Воспитание, школа и педагогическая мысль в Древней Греции
ЛЕКЦИЯ 3
1. Школа в Древней Греции.
2. Спартанское и афинское воспитание.
3. Философы Древней Греции о воспитании.
1. Школа в Древней Греции. Развитие воспитания и зарождение педагогической мысли в Древней Греции связано с культурой городов-полисов (государств), когда воспитание заняло особое место в обществе (VI–IV вв. до н.э.). Государство стало брать на себя заботу об обучении и воспитании детей имущих слоев. Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурное о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать". Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол. Именно поэтому, как утверждает древнегреческий историк Плутарх, победители из города Милет наказали детей побежденных запретом учиться грамоте и музыке. Зачастую города-полисы не прерывали учебу юных граждан даже в трудные дни войн. Когда умирал философ Анаксагор (500–428 гг. до н.э.), горожане спросили, чем почтить его память. Он сказал: "Пусть в день моей смерти у школьников не будет занятий".
В школе закладывалось все великое и прекрасное, что оставила нам Древняя Греция. Школы были небольшими – 20–50 учеников с одним учителем. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низких складных табуретках. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было, выходные выпадали на городские и семейные праздники. Платили учителям немного – примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: "Он умер или стал учителем".
Книг было мало. Знания усваивались на слух с голоса учителя. На начальное обучение тратилось 6–8 лет, оно закладывалось примерно к 14-летнему возрасту. Учили начаткам чтения, письма и пения. Читать учились по складам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова – имена богов и героев. Потом читали первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: "Прекрасен тот, кто вправду человек во всем", "Приятно, если умный сын в дому растет", "Пусть все несут совместно бремя общее" и т.п. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.
Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочкой (стило), заостренной с одного конца: острым концом выцарапывали буквы, тупым стирали написанное. Для упражнений в счете служила доска абак, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т.д. На клетки клали бобы или камешки от одного до десяти. С помощью абаки учились четырем арифметическим действиям. Пению учили только в унисон, с голоса, поскольку нот не было. Пение сопровождали игрой на семиструнной кифаре.
В период расцвета Древней Греции ведущую роль играли два государства-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. Эти государства не только представляли различные политические системы (авторитарная в Спарте и республиканская в Афинах), но и во многом олицетворяли противоположные принципы воспитания и обучения.
2. Спартанское и афинское воспитание.Спартанская система воспитания. Спарта представляла собой военный лагерь: победителей было меньше, чем побежденных (9 тысяч рабовладельцев и 250 тысяч рабов). В связи с этим вся жизнь государства была подчинена строгой дисциплине, а быт спартанцев имел своеобразную военизированную форму. Каждый гражданин принадлежал государству и воспитывался сообразно его целям: он должен был защищать государство при нападении врагов. Отсюда цель спартанского воспитания – подготовка физически развитого, сильного духом, разбирающегося в военном деле человека.
Государство контролировало семейное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные же и слабые уничтожались (по преданию их бросали в Тайгетскую пропасть). С самого раннего возраста детям прививали свойственные спартиатам навыки поведения. Детей не пеленали, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности, возможные в будущих военных походах. До 7 лет дети воспитывались в семье на попечении нянек-кормилиц, в дальнейшем – за счет государства в особых для всех одинаковых учебных заведениях. Один только наследник престола освобождался от обязанности воспитываться в общественном заведении. Сроки государственной системы обучения и воспитания были весьма продолжительными и делились на два больших этапа: с 7 до 18 лет, с 18 до 20 лет.
На первом этапе (до 18 лет) спартиаты воспитывались в агеллах, специализированных государственных учреждениях, существовавших в форме военных лагерей. Воспитание проходило под надзором педонома, человека, который выбирался советом старейшин. Дети вместе жили, учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма. Весь обиход жизни, начиная с платья и заканчивая стрижкой волос, был строго определен древнедорийскими обычаями. Физическое воспитание включало в себя закалку, привычку к лишениям, умение переносить любую боль. Воспитанники ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. Ежедневно предписывалась холодная ванна в Эвроте, здесь же они учились и плавать. Пища была скудная и простая. Верхней одеждой подросткам во все времена года служил легкий плащ. В ходу были наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.
Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены – члены общины, имевшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности, публичной порке, которую следовало выдерживать без стонов и слез. Взрослые, наблюдая за детьми, нарочно их ссорили, вызывая драку, и следили, кто в драке ловчее и смелее. Эйрены являлись помощниками педономов в физической и военной муштре остальных подростков.
