный, перспективный) педагогический опыт (далее ППО), но и затрудняются в выделении его критериев. В исследовании, проведенном Е.В. Давыткиной, 89% руководителей признались, что не умеют выдвинуть гипотезу, выделить ведущую идею собственного ППО, увидеть взаимосвязь между различными сторонами педагогических явлений, убедительно аргументировать выводы.
В педагогической литературе существует до 40 определений понятия ППО. В качестве рабочего возьмем определение Я.С. Турбовского. ППО – это отвечающий современным требованиям, открывающий возможности постоянного совершенствования, оригинальный по содержанию, логике, методам или приемам образец педагогической деятельности, который приносит лучшие по сравнению с массовой практикой результаты. В практике управления дошкольным учреждением у руководителей возникает потребность разграничения ППО и массовой педагогической практики. Поэтому встает задача проанализировать критерии ППО и выделить те, которые наиболее полно отражают сущность данного понятия.
Критерии ППО:
Ø новизна, которая прослеживается в педагогических идеях, приемах, средствах, методах педагогического взаимодействия по сравнению с общепринятыми в практике;
Ø актуальность и перспективность, проявляющаяся в необходимости вносимых опытом преобразований в педагогический процесс для дальнейшего совершенствования практики учебно-воспитательной работы; адекватности опыта основным задачам воспитания и обучения, развития его и применения на практике;
Ø высокая результативность и эффективность, предполагающие, что ППО должен давать «обильный урожай», высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем и специальном развитии детей. Причем результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов;
Ø стабильность результатов, предполагающая сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях обучения и воспитания, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени;
Ø репрезентативность – это: а) достаточная проверка опыта во времени; б) подтверждение хороших результатов не только в работе одного воспитателя, но и в деятельности всех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение; при одинаковых условиях и методах передовой опыт должен стать достоянием других педагогов, он не может быть связан только с особенностями личности его творца;
Ø оптимальность данного опыта в целостном педагогическом процессе. ППО должен обеспечивать достижения более высоких результатов при наименьшей затрате сил и времени, не допуская перегрузки педагогов и детей. А также возможность вписать опыт в существующую систему работы, не жертвуя при этом решением других воспитательных и образовательных задач;
Ø соответствие современным достижениям педагогики и методики. Должна существовать возможность анализировать ППО и обосновывать с позиций современных педагогических знаний.
ППО помогает педагогу изучить новые подходы к работе с детьми, выделить их из массовой практики. В то же время он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Передовой опыт зарождается в массовой практике и является в какой-то степени ее итогом.
2. Основные этапы работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта. Выявление, изучение, обобщение и распространение ППО является важной частью методической работы в дошкольном учреждении. Роль заместителя заведующего по основной деятельности в обобщении опыта очень велика, так как именно он должен увидеть этот ППО в незаметном ежедневном труде педагога, осмыслить его, проанализировать, какими средствами достигаются хорошие результаты.
Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО:
1. Выявление объекта изучения, предполагающее: а) оценку деятельности педагога с помощью диагностической программы наблюдения; б) выявление педагогов, получающих устойчивые положительные результаты; в) первый сбор информации о деятельности педагога; г) выявление факторов, способствующих получению высоких результатов; определение объекта изучения.
2. Постановка цели изучения, предполагающая: а) выявление существенного противоречия, на разрешение которого направлен творческий поиск воспитателя; б) формулировку проблемы; в) теоретическое обоснование опыта; г) формулировку гипотезы о сущности и основных идеях опыта; д) определение цели изучения.
3. Сбор информации об изучаемом ППО, включающий: а) отбор методов сбора и обработки информации; б) составление программы наблюдения за деятельностью педагога и детей на занятиях и в повседневной жизни по изучаемой проблеме; в) реализацию методов сбора информации об опыте; г) обработку собранной информации.
4. Педагогический анализ собранной информации, включающий: а) расчленение изучаемого опыта на части, соответствующие основным идеям опыта; б) оценку идей опыта на основе критериев; в) определение причинно-следственных связей между идеями опыта; г) выявление места и роли в целостной педагогической системе.
5. Обобщение ППО, предполагающее: а) систематизацию и синтез полученных на основе анализа данных; б) формулировку сущности и ведущих идей опыта; в) раскрытие условий, в которых развивался опыт, и затруднений, с которыми сталкивался педагог; г) определение границ применения опыта и его практической значимости для других педагогов; д) описание опыта в соответствии с определенными требованиями.
6. Распространение ППО, предполагающее: а) разработку рекомендаций и определение дальнейших перспектив развития опыта; б) знакомство с результатами ППО педагогов дошкольного учреждения, в котором изучался и обобщался опыт, а также специалистов из других учреждений на уровне района, города, области, республики.
Для того чтобы наиболее полно оценить мастерство педагога, недостаточно ограничиться только просмотром занятий по определенному разделу или наблюдением одного вида деятельности. Желательно оценивать деятельность педагога в разных аспектах.
3. Классификация и уровни передового педагогического опыта. Понятие «передовой» подразумевает, что определенный результат обязательно должен сравниваться с реальной практикой. Поэтому, чтобы признать опыт работы одного из своих педагогов передовым, лучшим в сравнении с другими результатами, руководитель и его заместитель по основной деятельности должны быть знакомы с соответствующими научными разработками, достижениями практиков в своем районе, городе, области, республике, а также классифицировать и определять уровни ППО.
Классификация ППО (по Ю.К. Бабанскому):
Ø коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является автором;
Ø исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный – определяется по степени новизны. В последнем успешно повторяются уже известные методические рекомендации и опыт других педагогов – мастеров труда. В поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт. Исследовательский – это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их;
Ø эмпирический, научно-теоретический – определяется по характеру научной обоснованности.
Уровни ППО (по М.Н. Скаткину, М.Р. Львову):
Ø первый уровень – достижение мастерства. Безупречное, гибкое применение всего того, что в педагогике и методике является новым. Новизна в этом случае проявляется, во-первых, в деталях (удачно подобранные примеры, оригинально и занимательно составленные серии заданий, гибко разработанная система поощрений и оценок, четко поставленная обратная связь – чувство группы, умение видеть каждого ребенка). Во-вторых, в сочетании методов и приемов, т. е. в оригинальном построении системы занятий, экскурсий, игр, в необычной и эффективной организации самостоятельной деятельности детей;
Ø второй уровень предполагает внесение в практику обучения и воспитания и в педагогическую теорию существенно нового – это могут быть метод и прием (комплекс, набор приемов) обучения и воспитания, средства обучения, принципиально новые типы пособий;
Ø третий уровень – новаторство. Наиболее крупные новшества, требующие изменения программ, общепринятых методик, учебников, пособий, дидактических материалов, неизбежно входят в конфликт с установившейся и привычной системой. Новаторство возможно лишь на основе глубокого понимания законов социального развития, большой образованности автора и его педагогического чутья.
Таким образом, для любого педагога, изучающего ППО, важен не только результат, но и методы, приемы, при помощи которых достигнут этот результат. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении ППО в своей группе.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите и раскройте критерии передового педагогического опыта.
2. Дайте характеристику основным этапам работы по изучению и обобщению передового педагогического опыта.
3. Какие уровни передового педагогического опыта Вам известны?
Литература: 15, 28 (осн.), 1, 5 (доп.).
Лекция 15