На втором этапе (с 18 до 20 лет) спартиаты продолжали обучение в школах военного искусства эфебиях, где их готовили к военной службе. Военно-гимнастическое воспитание включало в себя бег, прыжки, метание диска и копья, борьбу, рукопашный бой. Нравственно-политическое воспитание предполагало беседы политических деятелей с молодежью. К минимальному обучению грамоте добавляли музыку и пение, которые преподавались более тщательно: воспитанники пели богослужебные гимны, хвалебные песни в честь граждан, погибших в сражениях за отечество, участвовали в военных танцах. Знаниями не интересовались, даже чтение и письмо не считали нужными. Ораторское искусство не уважали, так как считали его искусством болтать и красиво лгать. Спартанцы предпочитали высказывать свои мысли в немногих словах, четко и кратко отвечать на вопросы (от слова Лакония произошло выражение "лаконическая речь").
Воспитание становилось более суровым. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу. Весьма своеобразно боролись с пороками. Законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться и водили по площади, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница. Даже в этом возрасте железная дисциплина не ослабевала, она стала поддерживаться частыми телесными наказаниями (секли плетьми). Только к 20 годам эйрен получал полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретал статус полноправного члена военной общины.
Женское воспитание в Спарте ничем не отличалось от мужского. Спартанки выходили из гимнастических курсов рослыми, красивыми, сильными, не уступая мужчине ни в мужестве, ни в чувстве чести. В ведении домашнего хозяйства они были не сведущи: кухня, пряжа, ткацкое дело и т.п. составляли обязанность домашних рабынь. Зато сама спартанка вскармливала своих детей, отлично вела их воспитание, энергично и умно управляла домом. Как член государства она глубоко понимала общественные дела, как супруга и мать оказывала сильное и решительное влияние на мужа и детей и пользовалась в Спарте большим авторитетом.
Таким образом, воспитание в Спарте преследовало цели государства. Государственная воспитательная традиция Спарты в итоге оказалась непривлекательной и скудной. Гипертрофированная военно-физическая подготовка, фактическое невежество молодого поколения – таким выглядел результат одного из первых в истории опытов государственного воспитания. Не случайно Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Однако не весь педагогический опыт Спарты оказался забытым. Традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.
Система афинского воспитания. Афины были очагом многосторонней и духовной культуры в Древнем мире. Афинское воспитание определялось законодательством Солона, которое предоставляло полную свободу индивидуального развития всех сил и дарований каждого гражданина. В Афинах право воспитания принадлежало семье: родители могли воспитывать своих детей как угодно и как позволяли им средства. Афинское государство требовало, чтобы родители давали детям образование. По законам Солона, отец, например, не мог претендовать на поддержку со стороны сына в старости, если не давал ему надлежащего образования. Законы Солона обязывали каждого афинского гражданина обучаться грамоте, получить музыкальное образование, знать какое-либо ремесло (земледелие, судостроение, торговля и др.), которое обеспечивало бы ему средства к существованию. Государство заменяло родителей и само воспитывало детей граждан, погибших за отечество.
Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных граждан обычно воспитывались в семье до 7 лет родителями и няней. Целью семейного воспитания было развитие у ребенка физических сил, чувства красоты и формирование традиционных нравственных установок. В семь лет няню сменял педагог (греч. pais – дитя, аqо – веду, воспитываю; дословно – поводырь) – детоводитель. Педагогом часто оказывался самый бесполезный в хозяйстве раб. Ему поручали присматривать за ребенком, играть с ним, внушать делом и словом начала добродетели и приличия, провожать в школу, безотлучно наблюдать за его занятиями, поведением и во всем прислуживать ему. От этого слова и произошло название науки о воспитании – педагогики. С развитием общества роль педагога значительно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни – обучать, развивать духовно и физически.
Школы в Афинах появились около VII в. до н.э., были частными, следовательно платными. Размещались они в каких-либо лавках или на открытой улице, на рынках. Начальное образование давали два типа частных платных школ: мусические и гимнастические (палестры). Мусическое образование дети получали в школе грамматиста и школе кифариста. Обучение в них осуществлял учитель – дидаскал. В школе грамматиста детей учили читать, писать, считать, рассказывать, декламировать стихи. Чтению учили по буквам и складам; писать по прописям. Для начального письма служили навощенные дощечки и стиль (палочка: с одного конца острая, а с другого лопаточка; острием чертили буквы, лопаточкой заравнивали ошибки). Пособием для чтения служили поэмы Гомера. Читаемые образцы объяснялись учителем и пересказывались учениками, лучшие места заучивались наизусть. Обучение в мусической школе носило синкретический (сочетающий, соединяющий) характер. Например, тексты "Илиады" и "Одиссеи" произносились нараспев под музыкальное сопровождение (игра на струнных инструментах).
По окончании грамматического курса или одновременно с ним ученик проходил еще общий музыкальный курс, посещая школу кифариста, которая давала музыкальное образование и эстетическое воспитание. Этот курс имел назначение облагородить нрав, развить изящный вкус и дать музыкальные навыки: играть на струнном инструменте (кифаре или лире), петь в хоре при различных богослужебных и праздничных обрядах. В состав музыкального курса входило также изучение стихосложения, ритмики и мелодики стиха.
С 13–14-летнего возраста, когда организм мальчиков физически укреплялся, параллельно с занятиями в школах грамматиста и кифариста или после их окончания, они начинали заниматься гимнастикой в палестре – школе состязаний. Руководил занятиями специальный учитель (педотриб). Занятия начинались с легких упражнений (игра в мяч, плавание), потом переходили к более трудным: борьбе, бегу, прыжкам, метанию диска и копья. В Афинах, даже в мужской гимнастике, преимущественное внимание обращалось на культуру движений и изящную стройность тела. Заканчивалось обучение военными упражнениями, когда мальчики становились юношами. В 18 лет их объявляли вступившими в юношеский возраст, называли эфебами, в 20 лет они получали звание совершенных граждан с правом голоса в народных собраниях.
После окончания обучения в палестре более состоятельные юноши продолжали посещать гимнасии. В V–IV вв. до н.э. таких гимнасий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг. Греческие гимнасии – это обширные огороженные пространства с аллеями, рощами, крытыми и открытыми галереями, купальнями и т.п. В гимнасиях много занимались военно-гимнастическими упражнениями, проводили философские занятия и политические беседы. В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Известно, что для Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей.
Вершиной воспитания и образования считалось пребывание 18–20-летних юношей в эфебии – общественном учреждении, где работали преподаватели, находящиеся на службе у государства. Их обучали военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр., а также строительству укреплений, управлению военными машинами, несению службы в городских гарнизонах. У эфебов была особая форма одежды – широкополая шляпа и черный плащ (хламида).
На всех ступенях афинское воспитание было обращено к благоприличиям и нравственности. Поэтому афинянина отличала искренняя религиозность, глубокое почтение к родителям, любовь к добродетели, чувство чести, обдуманность поступков, изящная вежливость и внимание в обращении со всеми. Дисциплина, в которой воспитывался ребенок дома и в школе, была довольно суровой, использовались телесные наказания. Целый ряд правил был направлен на то, чтобы воспитать в детях и даже юношах сдержанность, скромность, здравомыслие: за столом нельзя приниматься за пищу раньше родителей; нельзя сидеть за столом, закидывая ногу за ногу; по улицам следует ходить спокойно, прилично.
Женское воспитание у афинян значительно отличалось от спартанского. Девушки должны были мало есть, чтобы не утратить легкости и стройности фигуры, избегать солнца. Женщина была прикована к дому, редко показывалась на улице, постоянно была с детьми и рабынями. Учение афинянок было крайне ограниченным: не все умели читать и писать, петь и играть на лире или кифаре, но зато усердно учились рукоделию: прясть, шить, ткать, вязать. Привлекательными в женском воспитании были нравственные качества афинянки: честность, кротость, нравственная чистота.
Таким образом, воспитание в демократических Афинах осуществлялось в интересах государства, однако оно обеспечивало большее разнообразие и богатство для развития народных сил. Стала очевидной необходимость осмысления такого важнейшего явления социальной жизни, как воспитание необходимых полису граждан. В афинском воспитании ценной является идея развития истинно прекрасного в человеке, сочетающего в себе красоту тела и красоту души.
3. Философы Древней Греции о воспитании.В Древней Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки – философии. Многие общественные деятели и философы высоко ценили огромную роль воспитания как в развитии общества, так и в жизни каждого человека. Основные педагогические идеи получили отражение в учениях таких античных мыслителей, как Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель и др.
Демокрит (460–370 гг. до н.э.). Демокриту принадлежат многие утверждения и высказывания, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего развития педагогики. Придавая огромное значение воспитанию, Демокрит отмечал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: "хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать". В то же время философ указывал, что "воспитание – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретается ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи горе несравнимо ни с каким другим". По мнению Демокрита, воспитание преобразует природу человека: "Хорошими людьми становятся скорее от упражнений, нежели от природы.., воспитание перестраивает человека и создает ему вторую природу".
В обучении Демокрит главным считал не количество полученных знаний, а развитие интеллекта: "Многие всезнайки не имеют ума.., прекрасна надлежащая мера во всем. Должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума"; "Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой". В то же время он советовал учителям развивать у детей стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности: "Наихудшее из того, чему может научиться молодежь – легкомыслие".
Сократ (469–399 гг. до н.э.). Об учении Сократа, который не оставил после себя трактатов и книг, можно судить на основании свидетельств Платона и Ксенофонта, его учеников. Сократ считал, что человеческий разум по самой природе своей стремится к истине и добру. Чтобы познать их, нужно углубиться в себя. Старинное изречение "Познай самого себя", начертанное на Дельфийском храме, Сократ напоминал своим собеседникам постоянно. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь для проявления способностей человека в самопознании: "Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может".
Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. "Могучие духом.., если получат образование.., становятся полезными деятелями. Оставшись без образования, они бывают очень дурными, вредными людьми". Сократом был разработан и широко внедрен в практику метод вопросно-ответного обучения, или сократический метод. Суть его состояла в последовательной постановке вопросов таким образом, чтобы, давая ответы, обучаемый сам приходил к определенным истинным суждениям.
Платон (428–347 гг. до н.э.). Педагогическая деятельность была органической частью творческой жизни Платона. Педагогическая проблематика присутствует в его трактатах "Государство", "Законы", "Диалоги" и др. Основанное им в Афинах учебное заведение – Академия, где он преподавал многие годы, просуществовало более 1000 лет. Воспитание Платон считал важнейшим фундаментом всей жизни человека: "В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь". Главную цель воспитания видел в подготовке подрастающего поколения к выполнению определенных общественных функций законопослушных граждан. Платон первым попытался определить основные педагогические понятия: "Воспитание – воздействие взрослых на детей, формирование у них добродетели"; "Учение – приобретение знаний посредством наук".
В обучении, утверждал философ, нужно обеспечивать "свободу призвания", т.е. учитывать личные склонности детей: "Пусть воспитатель пытается направлять вкусы и склонности детей к тому занятию, в котором они должны впоследствии достичь совершенства"; "Детям нужно определять место в жизни не в зависимости от способностей их отца, а от способностей их души".
Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Ближайший ученик Платона, развивал идеи своего учителя, но вместе с тем во многом занимал противоположную этим идеям позицию. Известно его высказывание на этот счет: "Платон мне друг, но истина дороже". Три года был воспитателем Александра Македонского. Создал в Афинах учебное заведение Ликей (школа перипа – прогуливающихся), которым руководил в течение 12 лет. Написанные им в эти годы сочинения были конспектами бесед, которые философ вел со своими учениками в Ликее. К основным трудам относятся "Политика", "Поэтика", "Риторика", "Физика".
Педагогические идеи Аристотеля сводятся к следующему. Воспитание – это средство укрепления государственного строя. В извечной проблеме соотношения социальных и биологических детерминант в развитии личности считал, что, с одной стороны, "от хороших родителей может произойти лишь хорошее потомство", а с другой, подчеркивал, что "природа зачастую стремится к этому, но достичь этого не может". "Всякое искусство, и искусство воспитания тоже, - отмечал Аристотель, - имеет целью восполнить то, чего недостает от природы". Аристотель создал первую в истории педагогики возрастную периодизацию детей, указал особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Важное значение придавал воспитанию этических добродетелей и считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, через его деятельность: "Назначение человека в разумной деятельности". Творя справедливые дела, человек становится справедливым, поступая мужественно – становится мужественным, действуя умеренно – становится умеренным.
Литература для самостоятельной работы
1. Джуринский, А. Н. История педагогики : учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. Н. Джуринский. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
2. Жураковский, Г. Е. Очерки по истории античной педагогики : учеб. пособие / Г. Е. Жураковский. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. – 510 с.
3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие / под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 512 с.
4. История педагогики и образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева [и др.] ; под ред. З. И. Васильевой. – 4-е изд., испр. – М. : Издательский центр "Академия", 2008. – 432 с.
5. Капранова, В.А. История педагогики : учеб. пособие / В. А. Капранова. – М. : Новое знание, 2003. – 160 с.
6. Константинов, Н. А. История педагогика : учебник для студ. пед. ин-тов / Н. А. Константинов [и др.]. – 5-е изд., доп. и перераб. – М. : Просвещение, 1982. – 447 с.
7. Мусский, И. А. 100 великих мыслителей / И. А. Мусский. – М. : Вече, 2000, 688 с.
8. Сегянюк, Г. В. Гісторыя педагогікі : вуч. дапам. / Г. В. Сегянюк. – Мазыр : РВФ "Белы вецер", 2000. – 432 с.
9. Таранов, П. С. 120 философов. Жизнь. Судьба. Учение. Мысли : универсальный справочник по философии : в 2 т. Т. 1 / П. С. Таранов. – Симферополь : "Реноме", 2002. – 704 с.
10. Чанышев, А. Н. Философия Древнего мира : учеб. для вузов / А. Н. Чанышев. – М. : Высш. шк., 2001. – 703 с.